Познавательно - исследовательский проект "Мы - исследователи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Актуальность разрабатываемого проекта:

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность разрабатываемого проекта:

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

Сроки проекта:  сдекабры 2016г по май 2017г

Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.

Этапы исследовательской работы:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация предметно – развивающей среды

4. Оценка результатов проведённой работы.

На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение.

На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми.

На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе:

Декабрь: Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Волшебная вода»

Экспериментирование «Замерзание жидкостей», «Изменение объема жидкости».

Январь: Дидактическая игра «Свойства воздуха» «Вертушка»

Экспериментирование «Реактивный шарик»

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух»

Февраль: Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар» «Лед –вода – пар»

Просмотр презентации «Чудо водичка»

Март: Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»

Экспериментирование «Горячо холодно»

Беседа «Мир ткани»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

Апрель: Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда»

Спортивный досуг «Выше, быстро, сильнее»

Экспериментирование «Незнайка и мороженное»

Май: Прогулка «Моя тень»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Рисование «Портрет Земли»

Прогнозируемый результат:

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

  • более глубокое усвоение предметного содержания;
  • высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
  • развитие творческого мышления;
  • большое количество идей, их глубина, оригинальность;
  • эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Участники проекта: дети логопедической подготовительной группы, воспитатели, родители.

Литература:

1. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015

2.О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» Сфера Москва 2002

3.И.Э.Куликовская, Н.Н.Савгир «Детское экспериментирование» Педагогическое общество России Москва 2003

Муниципальное дошкольное образование учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 227"

Заводского района г.Саратова

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №227»

_______________Солонина И.В.

Познавательно – исследовательский проект

Мы - исследователи"

Логопедическая подготовительная группа

(возраст детей 6-7 лет)

Разработала

воспитатель:

Михеева Е.В.

Щербакова Н.В.

Учитель – логопед

Кирсанова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»

Мастер  - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект познавательно - исследовательский "Мы - исследователи"

Актуальность разрабатываемого проекта:В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину м...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...