Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Термометр».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: раскрыть понятие «Термометр для воды».

 Задачи:

·         формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

·         знакомство термометром для воды;

·         закрепить знания о различных термометрах, их устройства и назначения,  понятий: "температура", «градус», «шкала», «термометр»;

·         формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;

·         освоить проведение эксперимента;

·         развитие способностей к преобразованию;

·         уметь отвечать полным ответом, сделать термометр для игр; 

·         уметь отвечать полным ответом;

·         сделать термометр для игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл termometr.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Термометр».

Цель: раскрыть понятие «Термометр для воды».

 Задачи:

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
  • знакомство термометром для воды;
  • закрепить знания о различных термометрах, их устройства и назначения,  понятий: "температура", «градус», «шкала», «термометр»;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • освоить проведение эксперимента;
  • развитие способностей к преобразованию;
  • уметь отвечать полным ответом, сделать термометр для игр; 
  • уметь отвечать полным ответом;
  • сделать термометр для игр.

Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Учебно-техническое обеспечение: Термометры разных видов, 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); шаблон термометра из картона.

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начинается занятие. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на занятии не зевайте.
 

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

2. Актуализация знаний.

1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии).

 Вступительное слово воспитателя. 

Беседа.

Воспитатель: - Ребята, когда мы произносим слова "тепло", "холодно", "горячо", что мы имеем ввиду?

Дети: Мы говорим о температуре.

Воспитатель: - Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре.

Но только таким способом нельзя точно узнать температуру? 

Дети: Нам поможет градусник, что бы мерить температуру.

Воспитатель: правильно ребята надо говорить термометр, да верно он нужен для того что бы мерить температуру.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на доску, у меня на доске термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах.

Воспитатель: А вот температуру чего измеряет термометр мы сейчас с вами вспомним. Мы с вами уже об этом говорили.

Воспитатель: - Я поняла, что вам знакомо слово температура.

Воспитатель: - А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?

Воспитатель: - Правильно, термометр - это специальный точный прибор для измерения температуры.

Воспитатель: - Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?

Воспитатель: - Молодцы. Конечно нет, потому что существует множество термометров и они разные.

Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с термометрами, которыми измеряют температуру тела, температуру воздуха на улице и в помещении, а сегодня мы поближе познакомимся с термометром, который определяет температуру воды. А прежде немного поговорим о всех термометрах.

Воспитатель: Человеку плохо, болит голова у него жар. Что мы будем делать?

Воспитатель: Для этого нам нужен термометр для измерения температуры тела: вот они.

Воспитатель: Таких термометров у меня два: электронный и ртутный. Они вам уже знакомы, мы ими пользуемся в детском саду. Электронный термометр - безопасный, а вот ртутный градусник нам в детском саду пользоваться нельзя, потому что в нем ртуть. Это то вещество которое поднимается по школе и показывает температуру. Оно ребята ядовитое, поэтому с этим термометром нужно быть осторожными и без разрешения взрослых его трогать нельзя.

Воспитатель: Для человека нормальная температура 36,6 градусов, а если человек заболел, то его температура будет 37 градусов и выше и человеку требуется лечение.

Воспитатель: Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Температура бывает «-» (холодно) и «+» (тепло) внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем температуру на улице.

Воспитатель: Какой термометр нам понадобится? (версии детей)

Воспитатель: Ребята у меня осталось еще 2 термометра как вы думаете, что измеряют этим термометром? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята это комнатный термометр им определяют температуру воздуха в помещении.Воспитатель: Скажите, если деление будет ниже «0» это тепло или холодно? Дети: если деление ниже ноля значит это холодно.

Воспитатель: а если выше «0» это тепло или холодно?

Дети: если деление выше ноля это значит тепло.

Воспитатель: Давайте узнаем какая температуру воздуха в нашей группе (вызывается ребенок, для определение температуры)

Воспитатель: Какая температура у нас в группе «+» или «-»?

Воспитатель: А сейчас, мы познакомимся с другим термометром.

Постановка цели занятия.

- Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с  термометром, который определяет температуру воды.).

Объяснение нового материала.

Знакомство с термометром.

Воспитатель: - Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воды.

(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройстве термометра). 

Основные части термометра - шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенным спиртом, который поднимается или отпускается на соответствующее деление и тем самым показывает температуру воды.

Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы не видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов например вода 5 градусов тепла.

Посмотрите у термометра, который измеряет температуру воды нет делений ниже нуля, потому, что вода температура, которой  ниже нуля превращается в лёд.

 Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнём.

Руками показываем градусы + или -

Фронтальная работа.

Воспитатель. Ребята, послушайте сказку о мертвой и живой воде. Вы помните сказку, в которой Баба-яга давала Илье Муромцу живую воду? Она дала ему очень мало воды, потому что она у нее почти закончилась. Попросила Баба-яга Илью Муромца принести ей живой воды – вдруг еще кто-нибудь попадет в беду, и тогда живая вода поможет.

Отправился Илья Муромец за живой водой. А Баба-яга дала ему в дорогу вот это прибор. (Показывает термометр.) Это термометр. Баба-яга объяснила: «Этот термометр поможет тебе, Илюша, распознать, где вода живая, а где вода мертвая, ведь прикасаться к воде нельзя – она волшебная! Живая воду теплая. Если потрогать ее, то можно превратиться, например, из большого в маленького, из взрослого – в ребенка.

 А если прикоснуться к мертвой воде, то можно состариться и превратиться из молодого в старого, из маленького мальчика во взрослого. Поэтому ни к живой, ни к мертвой воде нельзя прикасаться руками – только термометром.

Вот пришел Илья Муромец к большой скале, а в скале пещера. Зашел он в пещеру и видит два больших озера – одно с мертвой, другое – с живой водой.

В мертвом озере вода холодная, а в живом – вода теплая.

А где мертвая вода, где живая, Илья Муромец не знает.

Забыл он, что ему объясняла про термометр Баба-яга.

А как с помощью термометра различить, где живая вода?

Кто подскажет, как узнать, где живая вода, а где – мертвая?

Дети.

Нужно термометр опустить в воду и посмотреть.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

Илья Муромец опустил термометр в одно озеро – и увидел, что столбик термометра понижается, опускается.

Опустил термометр в другое озеро – увидел, что столбик термометра вверх поднимается. Где столбик термометра вверх поднимается – там вода теплая – значит, это живая вода.

Набрал Илья воды из этого озера и отнес к Бабе-яге.

Так термометр помог Илье Муромцу сделать доброе дело – добыть живую воду.

Ребята, а как вы думаете, без термометра Илья Муромец смог бы узнать, где горячая вода, а где холодная?

Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнём.

- Сейчас мы проведём интересный опыт.

Воспитатель. - У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды, (горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)) и по ложке;

 Воспитатель. «Один стакан с живой водой – горячей, а другой стакан с мертвой водой – холодной.

Воспитатель. - Приступаем к работе.

Кто из вас может определить, не трогая стаканы руками, в каком из них горячая вода, а в каком холодная?»

(Выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: «Нужно опустить в воду ложку, а затем пощупать ее»).

Воспитатель. Правильно! В холодной воде ложка будет какой? (Холодной.)

А если мы опустим ее в горячую воду, то ложка нагреется и станет какая? (Горячая, теплая.)

Дети экспериментируют с ложками.

Воспитатель.  «Давайте проведем опыт: сумеете ли вы определить, где холодная, а где горячая вода, с помощью термометра».

Воспитатель. - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?

Воспитатель. - Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.

Воспитатель. - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?

Воспитатель. - Почему так происходит?

Воспитатель. Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.

Закрепление нового материала.

1) Работа в паре.

- Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.

Дети собирают "термометр" из фрагментов. После окончания работы, дети обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).

Заключение:

Предложить детям ответить на вопросы с помощью изготовленных термометров.

Вопросы:

1. Покажите мне температуру «+ 20»  такая температура тёплой или холодной воды.

2. Покажите мне температуру «- 10» а такая температура тёплой или холодной воды.

Дети показывают температуру своими термометрами.

Воспитатель: А теперь давайте проверим наш термометр который находится у нас на улице какая температура «+» или «-» (ответы детей)

 Обобщение.

После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.

- Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.

- Каким образом можно точно измерить температуру?

- Для чего нужно уметь точно определять температуру?

- Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?

- Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Термометр».

Цель: раскрыть понятие «Термометр для воды». Задачи:v  формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практическ...

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Термометр».

Цель: раскрыть понятие «Термометр для воды». Задачи:·        формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимо...