Педагогический проект "Русский сарафан"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Татьяна Николаевна

Любознательность и творческая активность – естественное состояние детей старшего дошкольного возраста. Открывать, изучать, узнавать новую информацию –  значит сделать шаг к новому и интересному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkiy_sarafan.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  "Русский сарафан"

Выполнила: воспитатель  МБДОУ №167

Новикова   Татьяна  Николаевна .

        г . Нижний Новгород        

        2015г


Проект   «Русский сарафан».

                   

Цель: создать условия для развития воображения, художественно-творческих, познавательных и коммуникативных  способностей детей в процессе ознакомления с русским национальном костюмом.

Вид проекта: познавательный, информационно- творческий

Продолжительность проекта: три месяца (с февраля по апрель)

Участники проекта: заикающиеся дети старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, логопед, муз.руководитель.

Актуальность.

Любознательность и творческая активность – естественное состояние детей старшего дошкольного возраста. Открывать, изучать, узнавать новую информацию –  значит сделать шаг к новому и интересному.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую,  можно узнать много нового о традициях, обычаях и истории своего народа.  

В процессе знакомства детей с русским национальным костюмом уделяется внимание духовному воспитанию детей, формируется творчески развитая личность, повышается уровень познавательных способностей. Дети узнают новые понятия (названия одежды, обуви и головных уборов, элементов узоров, предметов быта русской избы и т.д.). Дети пополняют свой активный словарь, а значит развивают речевые и коммуникативные умения.

Пять областей развития детей, которые выделяет ФГОС ДО, предполагают развитие разных способностей, навыков, знаний ребенка, в том числе и такие как: формирование представлений о людях, объектах окружающего мира; представлений о социально-культурных ценностях, традициях и истории русского народа; развитие речевого творчества; понимания произведений искусства; реализацию творческой деятельности.

Все эти аспекты отражены в данном проекте и все виды деятельности направлены на их реализацию.  

Задача проекта:

  1. Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа.
  2. Формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой.
  3. Формировать представления о поисковой  деятельности.
  4. Развивать  творческие и познавательные способности
  5. Способствовать индивидуальному самовыражению в ходе продуктивной деятельности;
  6. Обогащать словарный запас. Воспитывать культуру речи. Развивать речевые и коммуникативные способности при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
  7. Развивать мелкую моторику рук.

Проектная идея – создать в группе мини – музей русской избы и предметов декоративно-прикладного искусства родного края; выставку кукол в русских народных костюмах, выполненных своими руками (дети – родители, дети – педагоги ), чтобы создать у детей эмоциональный настрой и желание работать по данному проекту.

Предполагаемые результаты

  1. Дети будут приобщены к истокам русской культуры русского народа. Получат новые знания о русском народном костюме.
  2. Дети научатся общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
  3. У детей будет обогащаться словарь, развиваться связная речь.
  4. У воспитанников будут развиваться познавательные способности , интерес и желание к творческой деятельности; готовность к самовыражению в процессе продуктивной  деятельности.
  5. Родители воспитанников будут приобщены к более активному взаимодействию с детьми и специалистами детского сада.

   6.  Будет пополнена развивающая   предметно-пространственная  среда:

       альбомом «Русский национальный костюм»;  д/игрой «Модельеры»,

       костюмами уголка ряжения; мини – музеем с предметами быта русской

       избы и самодельными куклами в русских национальных костюмах.

Перспективный интегрированный план работы

специалистов МБДОУ № 294

по проекту «Русский сарафан»

с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

        Вид      деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Ознакомление с окружающим. Тема «Знакомство с костюмами людей разных профессий (гончар, купец, ткачиха, кузнец, пахарь, охотник, дружинник) в Древней Руси».

 2-я неделя февраля

воспитатели

2.

Развитие речи – формирование лексико-грамматических категорий по теме «Русский костюм»; активизация и обогащение словаря названиями предметов русского на - родного костюма; обучение состав - лению описательного рассказа

предметов одежды с опорой на картинный план.

2-я неделя марта

логопед

3

Подборка загадок о предметах русского народного быта

1-я неделя февраля

логопед

4

Рисование с элементами городецкой росписи.

Тема «Узоры на сарафане».

3-я неделя февраля

воспитатели

5

Аппликация. Тема «Украсим кокошник».

1-я неделя марта

воспитатели

6

Ручной труд. Тема «Сплетем поясок для рубахи».

2 – неделя апреля

воспитатели

7

Выставка для детей книг с русскими народными сказками.

в течение всего проекта

логопед

воспитатели

8

Инсценировка русской народной сказки «Маша и медведь» с ряжением в костюмы с элементами русского народного костюма.

4-я неделя марта

логопед

воспитатели

9

Просмотр диафильмов

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,

«Крошечка Ховрошечка».

 

4-я неделя февраля

1-я неделя апреля

воспитатели

10

Создание мини – музея «В горнице моей свело» (изготовление кукол в русских народных костюмах, предметов быта русской избы).

конец февраля,

март, апрель

воспитатели

родители

дети

11

Рекомендовать родителям список литературы для чтения детям русских народных сказок, потешек, загадок об одежде, предметах быта.

2-я неделя февраля

логопед

12

Пополнить уголок ряжения в группе русскими народными костюмами, головными уборами

в течение всего проекта

воспитатели

родители

13

Сделать д/и «Модельеры» (изготовление  и украшение предметов одежды в русском стиле для бумажной плоскостной куклы).

4-я неделя февраля

воспитатели

14

Разучивание танца «Калинка - малинка», хоровода «Березка», песни «Пых-пых, самовар!», мелодии «Светит месяц, светит ясный» на музыкальных инструментах.

в течение всего проекта

муз.руководитель

15

Участие детей группы в районном музыкальном конкурсе «Весенняя капель» с танцем «Калинка-малинка» и в отборочном туре музыкального фестиваля «Поющие капельки» с песней «Пых-пых, самовар!»

 март

апрель

воспитатели

муз.руководитель

логопед

родители

Итоги реализации проекта:

  1. У детей расширился объем знаний о русском народном костюме, обычаях и традициях русского народа, его истории.
  2. У воспитанников группы повысилась творческая активность, желание взаимодействовать в коллективе взрослых и сверстников.
  3. У детей обогатился словарь, усовершенствовались коммуникативные навыки.
  4. Пополнилась развивающая   предметно-пространственная  среда группы.
  5. Повысилось желание родителей воспитанников участия в жизни группы.

        


        Литература

1.  Андреева М.Ф.  Круглый год: народный календарь.- СПб.,1997.

2.  Дорофеев Ю. , Птушкина О. Русский праздничный народный костюм.- М. :  Мозайка- Синтез, 2004г.

3.   Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истоком русской народной культуры . - СПб 2000 г.

4.    Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М. : Молодая гвардия 1988г.

5.   Науменко Г.И. Народные праздники , обряды и времена года в песнях и сказках. - М. : Центрополигаф  2001г.

6.   Орлова А.В.  Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду . - Владимир  1995г.

7.   Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий. / под ред. О.С. Ушаковой. - М. : ТЦ "Сфера" 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русская горница"

Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой....

Педагогический проект "Русские богатыри"

творческий, позновательный проект "Русские богатыри",  воспитывает любовь к Родине, желание быть защитником отечества, Знакомит с историей Российской Армии и, воспитывает чувство гордости и уваже...

Педагогический проект «Русский уклад»

Ознакомление детей с традициями русского народа...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Педагогический проект "Русская матрёшка"

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....

Конспекты НОД в старшей группе (Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Исследовательская работа в образовательной деятельности, помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о т...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....