Конспект ИНОД "Вся семья вместе, так и душа на месте"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жукова Татьяна Петровна

Данный конспект может быть полезен воспитателям, поскольку формирует интерес к изобразительному искусству, воспитывает бережное отношение к семье и семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_inod_vsya_semya_vmeste_tak_i_dusha_na_meste.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы «Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 879». Дошкольное отделение № 1.

Конспект ИНОД «Вся семья вместе, так и душа на месте» для старшей группы.

Составил воспитатель Жукова Т. П.

Москва. 2015 г.

Конспект ИНОД «Вся семья вместе, так и душа на месте» для старшей группы.

Цель:

  1. развивать художественное восприятие на материале жанровой живописи художника Юрия Петровича Кугача; вызвать эмоциональный отклик на художественные образы; воспитывать эстетический вкус;
  2. воспитывать интерес к взаимоотношениям людей в семье, бережное отношение к семье и близким;
  3. вызвать желание участвовать в диалогическом общении; рассказывать о своих впечатлениях и чувствах, способствовать речевому развитию;
  4. учить составлять небольшие рассказы из личного опыта об интересных событиях в семье;
  5. учить создавать поделки из солёного теста, совершенствуя изобразительную технику, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства (отпечатки, орнамент из бусин, процарапывание стекой, «налеп» мелких деталей и пр.) для оформления лепных изделий;
  6. способствовать развитию творчества и самостоятельности.

Материалы: 

  1. репродукции картин Ю. П. Кугача «У колыбели»; «Бабушка и внучка»; «В семье. Первые шаги»; «Семья»; «В семье. В субботу»;
  2. аудиозапись песни «Колыбельная мамы»;
  3. солёное тесто разного цвета; доски для лепки, стеки, тканевые салфетки; формы для выпечки печенья, колпачки от фломастеров, крупные бусины, разные декоративные элементы и пр;
  4. для воспитателя – доска для лепки, стека, солёное тесто, несколько форм-основ для показа обобщённого способа лепки.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Юрия Петровича Кугача «В семье. В субботу». Составление рассказов по картине.
  2. Беседа о семье, о маме; объяснение смысла пословиц о семье: «Зачем клад, коль в семье – лад», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не красна изба углами, а красна – пирогами».
  3. Рисование родословных деревьев с участием родителей воспитанников.
  4. Слушание песни «Колыбельная медведицы» сл. Ю. Яковлева; муз. Е. Крылатова.
  5. Чтение рассказов Александра Борисовича Раскина из сборника «Мой замечательный папа».
  6. Чтение глав из сказочной повести Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька».
  7. Лепка пирожных для Домовёнка Кузьки из солёного теста.

Сегодня я приглашаю вас в музей картин художника Юрия Петровича Кугача.

С творчеством этого художника мы уже немного знакомы (воспитатель обращает внимание детей на репродукцию «В семье. В субботу»).

  - О чём эта картина? (о семье, о маме, о любви и заботе близких людей друг к другу).

  • Как называются близкие люди, которые любят друг друга, живут вместе и с удовольствием занимаются домашним хозяйством? (семья).

Семья – это – главное, что есть у каждого человека. В семье человек появляется на свет, переживает разные события. В семье происходят разные истории. Какие? Сейчас мы с вами посмотрим.

Воспитатель подводит детей к картине «У колыбели».

  •  О чём эта картина? Кто на ней изображён? (о том, как мама укладывает малыша спать).   Картина называется «У колыбели».
  •  Как мама укладывает малыша? (бережно, ласково, нежно, осторожно)
  •  А малыш спит или нет? Как вы догадались? (у него закрыты глаза)
  • А когда мы в тихий час укладываемся спать, какие слова я вам говорю? (реснички опускаются, глазки закрываются).
  •  А вы знаете, как мамы укладывают малышей спать? Что они при этом делают? (рассказывают сказки, качают, поют колыбельные песни)
  •  А вам мамы поют колыбельные песни?
  • А кто, кроме мамы в семье может укладывать малыша спать? (папа, бабушка, дедушка).
  • Давайте покажем, как укачивают малыша и послушаем колыбельную песню. (Звучит песня «Колыбельная мамы»; дети изображают бережное и ласковое качание малыша).

Пока малыш спит, у других членов семьи много дел…

  • Картина называется «Бабушка и внучка».
  • Какой изобразил художник бабушку? (старенькой, доброй, заботливой)
  • Что она держит в руке? (чепчик)
  • А для кого этот чепчик? (для малыша)
  • Что шьёт мама? Как вы думаете? (зашивает пелёнку своему малышу)
  • Во что одеты женщины? (в домашнюю одежду)
  • А почему они одеты в домашнюю одежду? (в домашней одежде удобно выполнять работу по дому).

Мамы больше всех на свете любят своих детей и очень часто стараются сохранить на память вещь, которая напоминает о том, как малыш был совсем маленьким.  (Воспитатель может показать детский чепчик, например, своего ребёнка). Ребята, спросите у родителей, есть ли у вас дома какие-нибудь интересные вещи: погремушка, чепчик, интересные фотографии, когда вы были малышами.   Можете принести их в детский сад и показать нам, рассказать о них. Мы организуем выставку «Как я был маленьким».

А теперь продолжим нашу экскурсию и рассмотрим другую картину. Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию «В семье. Первые шаги».

Здесь художник изобразил ещё одно важное событие

- Какое? О чём захотел нам рассказать художник? (о том, как ребёнок учится ходить)

Эта замечательная картина называется «В семье. Первые шаги».

  • Почему протягивает мама руки к своему малышу? Что хотел показать художник?
  • У бабушки – задумчивое лицо? О чём она вспоминает?
  • А кто сидит сзади? (сестра). На её лице – чуть заметная улыбка.
  • Чему радуется старшая сестра? (первым успехам своего маленького братишки)
  • Почему художник изобразил родных по кругу? (они оберегают малыша, он шагает не уверенно и может упасть, но добрые и заботливые руки близких подхватят его).
  • А как вы думаете, какими были ваши первые шаги? (неуверенными, робкими).

А вот ещё одна картина… (воспитатель подводит детей к репродукции Ю. П. Кугача «Семья»).

  • Какими красками она написана? (красными, яркими)
  •  Какое настроение исходит из этой картины?
  • Почему художник выбрал такой яркий цвет? Как вы думаете?

(красный цвет – это цвет тепла, затопленной печки в доме,

а где тепло, там -  добро и уют).

- Что можно сказать об этой семье? Какая она? (хорошая, дружная, трудолюбивая, гостеприимная, весёлая, добрая).

- А кто создаёт тепло и уют в семье? (мама, бабушка, папа, все члены семьи – каждый старается, чтобы в семье царили любовь,  дружба и взаимопонимание).

- Каким художник изобразил папу? (смелым, мужественным, здоровым и сильным, защитником семьи)

- Кто мог купить такой большой, красивый мяч сынишке? (мама, папа). Можно предположить, что папа вернулся из города и привёз новенький мяч. Помните, как в одном из рассказов Александра Раскина про маленького папу? (Имеется ввиду рассказ «Как папа бросил мяч под автомобиль»).

- А в какие игры мы могли бы поиграть с братом и сестрой, если бы нас позвали в игру с мячом?

- А как вы думаете, почему кошка ласкается возле бабушки? Какой аромат исходит от бабули? (аромат пирогов, щей, каши, домашней еды)

- А если бы нас пригласили в эту семью в гости, то чем бы нас угощали?

Физкультминутка «Как у бабушки Наташи»

- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).

- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать её всем стоящим слева и справа)

- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).

- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).

- С маслом! (левую ладонь положить на правую руку, сверху – «слой масла»).

- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).

- Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).

- Съели всё до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту.

- Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).

- У бабушки Наташи! (поднять руки вверх)

- Давайте вспомним пословицы о семье, о маме (ответы детей).

И так, мы рассмотрели картины Юрия Петровича Кугача, и поняли, что каждый день, проведённый в кругу близких и родных тебе людей, может стать интересным событием.

- А какие интересные истории или события происходят в вашей семье? Расскажите, пожалуйста, о них. Когда вы будете рассказывать, то попробуйте дать название вашему рассказу. Сначала расскажите о том, когда и как начиналось интересное событие, затем – как оно происходило, а потом расскажите о том, чем оно закончилось.

 Следует заслушать 3 рассказа детей из личного опыта.

- Я знаю, что вы  любите свою семью, мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Хотите сделать для них сюрприз?

- А что можно слепить из солёного теста для своей семьи? (сувенир, оберег, брелок, игрушку, домовёнка).

Тогда возьмите солёное тесто, подумайте, что бы вам хотелось слепить для самых дорогих и любимых людей. Хорошо подумайте о том, как вы будете лепить. Выберите нужный вам цвет и материалы для того, чтобы украсить или дополнить то, что вы слепите. Желаю вам удачи!

Когда дети лепят, воспитатель может подойти,  подсказать или напомнить, показать нужный способ лепки.

Когда детские работы будут готовы, следует отметить, что все дети выполняли работу старательно, «с душой и с теплотой», чтобы порадовать близких.  Следует дать возможность детям высказаться, выразить свои чувства и впечатления.

Совместную деятельность можно закончить выразительным чтением стихотворения Марии Лангер «Семья».

Воспитатель выразительно читает стихотворение:

«Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные даты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Коли семья вместе, то и душа на месте"

Систематизировать знания детей о семье....

Конспект занятия « Коли семья вместе, то и душа на месте»

Цель: систематизировать, имеющиеся знания детей о семье, расширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявить о них заботу, приносить радость своими дела...

Сценарий праздника «8 июля - День семьи, любви и верности» в детском саду «Когда семья вместе, так и душа на месте» Конспект совместного праздника детей и их родителей (подготовительная группа).

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним; создавать условия для развития взаимоотношений образовательного учреждения и родителей воспитанников.Зад...