Главные вкладки

    проект "Светлая горница"
    материал (старшая группа) по теме

    Калинкина Светлана Юрьевна

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_svetlaya_gornica.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освещения, электроприборы) с использованием поисково-познавательной деятельности».

     

    Светлая горница

    Автор проекта: Калинкина С. Ю. – воспитатель I квалификационной категории.

    Место реализации: МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад №7

    Актуальность проекта: Многовековый опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

    В поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    Цель: формировать  первоначальные представления у детей о культуре, истории и жизни русского народа через использование метода детского экспериментирования.

     

    Задачи проекта:

    Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.

    Разработать перспективное планирование по теме проекта.

    Создать условия для детского экспериментирования.

    Познакомить детей с историей создания электрической лампочки и историей создания электроприборов – домашних помощников.

    Формировать  навыки исследовательской деятельности.

    Воспитывать интерес к народному искусству.

    Укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

    Повышать педагогическую культуру родителей.

     Предмет исследования: формирование навыков исследовательской деятельности.

    Объект исследования: дети 6-7 лет.

    Аннотация к проекту:

    Тип проекта: исследовательско-информационный.

    По продолжительности: средней продолжительности.

    По количеству участников: групповой.

    Гипотеза:

    Знакомить детей с историей и жизнью русского народа эффективнее всего через исследовательскую деятельность.

     

    Ожидаемый результат:

    Сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.

    Познавательная и творческая активность старших дошкольников при проведении экспериментов, различных выставок.

    Применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных деятельности своего отношения к народному искусству.

    Этапы реализации проекта.

    I этап – подготовительный (одна неделя) Проводится анкетирование родителей, обсуждение целуй и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

    II этап – внедренческий (1,5 месяца) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.

    III – итоговый (одна неделя) Сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение.

    I этап – подготовительный.

    Содержание

    работы

    Задачи

    Сроки

    Ответственные

    1

    Диагностирование детей по теме проекта.

    Выявить знания у детей по приобщению к русской культуре, умения и навыки по исследовательской  деятельности.

    1 неделя

    воспитатель

    2

    Подбор специальной литературы, оборудования

    Создать условия для детского экспериментирования.

    1 неделя

    воспитатель

    3

    Анкетирование родителей по теме проекта.

    Выявить заинтересованность родителей в участии в проекте.

    1 неделя

    воспитатель

    4

    Родительское собрание на тему: «Экспериментирование, как форма сотрудничества с детьми, направленная на познание народного творчеств».

    Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование.

    1 неделя

    воспитатель

    5

    Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта.

    Просвещение родителей.

    II этап – внедренческий.

    Содержание работы

    задачи

    сроки

    ответственные

    1

    Темы занятий:

    Познакомить с жизнью древнего человека.

    2 неделя

    воспитатель

    Значение огня

    Осторожно, огонь

    Формировать у детей навыки безопасного поведения с огнём.

    3 неделя

    воспитатель

    Экскурсия в мини- музей «Русская изба». Приспособления для освещения на Руси.

    Знакомить с условиями быта русского народа.

    4 неделя

    воспитатель

    Что мы знаем об электричестве.

    Знакомить с историей электричества.

    5 неделя

    воспитатель

    Сравнение старинных

    предметов быта с современными аналогами.

    Продолжать знакомить с исторической

    преемственностью.

    6 неделя

    воспитатель

                                           

    История электрической лампочки. Правила безопасности.

    Закрепить знания о безопасном поведении с электроприборами.

    7 неделя

    воспитатель

    Техника - наша помощница.

    Уточнить знания о различных видах бытовой техники, работающей от электричества, сравнить со старинными аналогами наших предков.

    8 неделя

    воспитатель

    2

    Опыты:

    Упражнять детей в умении обследовать

    предметы, выделять их качества  и свойства.

    2 неделя

    воспитатель

    Как добыть огонь?

    ( кремень)

    Что в коробке?

    Познакомить со значением и источниками света( солнце, фонарик, свеча, лампочка). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

    3 неделя

    воспитатель

    Волшебный шарик.

    Установить причину  возникновения статического электричества.

    4 неделя

    воспитатель

    Чудо-причёска.

    Познакомить с проявлениями статического электричества и возможностями снятия его с предметов.

    5 неделя

    воспитатель

    Как увидеть молнию?

    Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

    6 неделя

    воспитатель

    Конструирование свечей из воска.

    Развивать познавательную деятельность.

    7 неделя

    воспитатель

    Почему лампочка светит.

    Понимать  принцип работы электричества.

    8 неделя

    воспитатель

    3

    Дидактические игры.

    Развивать логическое мышление.

    2-8 недели

    воспитатель

    Что лишнее?

    Что из чего сделано?

    Обследовать предметы, выделять их качества и свойства.

    Раньше и теперь.

    Сравнивать старинные и современные приборы.

    Невидимый работник.

    Закреплять знания об электричестве.

    Наши помощники.

    Расширять знания о бытовой технике и её роли в жизни человека.

    Мы изобретатели.

    Развивать конструкторско-технические умения.

    4

    Продуктивная деятельность:

    Учить детей отражать в продуктивных деятельности своё отношение к истории и искусству русского народа.

    4 неделя

    7 неделя

    8 неделя

    2 неделя

    6 неделя

    Воспитатель,

    Воспитатель по ИЗО.

    Лепка:

     «фигурная свеча»; «лампочка будущего».

    Аппликация:

    «наши помощники»; «техника будущего».

    Рисование:

    «огонь - друг человека»;

    « украшение подсвечника».

    5

    Подвижные игры:

    «гуси – гуси»;

    «прялица»;

    «городки»;

    «ручеёк»;

    «горелки»;

    Укреплять здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности па примере народных игр.

    2-8 неделя

    Воспитатель,

    Инструктор по физической культуре.

    6

    Совместная деятельность воспитателя с детьми:

    Рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Экскурсия к электрощиту, беседа с электриком.

    Беседы с детьми:

    Как огонь дошёл до наших дней? Как он помогает человеку?

    Что мы знаем об электричестве?

    Чтение художественной литературы и детской энциклопедии.

    Знакомить со старинными  предметами  и их современными аналогами.

    Прививать навыки безопасного поведения с электроприборами.

    2-8 неделя

    воспитатель

    7

    Досуги:

    «Бабушкины посиделки».

    «У сказки в гостях».

    Воспитывать любовь к русской истории и искусству.

    3,6 неделя

    Воспитатель,

    Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

    8

    Совместная деятельность родителей с детьми:

    Чтение научно - популярной и исторической литературы, просмотр телепередач.

    Проведение элементарных опытов дома.

    Изготовление макетов:

    История лампочки;

    Электричество дома.

    Фотоконкурс: «Мой ребёнок - исследователь».

    Выставка детских работ: «Я – изобретатель».

    Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование.

    2-8 неделя

    Воспитатель,

    Родители.

    9

    Презентация проекта: «Светлая горница». Познавательная экскурсия для детей младшего возраста и родителей, подготовленная детьми старшего возраста.

    Учить детей самостоятельно проводить экскурсии для детей младшего возраста и родителей.

    9 неделя

    III этап - заключительный

    1

    Обработка и оформление материалов проекта.

    воспитатель

    2

    Диагностическое обследование детей.

    Воспитатель,

    психолог.

    3

    Анализ

    воспитатель

    Вывод: Работа над проектом помогла сформировать у детей навыки адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.

    У детей сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности, к истории своего народа.

    Информационные ресурсы:

    1.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М.,2004.

    2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Шетинина В.В. Неизвестное рядом. - М. 2001.

    3.Кумсковская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М. 2003.

    4.Дыбина О.В., Что было до …// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

    5.Антуфьефа В. Встречный эксперимент.// Обруч. №4, 2004.

    6. Князева Н.В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

    Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

    Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

    Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

    Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

    Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

    Мини-музей "Русская горница"

    Статья о мини -музее, что там находиться. К чему приводит детей и многое другое...

    "Как уютна наша горница."

    Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

    Мини-музей "Русская горница"

    Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

    Мини – музей «Русская горница»

    Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...


     

    Комментарии

    Юмашева Антонина Михайловна

    Спасибо за материал, предметы русского быта - интересный и актуальный вид познавательной деятельности. Знакомство с истоками нашей самобытности важный аспект в воспитании дошкольников.