Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Каурова Наталья Владимировна

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" проводится с целью закрепления представлений детей о родном крае,его прошлом и настоящем, выдающихся исторических личностях и героях.Народных промыслах и ремёслах, животном и растительном мирах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_igry_umniki_i_umnitsy.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы: первые шаги» проводится как итоговое мероприятие после изучения лексической темы «Родной край».

Игроков называют агонистами (от греч.«агон» - состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию греческого суда) – жюри из трех судей. В зале присутствуют «теоретики» - те дети, которые не играют в этом туре, но могут дать правильный ответ и получить орден в случаях, когда затрудняются с ответом агонисты. Во время проведения игры в зале присутствуют «гости» - родители и педагоги ДОУ.

В каждом агоне (состязании) игры участвуют три игрока (агониста), которым по жребию предоставляется право пройти по равнозначным дорожкам красного, желтого или зеленого цвета. За правильный ответ агонист получает орден (ягодка) или медаль (цветочек). Ордена и медали выкладываются на дорожку.

Победителя определяет ареопаг агона. При проведении агона в зале присутствуют «теоретики» и «гости».

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы: первые шаги» (сценарий финала конкурса).

Цель: формирование целостной картины мира по теме: «Родной край» у старших дошкольников.

Задачи:

1. закреплять представления детей о родном крае (его прошлом и настоящем, выдающихся исторических личностях и героях, народных промыслах и ремеслах, животном и растительном мирах);

2. активизировать познавательную активность детей через организацию конкурса-соревнования;

3. способствовать развитию психических познавательных процессов детей (памяти, внимания, речи) и мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, логического мышления);

4. совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас и практиковать употребление в связной речи монологов-рассуждений;

5. воспитывать нравственно-патриотические чувства и гордость за подвиги земляков, любовь к родному краю и бережное отношение к его природе;

6. привлекать родителей к организации и проведению мероприятий детского сада.

Ареопаг агона:

Архонт ареопага – заведующий ДОУ;

Секретари ареопага: –старший воспитатель; учитель-логопед; родитель группы.

Ход мероприятия:

Ведущий: Дорогие друзья! Начинаем конкурс «Умники и Умницы: первые шаги». Встречайте участников конкурса!

(Звучит музыка, в зал входят дети – участники и встают полукругом)

Ведущий: Спортсмены на спортивных состязаниях совершенствуются в силе, ловкости, быстроте. А у нас с вами интеллектуальный конкурс. Мы будем соревноваться в силе ума, и победят самые любознательные, самые находчивые, самые эрудированные. Я объявляю вам состав нашего жюри (представляет ареопаг).

Вы видите перед собой дорожки разного цвета. Вы уже выбрали путем жребия номер тройки и цвет дорожки. По правилам игры вы можете передвигаться по дорожке только после правильного ответа на заданный вопрос и только после такого вот сигнала (звучит звуковой сигнал).

Конкурс состоит из 5 этапов. Если ответ будет правильный и достаточно полный, то вы на своей дорожке сзади себя увидите ягодку, а если ответ не достаточно полный – цветок. Если вы не даете ответа, мы обращаемся к залу.

Уважаемые участники, вам для ответа будут предложены вопросы по следующим темам:

1) «История развития г. Красноярска и его достопримечательности»;

2) «Окружающий мир Красноярского края».

Всем понятны правила игры? (После получения утвердительного ответа от игроков, участники первой тройки, затем второй и третьей троек, занимают свои места на игровом поле).

Тема 1: Мой край родной Красноярский.

Ведущий: Неповторимый, вечный Красноярск. Ее строили век за веком, умом и сердцем, талантом и любовью наши предки. Наш город – музей под открытым небом. Каждый дом в историческом центре города, может поведать тебе свою историю. А знаешь ли ты свой родной, любимый город, маленький Красноярец?

Вопросы для первой тройки агонистов:

1. Существует основная версия происхождения г. Красноярска. (Название происходит от красоты и красного цвета обрывистого берега реки Енисей.)

2. Красноярск – древний русский город. Город основал боярский сын. Как его звали? (Андрей Ануфриевич Дубенский).

3. В Красноярске есть природный заповедник – основной достопримечательностью стали сиенитовые скалы, по велению природы, принявшие облик великанов похожих на людей, животных и мифологических существ, с уникальными проходами. Что это за заповедник? («Столбы»).

Вопросы для второй тройки агонистов:

  1. Посмотри на фотографию памятника, который находится в г. Красноярске и скажи, какой исторической личности он посвящен и почему? (Памятник Андрею Дубенскому, который основал город).
  2. Посмотри на картинки и найди предмет, который послужил основой для построения Красноярска. (берег реки Енисея).
  3. Найди герб нашего города, среди трех представленных? (Герб с золотого льва, стоящего на задних лапах с серпом и лопатой).

Вопросы для третьей тройки агонистов:

1. Город Красноярск основан на двух берегах реки Енисея. Как они называются? (Левый и правый берег).

2. Какой великий русский художник родился в г. Красноярске 12 января 1848 года? (Василий Иванович Суриков)

3. Какое самое старшее каменное здание г. Красноярска, выстроенное на деньги прихожан (Покровская церковь).

Тема 2: «Окружающий мир Красноярского края: растения и животные».

Ведущий: Наша природа – это единый живой организм, а растения часто называют легкими нашей планеты. И этому организму – нашей природе, растениям бывает очень необходима помощь умного, знающего все законы природы человека. Что бы помочь – надо знать. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы знаете мир растений.

Вопросы для первой тройки агонистов:

  1. Это ягода встречается как в лесу, так и в саду, любит влагу и является лакомством для медведей. Что это за ягода, и чем она полезна? (Малина).
  2.  Кусты этой ягоды растут по всему земному шару и встречаются в наших лесах, по берегам рек, а в наших садах она бывает разного цвета (черного, красного), что это за ягоды? (Смородина).
  3. Эта ягода относится к лекарственным растениям, она помогает лечить зрение. Что эта за ягода? (Черника).

Вопросы для второй тройки агонистов:

  1. Некоторые грибы наших лесов получили название от деревьев, под которыми они растут. Назови эти грибы? (Подберезовик, подосиновик).
  2.  Так называют и гриб, и рыжую плутовку, что их объединяет? (Лисичка. Она такая же рыжая как и лиса).
  3. Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей? (На этом месте грибы могут больше не вырасти).

Вопросы для третьей тройки агонистов:

  1. Есть дерево в наших сибирских лесах, которое особо ценится при постройке кораблей. Обычно из его стройного, мощного ствола делают корабельные мачты? (Сосна).
  2. Узнай по описанию. Это единственное хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму? (Лиственница).
  3. Это дерево издавна наряжают на новогодние праздники? (Ель).

Ведущий: Животные – живые организмы. Их очень много на большой Земле. Они и в воздухе, в воде, и под землею. Они живут в лесах, на Красноярской земле, и о животных я задам сейчас вопрос тебе!

Вопросы для первой тройки агонистов:

1. Это животное обитает в наших лесах, но иногда его называют «Шатуном». Что это за зверь? (Медведь, который проснулся зимой).

2. Что бы выжить животному помогают лапы, глаза и усы. А какому животному хвост служит рулем, а иногда и парашютом? (Белка).

3. Каких животных можно встретить на дачных и деревенских полях (Лису и зайца).

Вопросы для второй тройки агонистов:

  1. Какую птицу называют «санитаром» леса? (Дятел).
  2. Какие животные впадают на зиму в спячку? (медведь).
  3. Когда рождаются детеныши у большинства животных Красноярского края? (Весна).

Вопросы для третьей тройки агонистов:

1. Как называется книга, куда записывают исчезающие виды животных? (Красная книга).

2. Каких диких животных Красноярского края нужно охранять и почему? (косуля, олень из-за угрозы исчезновения).

3. Какое животное нашего края является строителем платин на реках? (Бобер).

В заключение подведение итогов и награждение орденом «Самый умный!».

Кружок словесного творчества в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель: Обучение детей творческому рассказыванию.

Занятие 1: Любимые и добрые герои сказок.

Цель: Развивать творческое мышление воображение, интерес к созидательному процессу, составлять рассказы с опорой на тактильные ощущения.

План:

  1. Беседа о любимых и добрых героях сказок
  2. Рассматривание героев сказок на иллюстрациях, в скульптурном изображении, поделках из бумаги и т.д.
  3. Рассказ детям, как придумать героя разными способами: а) преуменьшение (мальчик с пальчик, Дюймовочка, гном); б) преувеличение (великан, богатырь); в) комбинирование (русалка -женщина-рыба, кентавр - мужчина-лошадь).
  4. Составление собственных рассказов с использованием тактильных дощечек – составление «подвижных» рассказов.
  5. Задание на дом рассказать: о придуманном герое по плану: а) какая внешность; б) как одет; в) какой голос; г) где он живет. Домашнее задание: сделать запись со слов ребенка описанного им сказочного героя, помочь сделать ребенку аппликацию или рисунок доброго героя.

Занятие 2. Цель: Научить видеть связь человека с природой, ее ответ на доброе и недоброе отношение, помочь детям освоить способы воображения, упражнять детей в ведении диалога, развивать интонационную выразительность речи.

План:

  1. Демонстрация обложек известных сказок, как называются эти сказки? Чтение сказки «Гуси – Лебеди», беседа по прочитанному (кто здесь герои, не только Аленушка, но и яблонька, речка, природа помогает, и она отказывает в помощи. Почему?).
  2. Задание детям, придумать какие деревья, кустарники, цветы, речки и т.д. помогут в дороге героям и как именно.
  3. Рассказы детей.
  4. Выбранный рассказ предложить инсценировать, упражнять детей в ведении диалога между героями, голосом передавая характерные особенности каждого.

Занятие 3. Тема: Природа добрая и злая.

Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, отрицательное отношение к жестокости, учить оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.

План:

1. Детям предлагается вспомнить героев сказок, которые побели чудовищ, колдунов, злодеев

а) что помогло им победить (оружие)

б) какое оружие вы знаете (меч, сабля, копье)

в) рассматривание этого оружия на иллюстрациях.

2. Какое оружие было у волшебницы в сказке «Золушка» (волшебная палочка).

3. А что за оружие было у Элизы из сказки «Дикие лебеди» (только руки, терпение и любовь)

4. Задание детям, выбрать для своего героя оружие, чтобы победить зло.

5. Рассказы детей. Обсуждение.

Домашнее задание: записать самостоятельный рассказ ребенка о победе добра над злом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе

Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...

Интеллектуальное занятие в подготовительной группе "Умники и умницы".

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Имеется отл...

"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Способствует развитию логического мышления способом моделирования...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...