проект "Светлая горница"
материал (старшая группа) по теме

Калинкина Светлана Юрьевна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_svetlaya_gornica.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освещения, электроприборы) с использованием поисково-познавательной деятельности».

 

Светлая горница

Автор проекта: Калинкина С. Ю. – воспитатель I квалификационной категории.

Место реализации: МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад №7

Актуальность проекта: Многовековый опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

В поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Цель: формировать  первоначальные представления у детей о культуре, истории и жизни русского народа через использование метода детского экспериментирования.

 

Задачи проекта:

Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.

Разработать перспективное планирование по теме проекта.

Создать условия для детского экспериментирования.

Познакомить детей с историей создания электрической лампочки и историей создания электроприборов – домашних помощников.

Формировать  навыки исследовательской деятельности.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Повышать педагогическую культуру родителей.

 Предмет исследования: формирование навыков исследовательской деятельности.

Объект исследования: дети 6-7 лет.

Аннотация к проекту:

Тип проекта: исследовательско-информационный.

По продолжительности: средней продолжительности.

По количеству участников: групповой.

Гипотеза:

Знакомить детей с историей и жизнью русского народа эффективнее всего через исследовательскую деятельность.

 

Ожидаемый результат:

Сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.

Познавательная и творческая активность старших дошкольников при проведении экспериментов, различных выставок.

Применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных деятельности своего отношения к народному искусству.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный (одна неделя) Проводится анкетирование родителей, обсуждение целуй и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – внедренческий (1,5 месяца) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.

III – итоговый (одна неделя) Сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение.

I этап – подготовительный.

Содержание

работы

Задачи

Сроки

Ответственные

1

Диагностирование детей по теме проекта.

Выявить знания у детей по приобщению к русской культуре, умения и навыки по исследовательской  деятельности.

1 неделя

воспитатель

2

Подбор специальной литературы, оборудования

Создать условия для детского экспериментирования.

1 неделя

воспитатель

3

Анкетирование родителей по теме проекта.

Выявить заинтересованность родителей в участии в проекте.

1 неделя

воспитатель

4

Родительское собрание на тему: «Экспериментирование, как форма сотрудничества с детьми, направленная на познание народного творчеств».

Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование.

1 неделя

воспитатель

5

Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта.

Просвещение родителей.

II этап – внедренческий.

Содержание работы

задачи

сроки

ответственные

1

Темы занятий:

Познакомить с жизнью древнего человека.

2 неделя

воспитатель

Значение огня

Осторожно, огонь

Формировать у детей навыки безопасного поведения с огнём.

3 неделя

воспитатель

Экскурсия в мини- музей «Русская изба». Приспособления для освещения на Руси.

Знакомить с условиями быта русского народа.

4 неделя

воспитатель

Что мы знаем об электричестве.

Знакомить с историей электричества.

5 неделя

воспитатель

Сравнение старинных

предметов быта с современными аналогами.

Продолжать знакомить с исторической

преемственностью.

6 неделя

воспитатель

                                       

История электрической лампочки. Правила безопасности.

Закрепить знания о безопасном поведении с электроприборами.

7 неделя

воспитатель

Техника - наша помощница.

Уточнить знания о различных видах бытовой техники, работающей от электричества, сравнить со старинными аналогами наших предков.

8 неделя

воспитатель

2

Опыты:

Упражнять детей в умении обследовать

предметы, выделять их качества  и свойства.

2 неделя

воспитатель

Как добыть огонь?

( кремень)

Что в коробке?

Познакомить со значением и источниками света( солнце, фонарик, свеча, лампочка). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

3 неделя

воспитатель

Волшебный шарик.

Установить причину  возникновения статического электричества.

4 неделя

воспитатель

Чудо-причёска.

Познакомить с проявлениями статического электричества и возможностями снятия его с предметов.

5 неделя

воспитатель

Как увидеть молнию?

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

6 неделя

воспитатель

Конструирование свечей из воска.

Развивать познавательную деятельность.

7 неделя

воспитатель

Почему лампочка светит.

Понимать  принцип работы электричества.

8 неделя

воспитатель

3

Дидактические игры.

Развивать логическое мышление.

2-8 недели

воспитатель

Что лишнее?

Что из чего сделано?

Обследовать предметы, выделять их качества и свойства.

Раньше и теперь.

Сравнивать старинные и современные приборы.

Невидимый работник.

Закреплять знания об электричестве.

Наши помощники.

Расширять знания о бытовой технике и её роли в жизни человека.

Мы изобретатели.

Развивать конструкторско-технические умения.

4

Продуктивная деятельность:

Учить детей отражать в продуктивных деятельности своё отношение к истории и искусству русского народа.

4 неделя

7 неделя

8 неделя

2 неделя

6 неделя

Воспитатель,

Воспитатель по ИЗО.

Лепка:

 «фигурная свеча»; «лампочка будущего».

Аппликация:

«наши помощники»; «техника будущего».

Рисование:

«огонь - друг человека»;

« украшение подсвечника».

5

Подвижные игры:

«гуси – гуси»;

«прялица»;

«городки»;

«ручеёк»;

«горелки»;

Укреплять здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности па примере народных игр.

2-8 неделя

Воспитатель,

Инструктор по физической культуре.

6

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Экскурсия к электрощиту, беседа с электриком.

Беседы с детьми:

Как огонь дошёл до наших дней? Как он помогает человеку?

Что мы знаем об электричестве?

Чтение художественной литературы и детской энциклопедии.

Знакомить со старинными  предметами  и их современными аналогами.

Прививать навыки безопасного поведения с электроприборами.

2-8 неделя

воспитатель

7

Досуги:

«Бабушкины посиделки».

«У сказки в гостях».

Воспитывать любовь к русской истории и искусству.

3,6 неделя

Воспитатель,

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

8

Совместная деятельность родителей с детьми:

Чтение научно - популярной и исторической литературы, просмотр телепередач.

Проведение элементарных опытов дома.

Изготовление макетов:

История лампочки;

Электричество дома.

Фотоконкурс: «Мой ребёнок - исследователь».

Выставка детских работ: «Я – изобретатель».

Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование.

2-8 неделя

Воспитатель,

Родители.

9

Презентация проекта: «Светлая горница». Познавательная экскурсия для детей младшего возраста и родителей, подготовленная детьми старшего возраста.

Учить детей самостоятельно проводить экскурсии для детей младшего возраста и родителей.

9 неделя

III этап - заключительный

1

Обработка и оформление материалов проекта.

воспитатель

2

Диагностическое обследование детей.

Воспитатель,

психолог.

3

Анализ

воспитатель

Вывод: Работа над проектом помогла сформировать у детей навыки адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.

У детей сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности, к истории своего народа.

Информационные ресурсы:

1.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М.,2004.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Шетинина В.В. Неизвестное рядом. - М. 2001.

3.Кумсковская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М. 2003.

4.Дыбина О.В., Что было до …// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

5.Антуфьефа В. Встречный эксперимент.// Обруч. №4, 2004.

6. Князева Н.В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...


 

Комментарии

Юмашева Антонина Михайловна

Спасибо за материал, предметы русского быта - интересный и актуальный вид познавательной деятельности. Знакомство с истоками нашей самобытности важный аспект в воспитании дошкольников.