Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Коновалова Юлия Михайловна

    Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-Москвы; познакомить с историческим прошлым Москвы.

    Цель: закрепить у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

    Задачи:

    1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

    2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, герб столицы.

    3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

    4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности  по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе

    Тема: «Москва – столица России».

    Воспитатель МДОУ Детский сад №1 «Росинка»

    Коновалова Ю.М.

    Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-Москвы; познакомить с историческим прошлым Москвы.

    Цель: закрепить у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

    Задачи:

    1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

    2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, герб столицы.

    3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

    4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

    Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль,  дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, куранты.

    Предварительная работа: познание (рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова); коммуникация (беседа «История Москвы в пословицах и поговорках»); чтение художественной литературы (ознакомление со стихами о Москве А. Барто «Всюду светятся огни», В. Лебедев-Кумач «Москва майская», Ф. Глинка «Москва»); музыка (разучивание песенки «Посвящаю Москве» » сл., муз. Ж. Колмагоровой ).

    Материал: пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии Москвы.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Организационный момент Мы  живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

    За ясные зори, умытые росами,

    За русское поле с колосьями рослыми.

    За реки разливные в пламени синем

    Тебя по-славянски назвали Россия.

    Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

    Давайте проверим наши знания о России.

    Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

    Наша страна называется…  Россия.

    Граждане России называются…  россияне.

    Столица России – город…  Москва.

    Кто президент в России… Путин.

    Какой документ имеет гражданин России…  паспорт.

     «Государственные символы».

    Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг.)  

    Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)   «Гимн»  А. Александров.

    Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг.

    Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

    Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)  Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу. Найдите российский герб среди других стран.

     Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.

    Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

    «Города  России».

    Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать достопримечательность какого города там изображена. (Кремль).

    Ребята а что мы знаем о Москве :

    Ребёнок:                  Москва – это Красная площадь,

                                      Москва – это башни Кремля,

                                      Москва – это сердце России,

                                      Которое любит тебя.

    В: Почему в стихотворении говорится, что Москва – это сердце России.

    Д: Москва – столица России; Москва – главный город нашей страны.

    В: Молодцы! Столица обычно один из самых красивых городов страны, поэтому мы и начали занятие с пословицы. Столица отличается от других городов тем, что в ней живёт и работает президент нашей страны.

     Как его зовут? ( показ портрета)

     - А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

    - Как называется главный город нашей страны?

     Сегодня мы поговорим о городе Москве – столице нашей большой и великой страны. Кто из вас был в этом красивом городе? (ответы детей).

    2.  Педагог приглашает детей занять свои места, объявляет:

    В: — Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но все равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас я вам расскажу, как возник этот город.
    Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал к себе мудрого старца и говорит:
    «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие…. Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть все необходимое.

    Только подумал так Юрий и вдруг…. Видит между двумя деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.
    Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город велик. У зверя много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красив. 
    — А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
    А назови его по имени вот этой реки – Москва.
    И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва.
    Рассматривание иллюстраций с видами Московского Кремля.
    — И предсказание старца исполнилось. Сейчас Москва – огромный город, главный город России , постройки и здания Москвы не только бело – и краснокаменные, а разноцветные и очень нарядные. 

    - Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, каким он есть сейчас?

    Влад С.: Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

    Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

    Егор Н.: Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

    Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

    3. Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

    Воспитатель показывает детям старинное изображение города Москвы (показ слайда). А откуда появилось название города Москва?

    Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

    Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ слайда). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

    —        Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня.  Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

          —        Позднее на большом холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

    За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (слайд).

    А кто работает в Кремле?

    В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).

    - А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

    - Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год).

        У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. (слайд).

    А что необычного есть на красной площади?

    На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) (слайд). Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

    - Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет (слайд). Он был основан очень давно по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

    - Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – (слайд). Государственной  Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя. 

    Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

    - Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в цирк  (слайд).

    Вика Я.: В цирке сердца замирают у нас, если летает воздушный гимнаст

    В цирке всю публику клоун смешит, здесь даже купол от смеха дрожит.

    Полина Б.: просто глаза разбегаются здесь, от разноцветных, волшебных чудес. Как же нам нравится цирк Шапито, цирк Шапито не забыть ни за что!

    Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

    4. ФИЗПАУЗА. Дети маршируют со словами:

    Мы учили песенку, а в песенке слова:

    «Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

    Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

    Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

    Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)

    много на земле. (руки вниз)

    Светятся, сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)

    В: История Москвы, многовековые традиции города отражаются в гербе Москвы. Кто знает, что такое герб?

    Д: отвечают

    В: Герб – это знак. Давайте его рассмотрим.

    Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (Предположения детей) Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.

    - А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображён воин?  (Предположения детей) Русскому народу приходилось часто бороться с разными врагами. Изобразив на своём гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно, вас победим.

    А всадник на коне – это не просто воин, это – Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он изображён на гербе Москвы.

    А что вы ещё видите на гербе? (Змея) Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьём убивает змея, а конь топчет его копытами.

    Вот так много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.

    Игра: Составь герб Москвы.

    В: Выберите те картинки из конверта, которые вам необходимы для составления герба Москвы.

    В: А какая Москва сегодня. В Москве много аэропортов, вокзалов. Столица должна быть соединена со всей страной. ( Показ иллюстраций или слайдов)

    На берегу Москвы- реки стоит дом правительства Российской Федерации. (иллюстрации или слайды)

    Недалеко от Кремля на левом берегу Москвы- реки, расположен Храм Христа Спасителя – он построен в честь победы русских воинов над Наполеоном. (иллюстрации или слайды)

    В: Ну вот и закончилось наше  путешествие …

    Такой большой старинный город

    Гордится им моя страна!

    Всем городам он – голова,

    Столица Родины – Москва.

    Подведение итога:  - Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?  - что нового и интересного вы узнали?  - что вам больше всего понравилось?  - почему?

    Давайте с Вами на память создадим буклет о нашем путешествии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

    Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

    Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

    Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности,  образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Пришла весна».

    Цель: уточнить знание детей о весне (и временах года) и весенних месяцев. Задачи: Уточнить и расширить представление детей о признаках весны и её приметах, формирова...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности: Образовательная область: "Познавательное развитие" раздел экологии на тему: "Поможем бобрёнку очистить его речку"

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...