Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В данном занятии представлены разные опыты и эксперименты по ознакомлению детей со свойствами магнитов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_magnity.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

в подготовительной группе

с использованием ТРИЗ

 «Удивительные предметы. Мир магнитов»

образовательная область: Познавательное развитие

Задачи: 

1.Познакомить детей:

 с понятием «магнит» 

с явлением земного магнетизма,

с полюсами магнита,

со свойствами магнитов.

2. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.

3. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать 

4. Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком..

5. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи

6. Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: Магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами. Контейнеры со скрепками, металлическими болтами, шайбами, алюминиевая и  медная проволока. Предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), камни. Пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная. Стакан с водой; полоска картона карандаш, контейнеры с песком.

Демонстрационный материал:

Глобус, свеча со спичками, пинцет предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).

Для мольберта иллюстрации из сказок

Для физкультминутки синие и красные ленты, флажки(синий, зеленый, желтый)

Предварительная подготовка: знакомство с моделью земли – глобусом – определение южного и северного полюса.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, перед вами глобус. Что изображено  на глобусе? (ответы детей) Какие страны вы знаете? (ответы детей) Есть еще одна страна, но вы ее не найдете на глобусе, так как она покрыта волшебным покрывалом. И называется она- страна «Знания». В этой стране люди изучают разные науки, проводят исследования и делают важные открытия , необходимые для человечества. К нам из этой волшебной страны  пришла посылка.. Хотите узнать, что в ней? (Да) 

Воспитатель вскрывает посылку : в ней находится детская спецодежда для проведения опытов (шапочки и халаты) и письмо  

Воспитатель: Вы хотите узнать, о чем говорится в письме? (Да) 

Это рассказ- легенда о происхождении магнита

«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас,  но очень удивительным предметом - магнит. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Прошу вас одеть халаты и шапочки, которые прибыли к нам в посылке, и мы отправимся в лабораторию поближе познакомимся с свойствами магнитов. С помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.

2. Основная часть

1.Опыт«Магнитные полюса».

Воспитатель:  У каждого из вас есть магнит. Давайте присоединимся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

(Дети отмечают, что магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.)

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

(ответы детей: У нашей планеты Земля.)

Воспитатель: Покажите на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

(ответы детей)

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

(ответы детей: Земля притягивает к себе всё.)

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Попробуйте соединить  их друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

(ответы детей: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.)

Вывод: Когда магниты соединяются  между собой разными полюсами, то магниты начинают дружить. А если магниты соединяются одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

2. Опыт «Магнит огня боится».

Воспитатель Ребята, у меня на столе свеча. Сейчас при помощи пинцета , я нагрею свой магнит. Как вы думаете, что произойдет с силой магнита? (ответы детей). Сейчас мы проверим ваши предположения. Смотрите , что произойдет, когда я поднесу  магнит  к металлическим скрепкам.

(Дет отмечают, что магнит потерял свою силу).

Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

3. Опыт с различными предметами

Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.

Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.

Вывод: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие -  нет.

Физкультминутка «Магнитные человечки»

Воспитатель: У вас на столе находятся ленты красного и синего цвета: это ваши полюса. Возьмите их и постройтесь в круг: вы будете двигаться по большому кругу. Я буду находиться в центре круга. Когда я буду показывать красный флажок – «южный полюс», ко мне притягиваются  «северные полюса». Когда вы увидите синий флажок, то притягиваются ко мне «южные полюса». Когда вы увидите желтый флажок (это огонь), то присаживаетесь на корточки (магнит боится огня, высокой температуры)  

4. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, скрепка, разные пластины. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивается скрепка через различные материалы или нет.

Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те пластины, через которые действует сила магнита

Оборудование на каждого ребенка: магнит, канцелярская скрепка (большая), стеклянная пластина, картон, пластик, деревянная пластина.

Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу, дерево.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кладоискатели». Необходимо найти спрятанные металлические предметы в песке и в воде при помощи магнита.

Оборудование на каждом столе на 2-х детей: магнитные удочки, контейнер с песком, емкости с подкрашенной водой (в песке и в воде спрятаны разные металлические предметы: скрепки, шайбы, болты и т. п.)

Вывод: Сила магнита действует через воду и сыпучие вещества.

5. Опыт со скрепкой

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит на расстоянии?

На вашей полоске картона нарисована линия: кладем на край линии скрепку, а с другого края потихоньку подвигаем к ней магнит. Отметьте точку карандашом, на каком расстоянии скрепка скакнет и прилипнет к магниту.

Вывод: вокруг магнита есть что-то , что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем.

6. Опыт: «Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу?»

Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные звездочки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к звездочке. Смотрите – она  прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему  так получилось?

(Ответы детей: Звездочка намагнитилась и сама стала магнитом.)

Вывод: Магнит передает свои свойства железу: звездочка сама стала магнитом, а поэтому другие звездочки к ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то звездочки рассыплются, потому что магнитное поле исчезло.

3. Итоговая часть

Воспитатель: Наше исследование близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились? Я предлагаю вам дать ответы на мои вопросы при помощи ваших магнитов. Я напоминаю вам о свойствах магнита. Если я права ,то вы поднимаете магнит, а если ошиблась, то поправьте меня.

  • У каждого магнита есть «Северный» и «Южный» полюса  (показ магнита - да).
  • У планеты Земля тоже есть «Северный" и »Южный» полюса  (показ магнита - да).
  • Если магнита соединить одинаковыми полюсами, то они притягиваются друг к другу (Нет. Магниты притягиваются друг к другу , если они соединяются разными полюсами)
  • При нагревании сила магнита увеличивается (Нет. При нагревании сила магнита исчезает).
  • Магнит не притягивает к себе дерево, камни, пластик, песок, воду. (показ магнита - да).
  • Магнит притягивает к себе все металлы (Нет. Магнит притягивает только железо, а медь, алюминий, никель не притягивает).
  • Вокруг магнита есть что-то, что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем (показ магнита - да).
  • Магнит передавать свои свойства обычному железу (показ магнита - да).

Воспитатель: Зная свойства магнита, можно помочь сказочным героям. Давайте вспомним наши любимые сказки.

  • Бастинда приказала огромным обезьянам поднять Железного Дровосека высоко в воздух и бросить его в глубокое ущелье на острые скалы. Железный Дровосек рассыпался на множество железных кусочков. Как можно ему помочь?
  • В глубоком колодце сказки про Кащея Бессмертного был спрятан меч-кладенец. Как же достать Иванушке этот меч?
  • Элиза шила своим братьям рубашки и потеряла иголочку в куче крапивы. Как же помочь?
  • В сказке «12 месяцев» падчерица обронила своё железное колечко в снег. Как ей помочь?
  • В сказке «Морозко» Настенька уронила железное ведёрко в колодец. Как ей помочь?
  • В сказке «Золушка» злые сёстры насыпали в пшено железных болтиков, чтобы Золушка не успела поехать на бал. Как ей помочь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы "Как Домовёнок Кузя познакомился с птицами"

Программное содержание: Обобщать и систематизировать знания детей о строении птиц, его зависимости  от условий жизни.Формировать обобщённое представление о птицах, как наземно-воздушных животных,...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды»...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках потерянного ключа».

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках потерянного ключа».Тема: «Магнит и его свойства».Цель: развивать познавательную активност...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебная водица"

Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызватьпотребность проверки информации путём опытно – экспериментальнойдеятельности....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.Задачи.Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.Развивающая. ...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень - магнит"

Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать представление о свойствах магнита.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, разви...