В лаборатории у Знайки
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ширяева Оксана Викторовна

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

·         воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

·         развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

·         дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, прозрачный лёгкий;

·         способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;  учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

·         обогатить словарь детей новыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_laboratorii_u_znayki.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №36

Конспект занятия

по экспериментированию

«В лаборатории у Знайки»

                                                         Подготовила: воспитатель

                                                              Ширяева Оксана Викторовна

Г. Курганинск

2016

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
  • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, прозрачный лёгкий;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;  учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • экран и проектор для презентации;
  • мыльные пузыри;
  • музыкальное сопровождение (музыка «Перышко» исполняет Клара Румянова);
  • платковая кукла «Знайка»
  • фартуки;
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой (по количеству детей);
  • коктельные трубочки (по количеству детей);
  • свистки по количеству детей;

 Проходите ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что   находится вокруг нас? Посмотрите.

Дети: игрушки, мебель.

Воспитатель: А еще говорят, что вокруг нас находится воздух. Но я его не вижу. А вы его видите?

Дети: нет.

Воспитатель: что же такое воздух? Как нам его увидеть, даже не знаю.

Ой, смотрите какое-то письмо, наверное пока нас не было, его принес почтальон. Давайте прочитаем. Присаживайтесь на стульчики.  

«Здравствуйте ребята! Приглашаю вас в мою лабораторию, где я провожу опыты с воздухом.

ЗНАЙКА»

Воспитатель: Так вот кто нам поможет ответить на наши вопросы. Ребята давайте отправимся в лабораторию Знайки?

Дети: Давайте.

Воспитатель: А поможет нам попасть в лабораторию Знайки волшебная музыка. Закройте глазки и представьте, что вы легкие  перышки и понесет вас волшебный ветерок. (музыка «Перышко» исполняет Клара Румянова).

Воспитатель одевает платковую куклу ЗНАЙКА.

Знайка: Здравствуйте, ребята.

Дети: здравствуй.

Знайка: Меня зовут Знайка. Я слышал, что вы хотите узнать, что такое воздух. Я вам помогу. Приглашаю вас в мою лабораторию.    Но сначала надо одеть специальную одежду.  

Знайка: Вы видели воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Знайка: Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидимка.  Но его можно его поймать   и увидеть, что он действительно есть. А поможет нам пакетик.  Проходите к столу.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом (дети подходят к столу, на котором лежат пакеты)

Знайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Знайка: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Посмотрите сквозь пакет. Что вы видите?

Дети: перечисляют.

Знайка: Да мы видим через пакет предметы, потому что воздух прозрачный.

(Какой воздух?  - Индивидуальные ответы )

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Знайка:  Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Знайка:  Давайте проверим. Отойдем вот сюда и наберем в пакеты еще воздуха.

(Дети повторяют опыт, сравнивают у кого в пакете воздуха больше и выпускают его из пакета. Кладут пакеты на стол.)

Знайка:    Ребята воздух есть везде и он прозрачный  невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

Опыт 2. «Воздух поет и свистит»

Знайка: Нам удалось   поймать воздух-невидимку. Но воздух можно и услышать.  Посмотрите, на столе  лежат свистки.  Возьмите свисток, вдохните носом и тихо подуйте в свисток. Что мы услышали?

Дети: тихий свист.

Знайка: В свистке воздух дрожит и появляется свист.

- А теперь подуйте сильно. Какой вы слышите свист?

Дети: громкий.

Знайка:  Положите свистки на стол и приложите пальцы к горлышку и скажите слово «ВОЗДУХ», чувствуете дрожание?  

(Дети прикладывают к горлу пальцы и говорят слово).

Вывод:   звук появляется тогда, когда дрожит воздух.

Знайка: Если воздух есть везде, то как вы думаете, чем мы дышим?

Дети: Воздухом.

    (Знайка с детьми подходят к другому столу, на котором лежат трубочки и стаканчики с водой)

Опыт 3  «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Знайка предлагает детям рассмотреть трубочки, отверстия в них. Они выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают).

Знайка:  Подуйте в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.  Что вы почувствовали, когда дули?

Дети: ветер.

Знайка: Откуда появился ветерок.

Дети: Выдохнули воздух.

Знайка:  Воздух попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос.  Его, ребята, можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого   опустите один конец трубочки в стакан с водой и тихо подуйте в нее.  

Знайка: Что вы увидели, откуда появились пузырьки? куда исчезли?

Дети: это из трубочки выходит воздух;

Знайка: Воздух очень легкий, он поднимается через воду вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить.

Молодцы. Положите трубочки на стол.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Опыт 4  «Водолазы»
Знайка: Ребята, а вы можете обойтись без воздуха? 
(Дети говорят свои предположения.) 
Знайка: А давайте проверим! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Водолазы» (Дети выходят на ковер). Закроем не надолго ротик, носик зажмём, попробуем не дышать, опустимся на морское дно. Столько времени выдержим? 
Знайка:   Всему необходим воздух: и людям, и животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам! Без воздуха они погибнут.

 

Знайка: А какие можно еще попускать пузырьки?

Дети: Мыльные.

Знайка: Присаживайтесь на стульчики я вам покажу фокус с мыльными пузырями (Знайка показывает опыт)

Опыт 5   «Надувание мыльных пузырей»

 Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. 

На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком. 

Знайка: В каплю воды попал воздух и мыльная пленочка растянуласья и получался мыльный пузырь.

ЗНАЙКА  предлагает детям самим надуть мыльные пузыри.

 Вместе они рассматривают и обсуждают.

Знайка: Как получаются  пузыри?

Дети: Туда проник воздух;

Знайка: Откуда взялся воздух

Дети: Мы его выдохнули из себя;

Знайка: Почему одни пузыри маленькие, а другие большие

Дети: разное количество воздуха.

Знайка: Давайте вдохнем воздух и подуем потихоньку. Какие пузыри получились?

Дети: большие.

Знайка: А теперь вдохните носом воздух и подуйте сильно, какие теперь у вас получились пузыри?

Дети:  маленькие

Знайка: Вот какие молодцы,  ставьте мыльные пузыри в корзинку, вы с ними поиграет еще на улице.

Знайка: Ребята, вот мы и закончили наши опыты с воздухом, вам пора возвращаться в детский сад и идти на прогулку дышать свежим воздухом (снять фартуки). В детский сад вы можете перенестись по воздуху, превратившись в перышки, закрывайте глаза. (Звучит музыка)  

Воспитатель снимает куклу и встречает детей.

Воспитатель: Ребята вы опять оказались в детском саду. Где же вы были? Что узнали о воздухе? Посмотрите на доску.

- что воздух постоянно нас окружает;

- чтобы увидеть воздух надо -  «поймать» его в оболочку;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что ветер - движение воздуха;

 

  Какие молодцы, пойдемте собираться на прогулку дышать свежим воздухом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность «Научно- исследовательская лаборатория Знайки»

закрепить знания о свойствах воды : - отсутствие собственной формы;- прозрачная;-вода- растворитель;- не имеет запаха.---познакомить с ее новыми свойствами в соприкосновении с другими вещес...

конспект ООД « В лаборатории профессора Знайки»

Цель:Формирование знаний детей о кожном покрове человека....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ООД « В лаборатории профессора Знайки»

Цель:Формирование знаний детей о кожном покрове человека....

конспект занятия " Путешествие в лабораторию Знайки"

На этом занятии дети узнали о свойствах песка .Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких ...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В лаборатории у Знайки"

В игровой форме познакомить детей со свойствами воды. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе эксперементирования....

конспект Игра-квест по экспериментальной деятельности «Лаборатория профессора Знайки»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи: Обучающие:Совершенствовать навыки счета в пределах десяти;Научить проводить неслож...

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «В лаборатории у Знайки»

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха; формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.Образовательные...