Конспект игры – путешествия с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как появилась посуда?»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект  игры – путешествия

с использованием  ЭОР

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Как появилась посуда?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proshloe_posudy.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

«Город Детства»

городского округа Кинель

Конспект  игры – путешествия

с использованием  ЭОР

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Как появилась посуда?»

Автор – составитель Новикова Г.А.

 

                                                             2015 г.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей посуды, процессом ее преобразования человеком.

2. Научить понимать, что человек создает посуду для облегчения своей жизнедеятельности.

3. Закрепить умение узнавать посуду из глины, дерева, стекла , пластмассы, металла и их признаки.

4. Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.

5. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, желание беречь их.

Материал:

Выставка посуды  из глины, дерева, стекла , пластмассы, металла. Экран, ноутбук, презентация « История возникновения посуды»; раскраски на каждого ребёнка; для  познавательно-исследовательской деятельности: кусочки картошки, палочки с тупым и острым концом, вилка (3 набора).

Действующие лица. Ведущий,  учёный Иван Иванович Половников, Скатерть – самобранка- педагоги. 

Ход:  Дети находятся в музыкальном зале, где оформлена выставка посуды, имеется экран. (Возможно объединение нескольких возрастных групп.)

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир предметов, без которых наша жизнь не возможна. Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чём мы будем говорить? Дети смотрят на выставленную посуду. (О посуде)

Ведущий. Правильно! А вы хотели бы узнать, историю возникновения посуды? (Да)

Тогда нам надо отправиться в прошлое, а чтобы это произошло, предлагаю выполнить три несложных задания. Вы готовы к испытаниям? (Готовы)                  

Ведущий. Задание первое.  Отгадайте загадки про посуду. Загадки загадывает группа детей, а отгадки появляются на экране.
1.Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»  
Чайник
     2.Носит воду
        Хозяину в угоду;
        При нем живет,
        Пока не упадет.  
Чашка
3.Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!  
Сахарница 
     4.Если я пуста бываю,
        Про себя не забываю,
        Но когда несу еду,
        Мимо рта я не пройду.  
Ложка

5.Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.    
Тарелка
        6.Чайника подружка
            Имеет два ушка,
            Варит кашу, варит суп.
            Скажите, как её зовут…  
Кастрюля
7. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.      
Нож
         8. Среди ложек я полковник.
           И зовут меня…    
Половник

Ведущий. Задание второе. Знаете ли вы пословицы и поговорки  о посуде?

Дети. -В дырявой посуде вода не держится.
          -Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду.
          -Сухая ложка рот дерёт.
          -Без ножа хлеба не разрежешь.
         -Решетом воду мерить - потерять время.
          -Ложкой море не вычерпнешь.
         - Какую чашу другу налил, такую и самому пить.
         -Пока не поешь каши из одной чаши - так и человека не узнаешь.

Ведущий. Задание третье.  Игра  «Назовите, какая это  посуда»

Если она изготовлена из дерева – деревянная;

- из стекла- стеклянная;

- из стали- стальная;

- из чугуна –чугунная;

- из глины- глиняная;

- из керамики –керамическая:

- из фарфора- фарфоровая;

- из пластмассы –пластмассовая.

Ведущий. Молодцы, со всеми заданиями  справились! Тогда  отправляемся  в далекое прошлое. Для этого встаньте, закройте глаза  и скажите «Раз, два, три – повернись и в далеком прошлом очутись».

Ведущий.  Вот мы с вами и в прошлом. Здесь нас встречает знаменитый учёный Иван Иванович Половников. Он познакомит нас с историей появления посуды. Внимание на экран.

Ученый. Наши далекие предки даже понятий не имели, что вообще такое посуда. Пища готовилась, либо на раскаленных углях, либо на открытом огне. Такие понятия, как вилка или ложка так же не существовали, потому что люди  ели руками. Спустя некоторое время они стали обмазывать куски мяса в глине, которая при нагревании затвердевала, после чего продукт готовился в закрытой емкости. Слайд 2  

   Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты. Слайд  3

    Затем человек придумал гончарный станок на  котором изготавливали глиняную посуду, в ней было удобно не только готовить, но и складывать ягоды или хранить воду. Слайд  4

   В горшке готовилась пища, хранились продукты, а в миске приготовленная еда подавалась на обеденный стол. Именно горшок стал прототипом современных кастрюль, супниц и сковородок. Слайд 5  

   Параллельно с глиняной посудой стали появляться предметы быта, сделанные из дерева. В Древней Руси кухонные приборы были представлены в виде горшка и миски.  Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей. Сначала она была простая, без особой красоты Слайд   6

  Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома, Городецкая. Во все времена люди стремились украшать все, что их окружает, в том числе и предметы посуды. Русь славилась своими мастерами и умельцами. Так небольшие поселки и городки нашей страны стали по-настоящему известными благодаря уникальным  росписям. Слайд   7

    Когда  человечество потихоньку овладевало тайнами металлургии, появились первые образцы металлической посуды.  Из  чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда ?, Слайд 8. Изготавливали кастрюли, позже сковородки.  Слайд 9,10

      Ещё делали посуду  из меди и серебра. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой. Слайд   11

    Так же существует посуда из золота Слайд  12

  Когда люди узнали секрет изготовления стекла,  появилась стеклянная посуда. Она прозрачная, хрупкая, недолговечная Слайд  13

     В современном мире из пластмассы делают разную посуду, например, для маленьких детей, Пластиковая посуда изготовлена тоже из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется? Чем она удобна? Слайд   14

Ведущий. Спасибо! И.И. за познавательный рассказ. А теперь давайте отдохнем! Время  зря терять не будем, и помоем мы посуду!

                                                      Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, ( хлопки в ладоши.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (хлопок  в ладоши.)

Ведущий. Молодцы ребята,  настало время прочитать стихи  о посуде.

Н. Нищева
Можно двадцать тысяч раз
Уронить железный таз.
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу.
Ведь на двадцать тысяч раз
Надо двадцать тысяч ваз.


И. Шевчук
Совет
Поссорились чашка и блюдце
Сейчас они разобьются.
Скоро в  кухне на полке,
Будут лежать осколки.
И ты, не ссорься напрасно –
Это очень опасно.

С. Буслова
Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

А. Кондратьев
Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки.


Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол  посуду
.
Вот,  КАСТРЮЛЯ,  ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА,  ВИЛКА,  ЛОЖКА.
Небольшой столовый  НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами  ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА  с  БЛЮДЦЕМ  на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится  ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О  ПОСУДЕ  расскажу
Физминутка.   А теперь опять поиграем! Игра- импровизация «Придумай и покажи действия с посудой» 

- открываем кастрюлю и наливаем суп

- кушаем ложкой суп, подсаливаем

- кушаем сосиску с помощью ножа и вилки

- наливаем чай

- кладём в чай сахар, размешиваем и пьем

Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Давайте поприветствуем Скатерть - самобранку

Скатерть – самобранка. Здравствуйте, ребята! Я скатерть – самобранка, очень хлебосольная,  т. е. смогу любого угостить разными вкусными блюдами. Скажите, ребята, если еда стоит на столе, да в красивой посуде, что понадобиться человеку для того чтобы её съесть? (столовые приборы)  Правильно!   Согласно словарю, столовый прибор — это инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей за столом. Как правило, столовые приборы изготавливаются из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или специального серебра.  Скатерть – самобранка Ребята, назовите столовые приборы. (Ответы детей)

 Слайд   15
Скатерть – самобранка Молодцы! Скажите, для его нужен нож? (Ответы детей). Сначала нож  был похож на острый камень, им постоянно что-нибудь резали и он быстро стирался, и тогда человек решил сделать нож из прочного металла.

Слайд   16
      Люди готовили еду и ели руками. Это было очень неудобно, и человек придумал ложку. Изначально их изготовляли из рога животного или створок раковин, камня после – из глины, дерева, а потом из металла, чтобы я была прочнее. Слайд   17
Ложки являются вторыми по возрасту столовыми предметами. Ученые и специалисты не берутся уточнять, когда именно появились первые ложки. Известно лишь, что они были изготовлены из глины, скорлупы орехов и раковин, а позже, из рога, дерева и рыбных костей. Само  слово «ложка» является в древнегреческом и латинском языках производным от словосочетания «раковина улитки». С ложками связано множество традиций и историй. Например, до XIX столетия на Руси было принято брать с собой этот прибор в гости. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обеда» или «Запасливый гость без ложки не ходит».

     Сегодня ложка — неотъемлемый атрибут сервировки стола. Различают чайные и кофейные приборы, сервировочные ложки с отверстиями, аксессуары для смешивания, мороженого и других блюд.
   Вилка - самый младший столовый прибор. Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Что такое суп и каша они не знали. В основном, ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Ели руками. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо на палочке и вдруг понял, что ему не жжет пальцы и есть так гораздо удобнее. – Так люди начали пользоваться палочкой, как вилкой.
 Слайд   18

Экспериментальная  деятельность.    Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди накалывали пищу (еду) на палочку. (три вызванных ребёнка берут палочку – острую с одной стороны и тупую с другой – пробуют наколоть на нее картофель).

Скатерть – самобранка.  Каким концом палочки это удобнее сделать? Почему? Поэтому древние люди стали затачивать острым камнем один конец палочки. Позже появилась вилка, похожая на рогатину (с двумя зубцами), затем с четырьмя.

Скатерть – самобранка.  Из какого материала сделаны эти вилки? - Как называется такая вилка? //металлическая//

Прототип современного аксессуара появился еще в Древней Греции. Правда, он мало напоминал привычную нам вилку. Предмет состоял из ручки с двумя острыми зубцами, преимущественно, для вытаскивания мяса и сервировки горячих блюд. В Европе сначала появились двузубые вилки, затем — с одним концом и уж потом — с тремя и четырьмя.
    Сегодня различают столовые, рыбные и десертные вилки, а также множество других подвидов

Ведущий. Спасибо, Скатерть – самобранка, за интересный  рассказ.  Ребята,  вам понравилось наше путешествие в прошлое посуды? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). Нам пора возвращаться в детский сад.  Я уверена, что  мы ещё  не раз  пригласим  вас  в такие путешествия, и вы услышите рассказы о других вещах.

Ведущий. А сейчас вставайте, закрывайте глазки и говорите волшебные слова, чтобы снова очутиться в нашем детском саду. «Раз, два, три – повернись и в детском саду очутись».

Ведущий. А теперь мы приглашаем вас на выставку посуды.  Вам нужно будет разделиться на подгруппы по 5 человек и по стуку деревянных ложек переходить от одного стола к другому.

(Дети  по подгруппам проходят  на выставку посуды рассматривают её, посуда классифицирована по материалам её изготовления)  деревянная; стеклянная;

металлическая; керамическая: пластмассовая.  

 В заключение  игры- путешествия детям дарят раскраски  и угощения с кухни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в город Чистоты и Порядка".

С целью формирования у детей основ здорового образа жизни и привития основных гигиенических навыков для детей старшего дошкольного возраста был проведен тренинг "Путешествие в город Чистоты...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обыч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".

Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, ...

Презентация Для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Как появились книги»

Презентация Для детей среднего дошкольноговозраста по теме:«Как появились книги»...