Педагогический проект "Русская горница"
проект (окружающий мир, средняя группа) по теме

Прохорова Ирина Анатольевна

Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Педагогический проект

        

        

                                         

Воспитатель МДОУ «Детский сад №2»    

                                                          Прохорова Ирина Анатольевна

2009 год

Актуальность:

 В дошкольном периоде начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и это в значительной мере определяет последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Богатство и разнообразие природы, труд, быт русского народа обусловили оригинальность, самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.

        Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.

        Проблема: 

Но в настоящее время и дети, и даже многие взрослые, особенно те, которые живут в больших городах, могут и не знать, как выглядят окружавшие когда – то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь. Да и социальная среда, в которой растёт и воспитывается ребёнок, не способствует формированию у него необходимых для личностного становления таких качеств, как чувство патриотизма, любви и уважения к своим корням, народной культуре. Возникла идея разработки и реализации проекта «Русская горница».

        Тип проекта:

среднесрочный, творческий, игровой.

        Продолжительность:

январь – май 2009 года.        

Цель: 

Формирование у детей среднего дошкольного возраста гражданских качеств, чувства патриотизма, любви к своему родному краю и Отечеству через приобщение к народной культуре.

Задачи:

  • Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу по данной теме.
  • Оформить уголок «Русская горница».
  • Привлечь родителей для совместной деятельности по оформлению и проведению занятий, досугов.
  • Познакомить детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа.
  • Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей уважение к историческому наследию предшествующих поколений.
  • Разработать тематический план работы.

Предполагаемый результат:

  • Знание и понимание детьми об основных народных праздниках, обрядах, их символических значениях.
  • Перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность.
  • Нравственная ориентация дошкольников (восприятие ценностей народной культуры).
  • Охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности.
  • Воспитание личности дошкольника, знающей, уважающей историю и традиции своего народа.
  • Удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью детского сада.

Проект предполагает:

  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования  (детской библиотекой, ЦДТ, музеем и т.п.);
  •  с педагогами дополнительного образования (музыкальным и физкультурным работниками).

Место реализации: МДОУ «Детский сад № 2».

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Н. Г. Зеленова «Мы живём в России» -М., 2007
  2. «С чего начинается Родина» \под ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2005
  3. «Система патриотического воспитания в детском саду»/авт. Сост. Александрова Е. Ю. – М., 2003
  4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», - СПб, 2002
  5. Российский Этнографический музей – детям – СПб, 2001
  6. Полная хрестоматия для детей – М., 2008
  7. Журнал «Воспитатель ДОУ» №8, 9 – 2008; №3 – 2009
  8. Журнал «Управление ДОУ» №1 – 2007; №4 – 2008
  9. «Дошкольное воспитание» №5 – 2005

10. «Истоки народной культуры в детском саду» - СПБ, 2008

Диагностико – дидактическое:

  1. Педагогические наблюдения.
  2. Диагностическая методика по определению уровня нравственной направленности.
  3. Мини – сочинения из личного опыта, рисунки детей.

Этапы работы:

    I подготовительный:

  • подбор и изучение методической литературы;
  • первичная диагностика;

II основной:

  • создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт;
  • изучение малых фольклорных форм (песен, сказок, частушек, пословиц, поговорок ит. д.)
  • знакомство с праздниками и традициями русского народа;
  • знакомство с народным искусством;
  • знакомство с русскими народными играми;
  • привлечение родителей к созданию уголка, к его пополнению;

III итоговый или заключительный:

  • презентация проекта: интегрированное занятие «Зимние посиделки»;
  • сравнительная диагностика.

Формы работы:

  • занятия по ознакомлению детей с родным краем, культурным наследием;
  • беседы;
  • экскурсии к историческим местам и памятникам города;
  • музыкально – литературные композиции;
  • показ сказок и спектаклей;
  • изобразительная деятельность;
  • чтение художественной литературы;

Тематический план работы на 2009 год (средняя группа)

№ п\п\

Познавательная

деятельность

Продуктивная

деятельность

Художественная литература

Игровая деятельность

Художественно – речевая деятельность

январь

1. Беседа: «Жили – были дед да баба»

2. Знакомство с предметами быта (русской печью)

3. Беседа « Как люди раньше жили..»

1. Конструирование

«Теремок»

2. Рисование в свободное время

3. Лепка из солёного теста домашней утвари для игр.

1. Загадки о предметах быта

2. Чтение русских народных сказок

3. «Как старик домовничал» Б. Шахов

4. Разучивание поговорок

 1. С.р.и. « В гости к кукле» (чайная церемония)

2. Д\и «По дорогам сказок»

3.  П/и «Ловишки»

1. Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

2. Фольклорный праздник «Рождественские святки»

3. Театрализованное занятие «Колобок наш удалой»

февраль

1. Беседа о малых фольклорных формах

2. «Как человек стал человеком»

1.  Оформление «Генеалогическое древо семьи»

2. Рисование по русской народной сказке «Гуси - лебеди»

1. Чтение русских народных сказок, небылиц, потешек

2. Разучивание в свободное время  скороговорок, чистоговорок

1. Использование считалок при выборе водящих

2. Д/и «Подбери посуду»

1. Развлечение «Путешествие на зимнюю полянку»

2. Игра - драматизация по сказке «Гуси – лебеди»

март

1. Интегрированное занятие «Русская матрёшка»

1. Рисование «Танцующая матрёшка»

2. Лепка «Матрёшка»

3. Украсим сарафан матрёшке

1. «У меня матрёшка есть»

 З. Медведева

2. «Матрёшечка» В. Берестов

3. Разучивание закличек о весне

1. Д\и «Что игрушка расскажет о себе»

1. Развлечение «Проводы зимы»

2. Использование настольного театра

апрель

1. Занятие «Весна в лесу»

2. «Наша Родина - Россия»

3. Беседа о хлебе

1. Рисование «Весна пришла»

2. Рисование «Кто из сказки к нам пришёл»

1. «Весна»  Г. Ладонщиков

2. Деревья весной»  Т. Скребицкий.

1. Д\и «Солнечные зайчики»

2. П/и «У медведя во бору»

1. Развлечение «Весна – красна»

май

1. Достопримечательности нашего города

2. Беседа «Дымковские игрушки»

1. Рисование «Празднично украшенный дом»

2. Рисование «Дымковская птица»

3. Коллективная аппликация «Волшебный сад»

1. «По городу» В. Берестов

2. «Одуванчик» Серов.

3.

1. С.р.и. «Путешествие по городу»

2. П\и «Горелки»

1. Развлечение «Посиделки»

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "В русской горнице"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей...