Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Коновалова Юлия Михайловна

    Цель:

    формирование первоначальных патриотических  чувств.

    Образовательные задачи:

    1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
    2.    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
    3.    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

    Развивающие задачи:

    1.    Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
    2.    Развивать связную речь у детей. 

    Воспитательные задачи:

    1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
    2.    Способствовать формированию коммуникативных навыков.
    3.     Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

    Предшествующая работа:

    1.    наблюдения за живой природой на прогулке;
    2.    разучивание стихов о природе;
    3.    наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
    4.    чтение литературы природоведческого характера; 
    5.    рассматривание иллюстраций о лесе;
    6.    знакомство с Красной книгой Красноярского края.

    Словарная работа:

    береза, осина, ель, сосна; 
    березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
    хвойный лес, лиственный лес; 
    белоствольная; хвоинки, хвоя.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе

    Тема «Деревья родного края»

    Воспитатель МДОУ Детский сад №1 «Росинка»

    Коновалова Ю.М.

    Цель:

    формирование первоначальных патриотических  чувств.

    Образовательные задачи:

    1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
    2.    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
    3.    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

    Развивающие задачи:

    1.    Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
    2.    Развивать связную речь у детей. 

    Воспитательные задачи:

    1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
    2.    Способствовать формированию коммуникативных навыков.
    3.     Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

    Предшествующая работа:

    1.    наблюдения за живой природой на прогулке;
    2.    разучивание стихов о природе;
    3.    наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
    4.    чтение литературы природоведческого характера; 
    5.    рассматривание иллюстраций о лесе;
    6.    знакомство с Красной книгой Красноярского края.

    Словарная работа:

    береза, осина, ель, сосна; 
    березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
    хвойный лес, лиственный лес; 
    белоствольная; хвоинки, хвоя.

    Материалы к занятию:

    1.    ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
    2.    иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
    3.    хвоя сосны и ели в тарелочках;
    4.    шишки сосны и ели в контейнерах;
    5.    иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
    6.    мяч для игры;
    7.    раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

    1 часть.

    Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
    - Ребята, куда это мы с вами попали? 
    - В лес.
    - Почему вы решили, что это лес?
    - Птицы поют, вокруг много деревьев.
    - Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  
    «Нам в дождь и зной поможет друг,
    Зеленый и хороший,
    Протянет нам десятки рук
    И тысячи ладошек».      (Дерево)

    - Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
    - Чем похожи все деревья между собой?
    - У них есть ствол, ветви, листья, корни.
    - Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае.    Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

    2 часть.

    - Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
    «Русская красавица
    Стоит на поляне,
    В зеленой кофточке
    В белом сарафане».     (Береза)

    - Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы?  (Осина).
    - Послушайте загадку:
    «Если дунет ветерок,
    Задрожит ее листок.
    Ветерок совсем не сильный,
    Но дрожит листок…осины».      

    - Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
    - У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
    - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
    - БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. 
    - Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.
    - Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
    - Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
    - Чем еще отличаются эти  деревья?
    - Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
    - Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
    - Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
    - У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
    - Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
    - Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
    - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
    - Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
    Повторите, пожалуйста.
    - Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
    Повторите это новое слово.
    - Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
    (Из книги «Лесная  мозаика»)
    - Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
    - Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
    - На ветвях этих деревьев растут листочки.

    ФИЗМИНУТКА:

    «Наступило утро,
    Солнышко проснулось,
    И березки к солнцу потянулись.
    (руки вверх, встать на носочки)
    Поздоровались друг с другом,
    Наклонившись в стороны.
    (наклоны в стороны)
    С солнцем поздоровались,
    Радуясь дню новому.
    (руки вверх, помахать ими).

    3 часть.

    - Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
    - Какие деревья  растут в хвойном лесу?
    - Сосны, ели.
    - Кто знает загадку про ель и сосну? 
    «Зимой и летом одним цветом».
    - Почему эти деревья стоят зеленые?
    - Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
    - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. 
    - Что вы можете рассказать о ёлочке?
    - Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. 

    - Какой ствол у сосны?
    - Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
    - Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
    - Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
    - Чем они похожи?
    - Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
    «Даже елки мы вначале
    От сосны не отличали:
    Раз растут иголочки,
    Значит, это елочки.
    А когда на ветку ели
    Мы поближе поглядели,
    Оказалось, что она
    Не такая как сосна».
    - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
    - Иголочками.
    - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
    - Скажите, почему хвойный лес так называется?
    - Какие хвоинки у сосны?
    - Длинные, мягкие, светлые.
    - А у ели?
    - Короткие, колючие, темные.
    - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
    - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
    - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
    - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
    - Какие шишки  у ели?
    - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. 
    - Что вы расскажете про сосновые шишки?
    - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
    - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

    4 часть.

    - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
    - На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес.  (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

    5 часть.

    - Красивы леса Красноярского края в любое время года!
    (Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
    - Какие  краски использовал художник в зимнем лесу?
    - Синие, белые, голубые.
    - В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
    - В красный, желтый, коричневый, золотой.
    - Как сберечь такую красоту? 
    - Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.                              
    «- Ты чего скрипишь, береза?
    -  Стынут корни от мороза.
    - Ты чего вся побелела,
    Прячешь ветки в кружева?
    - Я совсем заледенела.
    Но не бойся,…я жива».
    - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
    ( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
    «Мне по нраву только тот,
    Мир лесной кто бережет,
    Тот, кто веток не сломает,
    Тот, кто птичку не спугнет,
    Мухомор сшибать не станет,
    И костер не разведет,
    Кто всегда, всегда в лесу
    Уважает тишину».
    УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

    Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

    Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...