Конспект НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конснект НОД по теме:"Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №111

Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе

 «Зимующие птицы».

Подготовила:

Воспитатель: Евдокимова Ю. А.

Саратов 2014 г.

Программные задачи:

Образовательная: Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;

-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

-Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи, вороны,  снегири - народные приметы, связанные с повадками птиц.

Развивающая: -Развивать мышление, наблюдательность;

-Развитие зрительной и словесно-логической памяти;

-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)

-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам,  желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц; шапочки с изображением птиц; птичий кормом, кормушка; фонограмма птичьих голосов.

Проблемные вопросы: Чем питаются птицы зимой? Поют ли птицы зимой? Где зимуют птицы?

Ход занятия

I Организационный момент

В: Дети, чтобы узнать, готовы  ли вы внимательно слушать, предлагаю вам повторить за мной то, что я вам буду говорить (каждую фразу дети повторяют):

  1. Деревья стоят голые
  2. Стало холодно
  3. Выпал снег
  4. Ночь стала длинная, а день короткий
  5. Некоторые животные залегли в спячку
  6. Некоторые животные поменяли шубку на более теплую и более незаметную
  7. Некоторые птицы улетели на юг, в тёплые края
  8. А некоторые остались зимовать.
  9. Про какое время года мы сейчас говорили?

Д: О зиме

В: Молодцы. А сейчас пройдите на свои места. Сегодня мы будем говорить с вами про птиц.

II Основная часть

В: Как можно назвать птиц, которые улетают на юг?

Д: Перелётные

В: Назовите перелётных птиц.

Д: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.

В: А какие птицы покидают нас раньше всех.

Д: Птицы, которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как исчезают насекомые.

В: Но не все птицы улетают, некоторые остаются зимовать, как их называют?

Д: Зимующие

В: А где живут зимующие птицы?

Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в городе.

Послушайте загадки про птиц.

  1. Птичка-невеличка

     В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Воспитатель показывает картинку с изображением воробья и надевает маски-шапочки на детей

У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают, воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.

  1. Спинкою синевата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель показывает картинку с изображением синицы и надевает маски-шапочки на детей

Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка, я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

  1. Окраской - черноватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

Воспитатель показывает картинку с изображением вороны и надевает маски-шапочки на детей

Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

  1. Выносливая птица,

            Усердно ищет корм,

            И крошки подбирает,

              Воркуя под окном!

                                   (Голубь)

Воспитатель показывает картинку с изображением голубя и надевает маску-шапочку на ребёнка.

А это голубь, они бывают уличными и домашними. Головка у него маленькая, большая гудка, голубь важно вышагивает и кланяется головкой. Раньше голуби выполняли роль почтальона, они запоминали маршрут полёта, а к ним привязывали письма, которые они доставляли по адресу.

5. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (Сорока)

Воспитатель показывает картинку с изображением сороки и надевает маску-шапочку на ребёнка.

Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит - сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.

6. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

Воспитатель показывает картинку с изображением снегиря и надевает маски-шапочки на детей

: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.

В: Ребята, я надела на каждого из вас маску-шапочку и вы превратились в птиц. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением птиц, кто себя узнает, должен встать и помахать крылышками.

Воспитатель показывает картинку с изображением птицы, детки встают.

В: Молодцы.

В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.

В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

 Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц. Вопросы воспитателя:

Что здесь изображено?

Д: Кормушки для птиц.

В: А кто смастерил эти кормушки и для чего?

Д: Люди, чтобы насыпать в кормушки корм птичкам, чтобы птицам удобно было клевать.

В: Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая шумных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог 
Прискакала к нам сорока.

В день седьмой, в воскресенье было общее веселье. Дети садятся на свои места

Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой .(ответы детей)

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей и голубь питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

А сейчас я предлагаю наполнить нашу кормушку едой для птиц. (Воспитатель поочерёдно вызывает «птиц», а они выбирают себе корм)

Молодцы, умницы все справились с этим заданием. Когда птицы сыты, им не так уже страшны холод и стужа и они начинают щебетать. Предлагаю вам послушать голоса птиц и угадать, кому они принадлежат. (фонограмма)

А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Воробьи и кот».

«Воробьи и кот».

Дети становятся на скамейке или на стульях на одной стороне игровой площадки - это крыша дома. Недалеко сидит кот - воспитатель или кто-нибудь из взрослых детей. Кот засыпает. - Воробушки прилетают, - командует воспитатель. Воробьи прыгают с крыши и разбегаются в разные стороны. Но вот проснулся кот. Кричит: - Мяу- мяу, - и бегает ловит воробушков, которые пытаются прятаться на крыше. Всех кого поймал кот, уводят в свой дом.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают крохи под самым носом сытого кота.

III Итог занятия:

В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Д: О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать им.

В: Дети, когда мы пойдём на прогулку обязательно возьмём кормушку для птиц, а потом посмотрим по остаткам  корма, какие птицы лакомились в нашей столовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...