дидактическое пособие
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему

Борозенец Татьяна Васильевна

дидактическое пособие "1,2,3 горшочек вари"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnoe_slovo.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие   «1, 2, 3 горшочек вари»

В этом году я работая на первой младшей группе. Столкнулась  с такой проблемой, что дети плохо едят особенно кашу. А в народе говорят щи да каша пища наша т.е. каша является одним из основных продуктов россиян. Поставила перед собой задачу научить детей есть кашу и понять ее пользу, довести эту информацию до родителей т.к. 

Начиная свою работу, я решил выяснить, а какое значение имеет слово «каша». Для этого я обратился к словарям.

В.В.Виноградов. В словаре 1847 г. Значение слова определяется так: Пища, приготовленная из крупы на молоке или на воде.

Толковый словарь Т.Ф. Ефимовой. Кушанье из крупы, сваренной в воде или молоке.

Толковый словарь В.И. Даля. Каша – густоватая пища, крупа варенная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшённая, ячная, овсяная, ржаная и пр. Она готовится в горшке и в печи.

 Таким образом, я выяснила основное значение слова «каша». Каша — кушанье из крупы, сваренной в воде или молоке (вязкая, однородная масса). В качестве жидкости используют воду или молоко. Иногда смешивают воду и молоко в определенных пропорциях. Для улучшения вкусовых качеств каши могут использоваться следующие добавки: соль, сахар, приправы, фрукты и сухофрукты, масло, варенье. Каша отличается от гарнира более жидкой консистенцией.

Но при работе со словарями я выяснил, что каша была любимым блюдом славян. Вот, например, старинные поговорки: «Где каша, там и наши», «Мать наша - гречневая каша». Но предкам были известны и другие значения слова «каша». В древних летописях каша - это свадебный пир. Кашниками в некоторых русских говорах называли родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу. За пределами нашей Родины каша считается национальным русским блюдом, таким же, как, например, борщ или щи. Это не удивительно, ведь на Руси каша служила не только повседневной пищей. Ее готовили к праздничному столу, ей угощали дорогих гостей. Это одно из первых блюд, получивших название у древних славян. С ним связано большое количество пословиц и поговорок, ведь кашей называли любое крупное событие, например, военный поход или свадебный пир. Совместное приготовление этого блюда служило выражением доверия и симпатии. Вот откуда взялось выражение «с ним каши не сваришь». Нигде в мире не готовили кашу так, как на Руси: в протопленной печи она долго томилась, и, наконец, превращалась в ароматное и вкусное блюдо. Славяне высоко ценили полезные свойства каши.

Каша появилась и закрепилась в русской кулинарии благодаря печи. Традиционные русские печи позволяли создать мягкий температурный режим, при котором каша готовилась долго. После протапливания печи и приготовления хлеба постепенно снижающаяся температура позволяла «томить» чугунки с кашей в течение многих часов, печь буквально «готовила сама». Витамины и полезные микроэлементы при таком способе приготовления оставались внутри, и каши были очень питательны. Кроме питательности каши всегда были вкусным и простым, доступным каждому блюдом. Помня об особенностях русской печи, можно приготовить любую кашу и  в современных условиях, используя для этого духовки.

  В старину существовал обычай в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался не действительным. С те6х пор про несговорчивых людей говорят «С ним каши не сваришь»

Злаками издавна кормила земля матушка русского крестьянина.

        В дошкольном возрасте ребенку отводится роль активного участника, он как бы осваивает природу и природные материалы, познает природные закономерности, связанные с деятельностью человека на земле.

Как же формировать у ребенка представление о злаках, крупах? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать не знакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется но, не сможет соединить свои новые знания со своим опытом (Знания останутся  «островками без мостиков»). Единственный способ ежедневно помогать детям осмысливать свой опыт.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «Вложить знания в голову детей».

Дидактическое пособие сделанное своими руками – это всегда дополнительный стимул к работе воспитателя с детьми. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно и без особых затрат обновить дидактические пособия в своих группах.

Дидактическое пособие призвано содействовать решению, как специфических задач их всестороннего развития и формирование личности, а именно:

  • Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
  • Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
  • Побуждать интерес к настольным играм, расширять круг представлений о злаках, крупах и их значении в рационе людей.
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Способствовать развитию лексико-грамматических конструкций;
  • Развивать  у детей экспериментальные способности.

Итак, «1,2,3 горшочек вари» - это дидактическое  пособие, применяемое мной  на занятиях, во время индивидуальных игр, игр экспериментов, а так же самостоятельной деятельности детей.

Я вам расскажу пример на одной крупе кукурузной.

Ставим перед детьми  задачу, узнать, откуда берется каша?

А картинку с кашей выкладываем на панно.

Затем спрашиваем у детей кто варит кашу? Многие дети ответят (мама), тогда говорим что в садике нет мамы, кто же тогда может сварить нам кашу?

Мы сводили детей на экскурсию, зашли на прачку спросила у детей здесь можно варить кашу? (нет). Зашли к швее. Там можно варить кашу, (нет). А где же можно готовить (на кухне).А кто ее готовит? Конечно повар. Повар Полина Александровна  рассказала малышам, где и как готовят кашу. Дети с восторгом смотрели на большие кастрюли  и поварешки, огромную плиту.  Увидели, какие продукты нужны для приготовления каши.

Повар на прощание подарила детям мешочек с крупой.

Дети берут карточку с поваром и кладут ее в панно.

Затем с детьми идем в группу и рассматриваем крупу, которую нам дали на кухне.  Мы ее заливали водой, смотрели что же будет. Разглядывали под лупой.  Проговорили с детьми, что крупа набухает, не растворяется, что она сыпучая.  Дети выкладывают в панно мешочек с крупой.

Затем ставим задачу из чего появляется крупа?  Крупа получают из зерен.

А как же из зерен получается крупа? Зерно твердое, большое.

Его перемалывают, и получается крупа.  Я в кофемолке размолола кукурузные зерна, и дети увидели, что получается крупа.

Дальше появляется вопрос, откуда берется зерно?

Предлагаю ответ на этот вопрос найти родителям вместе с детьми дома.

(Родители принесли початки кукурузы, картинки, как она растет и даже игровое тактильное пособие)

Что зерна замачивают и они прорастают. Появляются ростки,  затем початки.

Кладем в панно картинку зерен с ростками.

А как и где растет кукуруза?

Показываем карточку, как растет кукуруза.  Рассказываем, что она растет в поле. Высаживают зерна и из них вырастает кукуруза (початок)

Выкладываем ее в панно. Рассказать детям что кукурузе, как и всем растениям очень нужна  вода, солнце, воздух.

В сюжетно ролевой игре вспоминаем с детьми, что нужно для каши (кукурузной).  Если детям сложно, то смотрим на панно. Дети учатся самостоятельно выбирать крупу, правильно называть ее. 

 Так же детям очень нравится различные поделки, аппликации из круп. Что очень хорошо развивают мелкую моторику.

Ну и конечно не забывает про мультфильмы и сказки. Дети смотрят и слушают с удовольствием.

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладает великой развивающей возможностью. Поэтому очень важно  с самого начала создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....