Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Веселова Юлия Николаевна

    Программное содержание.

    Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.

    Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.

    Вызвать интерес к элементарной исследовательской деятельности.  Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.

    Воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья.

    Развивать фантазию, творчество, способность к эмоциональному проживанию познавательного материала.

    Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по познавательному развитию

    в подготовительной  группе

    «Наши помощники – органы чувств».

    Воспитатель: Веселова Ю.Н.

       Программное содержание.

    Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.

    Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.

    Вызвать интерес к элементарной исследовательской деятельности.  Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.

    Воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья.

    Развивать фантазию, творчество, способность к эмоциональному проживанию познавательного материала.

    Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

    Обогащение словаря: лаборатория, опыт,  радужная оболочка,  зрачок, карие глаза, вкусовые сосочки, мозг, извилины,   слепой,  глухой,  выпуклые буквы.

    Оборудование: зал – имитация лабораторий «Института», ноутбуки со слайдами,  муляж головного мозга, ядро грецкого ореха, изображение органов чувств, халаты, зеркала, зеркала, увеличивающие изображение, щитки, книга со шрифтом Брайля,  тактильные дощечки, ширма,  мешочки с игрушками из разного материала, сосуд с водой, пустой сосуд, чайная ложка, колокольчик, ножницы, листы бумаги, коробочки из - под киндер – сюрпризов с продуктами (кофе, шоколад, лимон, укроп, колбаса, огурец, лук),  карточки «Наши помощники».

    Ход занятия:

    Воспитатель. Ребята! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

    Воспитатель. Весной организму человека, как никогда, особенно нужны витамины. А в каких продуктах их больше всего?

    Воспитатель. Конечно, в овощах и фруктах. Хотите, я угощу вас фруктами?

    Угощает детей сладким яблоком и кислым киви.

    Воспитатель. Какое по вкусу яблоко? А киви?

    Воспитатель. Какой орган чувств помог вам узнать вкус фруктов?

    Воспитатель. Конечно – же, это язык. А знаете ли вы, как наш язык определяет вкус? А хотите узнать?

    Воспитатель. В нашем детском саду открылся «Институт здоровья». В его лабораториях изучают органы чувств человека. Хотите побывать в лабораториях нашего института и узнать много интересного об органах чувств человека?

    Воспитатель. В лабораториях нужно находиться в специальной одежде: в белых халатах.

    Дети надевают халаты и проходят в музыкальный зал, в котором расположены «лаборатории института»    

    Воспитатель. Вот мы и пришли в «Институт здоровья». Ребята, как вы думаете, а кто командует нашими органами чувств?

    Воспитатель. Главный командир – головной мозг. Где он находится?

            Дети рассматривают муляж головного мозга.

    Воспитатель.  Человеческий мозг очень сложный орган, но самая главная его часть -это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? Посмотрите, что у меня есть.

    Учёный показывает ядро грецкого ореха.

    Воспитатель.  Скажите, между орехом и мозгом есть внешнее сходство?

    Воспитатель. Да, и у мозга и у ореха есть извилистые, спутанные морщинки – бороздки. У каждого человека разное количество извилин.  А знаете, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою?

    У нашего «командира» - мозга есть память. Он может на долгие годы запоминать множество запахов, звуков, картинок и никогда их не забывать. А помогают ему в этом органы чувств. Более подробно о мозге вы узнаете в школе.

    Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в первую лабораторию, а что в ней изучают, вы поймете, отгадав загадку.

                                  На ночь два оконца

                                  Сами закрываются

                                  А с восходом солнца

                                  Сами открываются.

    Воспитатель. Конечно, это глаза.  В этой лаборатории изучают зрение человека.

    Глаза – это замечательный и очень ценный человеческий орган.  А для чего они человеку?                                              

    Воспитатель. Конечно же, глаза помогают нам видеть весь мир, его красоту. А как вы думаете, у всех глаза одинаковые?

    Воспитатель. А чем они отличаются?

    Воспитатель. Правильно, глаза отличаются цветом, а еще у разных народов разный разрез глаз.

    Посмотрите в глаза друг другу и скажите, какого цвета глаза у вашего соседа. Видите цветной кружок, он называется радужной оболочкой. У одних она коричневая (такие глаза называют карими), у других зеленая, у кого – то голубая.

    А сейчас возьмите зеркало и посмотрите внимательно на свои глаза. Видите черную точку посредине глаза? Это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.

    Внимательно посмотрите в оба глаза: зрачки одинакового размера? Сейчас мы с вами проведём небольшой опыт. Послушайте внимательно задание!

    Нужно взять щиток и закрыть им один глаз. Подержать его немного закрытый. По моей команде открыть, сразу посмотреть в зеркало и сравнить одинаковые или разные по размеру стали зрачки ваших глаз.

    Проводят опыт.

    Воспитатель. Что вы заметили? 

    Воспитатель. Конечно, зрачок того глаза, что был закрыт, стал больше по размеру. А как вы думаете, почему?

    Воспитатель. В темноте зрачок расширяется, чтобы лучше видеть, а на свету сужается, чтобы много света не попадало в глаз.    

    Глаза трудятся целый день. Они, конечно же, устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия, должны беречь их. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо»            

     Дети просматривают слайды, комментируя их.

    Воспитатель. Ребята, есть люди, которые совсем ничего не видят. Что можно сказать о таком человеке?  

    Воспитатель. Как вы думаете, а как же слепые люди узнают о различных предметах? Могут ли они читать?

    Воспитатель. Правильно, ребята! Когда люди видят плохо или не видят совсем, им помогают руки. С помощью рук  слепые люди познают мир. И даже читают специальные книги с выпуклыми буквами.

    Показать книгу. Предложить поводить подушечками пальцев по её страничкам.

    Воспитатель. А как можно с помощью рук познавать мир мы узнаем в следующей лаборатории.

    Дети проходят в следующую «лабораторию» , удобно располагаются за столами.

    Воспитатель. Попробуйте узнать, какая игрушка находится в мешочке, не заглядывая в него, а также определите материал, из которого игрушка изготовлена.

    Проводится игра «Чудесный мешочек».

    Воспитатель. Как вы смогли узнать игрушки, не видя их? 

    Воспитатель. Конечно, вам помогли ваши руки.

    Воспитатель. Ребята, перед вами дощечки, они не простые. У дощечек разные поверхности. Пусть ваши руки ощупают их. Какая дощечка больше нравится? А какая дощечка не нравится?  Почему? Найдите на ощупь дощечку, похожую на кошечку. Найдите дощечку, напоминающую ежика. Скажите,  что или кого напоминают  вам  остальные дощечки? Какой орган чувств помог вам выполнить задание?    

    Слышен звук колокольчика.

    Воспитатель. Что за звук вы услышали? 

    Воспитатель. Правильно, это звучал колокольчик. Какой орган чувств помог нам услышать этот звук?

    Воспитатель. Конечно, это уши!

    Пойдемте в лабораторию, где изучают органы слуха.

     Воспитатель.  Когда мы спим, наши глаза закрыты, а уши?

    Конечно, уши открыты всегда, они улавливают различные звуки даже тогда, когда человек спит.

    Воспитатель.  Мы с вами знаем, что звуки бывают разные. Хотите проверить свои уши - угадать, что звучит?  

    За ширмой переливают воду из одной емкости в другую, шелестят бумагой, мешают ложкой в стакане, щелкают ножницами, рвут бумагу.

    Воспитатель. Молодцы! Замечательные у вас помощники.

    Воспитатель. Ребята, а есть такие люди, которые не слышат. Как можно назвать такого человека?

    Воспитатель. Как им можно помочь?

    Воспитатель. Конечно, врачи выписывают слабослышащим людям слуховой аппарат. А можно ли общаться с глухим человеком?

    Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».  Что хорошо, а что плохо для наших ушей?

    Проводится игра.

    Воспитатель. Ребята, мы узнали с вами, о том, как язык определяет вкус?  Может мы узнаем об этом в следующей лаборатории?

    Воспитатель.   А что изучают в ней, отгадайте!

    «Вот гора, а у горы

    Две глубокие норы».

    Воспитатель.  Конечно же, это нос. А для чего человеку нос?

    Воспитатель.  Правильно: дышать, нюхать запахи. Почему нужно дышать через нос? Давайте попробуем сначала вдохнуть носом, затем ртом. Где воздух холодней?

    Воспитатель. В носу воздух согревается, освобождается от пыли, от микробов. Они прилипают к слизи в носу. Поэтому человек иногда чихает.    

    Воспитатель. А я знаю интересное стихотворение  про носы.

    Он бывает самым разным

    Добрым, вредным, гордым, важным,

    Длинным, маленьким, горбатым,

    Толстым, тонким, конопатым.

    Смешное стихотворение, не правда ли?!

    Смогут ли ваши носы определить, что находится в коробочке?

    Дети по запаху определяют, что находится в киндерсюрпризных ёмкостях.

    Молодцы, определили все запахи! Носы нужно беречь.

    Нос не должен быть простужен,

    Нос здоровый очень нужен,

    Чтобы, сон когда придет,

    Тихо спать, закрыв свой рот.

    Еще можно пожелать;

    Пальцем в нос не залезать,

    Днем на солнце не сидеть-

    Носик может обгореть.

    А зимой в большой мороз

    Не высовывать свой нос!

    Воспитатель. Удалось нам узнать о том, как язык определяет вкус? Наверно узнаем об этом в следующей лаборатории.

    Воспитатель.   Что же здесь изучают? О чем эта загадка?

    «Всегда во рту, а не проглотишь»

     Воспитатель.  Конечно же, в этой лаборатории изучают интересный орган чувств – язык. Как помогает язык человеку?

     Воспитатель.  Прижмите язык во рту книзу, за зубы и скажите слово «мама». Получилось сказать мама без помощи языка? Трудно?

      Воспитатель. А сейчас возьмите зеркало, которое увеличивает изображение. Посмотрите в него на свой язык. Видите, на языке маленькие бугорки? Их называют -  вкусовые сосочки. Их   очень много - около 10 тысяч. Сосочки определяют, какой вкус у продукта. А какой вкус бывает у продуктов?

    Дети рассматривают изображение продуктов на компьютере и называют вкус.

    Воспитатель. Я предлагаю провести опыт.

    На нашем столе стоят четыре блюдца.

    В первом - сладкая вода (мы растворили в ней сахар);

    во втором - соленая вода;

    в третьем -  кусочек лимона;

    в четвёртом - кусочек грейпфрута.

    Возьмите палочку, обмакните в блюдце со сладкой водой и приложите палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Какая часть языка сильнее определяет сладкий вкус?

    Дети определяют, где на языке живут «сладкие сосочки», «соленые», «кислые», «горькие». Делают выводы.   

    Воспитатель. Наша экскурсия по «Институту здоровья» закончилась. Вы еще раз увидели в его лабораториях, какое значение имеют органы чувств для человека. Что о них можно сказать? А кто же является главным командиром в нашем организме? Какое его самое важное свойство?

    Что в «Институте здоровья» вам понравилось больше всего? А что показалось трудным? Вы молодцы, очень хорошо потрудились в лабораториях нашего «Института». Я вами горжусь!

     Хотите узнать, запомнил ли ваш мозг то, что вы увидели в «Институте»? Я приготовила для вас карточки с заданиями, которые вы выполните вечером в группе. Надеюсь, что вы будете заботиться о своем здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"

    цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....

    Конспект занятия по познавательному развитию " Наши помощники-органы чувств"

    - закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние ).- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.- формировать начальные ...

    Конспект НОД во второй группе раннего возраста "Наши помощники" (органы чувств)

    Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека....

    Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Овощи - помощники"

    Здесь можно найти конспект на тему "Овощи - помощники"...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств»

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств»...