Конспект занятия кружка на тему «Осеннее и зимнее дерево»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Кудряшова Анна Викторовна

для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие детей в процессе экологического воспитания

с использованием ТРИЗ в изобразительной деятельности.

Кудряшова Анна Викторовна,

воспитатель МБДОУ « ЦРР- детский сад № 56»

Все родители хотели бы вырастить своих детей уверенными в себе, любознательными, с богатым творческим воображением, любящими свой родной край, природу. Чтобы достичь этого, в нашей группе был организован кружок «Веселые художники». Основная его цель – развитие личностных качеств детей через использование ТРИЗ в изобразительной деятельности.

Если представить, что все цвета исчезли из окружающего мира - мы увидим мир серо-белым,  получится унылая, однообразная и непривычная картина.

Многоцветье живой природы радует нас во все времена года. Поэтому мы считаем, что изобразительная деятельность и экология неразрывно связаны друг с другом, а преимущество нетрадиционных подходов в изобразительной деятельности заключается в том, что детям не дается готовый шаблон - стандарт изображения природы, а у детей появляется возможность создать свой образ данного объекта природы или явления с помощью нетрадиционных техник изображения.

Дети сами наблюдают, анализируют, обсуждают –таким образом  у них  развивается  мышление, воображение и фантазия. Кроме того, на изображение уходит меньше времени, чем при традиционном рисовании. А это становится важным, если учесть все возрастающую учебную нагрузку на детей.

Для развития творческого воображения необходимо заинтересовать ребенка. Мы предлагаем такие игры, чтобы ребенок мог использовать свои художественные способности. Начинаем с чтения стихов. Каждое стихотворение – это повод для беседы с ребенком о явлениях природы, растениях, насекомых, животных, тесной взаимосвязи человека с природой, окружающим миром. Для работы с детьми мы подготовили папку со стихами, раскрывающими цветовой образ мира. Например, при рисовании одуванчика дети услышали стихотворение «Одуванчик»

«Выглянуло солнышко,

Дарит нам рассвет.

Распустился желтенький

Одуванчик-цвет.

Набежали тучки - и закрыт бутон.

Зреют в нем пушинки

Плотненьким пучком»

Дети вспоминают, как выглядит одуванчик, рассказывают, что с ним произошло в пасмурную погоду. Дети придумывают, как можно изобразить с помощью ваты цветок, оживляют его с помощью желтой краски, чтобы сделать цветок более похожим на живой, который растет на экологической тропинке вокруг нашего детского сада.

На прогулке мы предлагаем творческие задания для развития наблюдательности и развиваем цветовосприятие детей. Например: «Обратить внимание детей на группу деревьев и предложить узнать, какое из деревьев самое грустное?» (дерево, которое раньше других потеряло листву).

Затем это дерево можно изобразить в природном уголке с помощью разных нетрадиционных техник изображения - кляксографией, отпечатками сухих листьев, с помощью соли, акварельными красками и восковыми мелками и т.д.

На прогулке дети замечают, что в яркий солнечный день небо имеет одни краски, а в дождливый - совершенно иные.

При рассматривании пейзажей дети видят деревья с четким контуром стволов, ветвей, или деревья расплывчатые, где не видно деталей. Так мы рисовали осенние пейзажи разными способами- с помощью ладошки, кулачком, штрихом, с помощью пятна. Дети знакомились с разными техниками изображения деревьев, и в дальнейших рисунках использовали те техники, которые им особенно понравились, при этом наизусть читали стихи И.Бунина, Алексея Толстого.

Хорошо развитое чувство цвета помогает детям полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок. Поэтому  важно научить их выражать цветом свои чувства. Через цветовые образы можно передать настроение, например, «радостный день» или «грустный вечер зимой». Можно предложить детям создать бесформенную композицию с помощью цветных пятен по всему листу  разной величины и формы.. затем предложить догадаться, какая картина получилась. Дети могут увидеть и сказочный лес, и зверей, и птиц, и море.

Предлагаем коллегам конспект одного из занятий кружка на тему

 «Осеннее и зимнее дерево»

Цель: научить детей составлять пейзаж, отображающий определенное время года. Учить выделять цвет, как средство выразительности. Показать детям, какому времени года присущ определенный цвет. Продолжать учить детей технике рисования с помощью соли. Развивать воображение при придумывании сюжета картины, умение доводить начатое дело до конца, развивать пластику и мимику у детей при показе явлений природы.

Материал: 2 мольберта, один из них с листом бумаги; стол для воспитателя с водой, краской, кистью; кукла «Карандашкин»; 2 репродукции пейзажей - осень, зима;  грамзапись,

На каждого ребенка: по 4 альбомных листа разного цвета (белый, фиолетовый, желтый, оранжевый), акварельные краски, кисти, банки с водой, салфетки., маленький поднос с крупной солью.

Для воспитателя: 4 альбомных листа  разного цвета на мольберте. 2 листа ватмана – желтого и белого цвета, 2 дерева – осеннего и зимнего. Сундучок, цветные карандаши.

Ход:

«Мы сегодня с вами отправимся в страну Фантазию. А поможет нам в этом… угадайте, кто?»

«Кто его не знает?

Он рисует лучше всех

Кисти и карандаши рядом поставит-

ждет его большой успех.

Ярко краски он разводит

В руки кисточку берет

Вот к мольберту он подходит

Вам картину создает»

В.: Да, правильно, это Карандашкин. Здравствуй, наш друг. Вот и опять ты у нас в гостях. О чем  сегодня ты хочешь рассказать?

Карандашкин: я хочу пригласить вас в картинную галерею. Проходите, дети. (раздвигается занавес) Вот мои замечательные картины! Нравятся они вам? Что на них нарисовано? (пейзаж)

Какой пейзаж? (зимний и осенний)

У каждого времени года своя страничка в книге природы. Я внимательно наблюдаю за изменениями в природе и изображаю их на листе бумаги. Сейчас я вам предложу загадки, а вы постарайтесь найти картину с этим временем года. (стихотворение или загадка об осени)

В.: Какое это время года? (осень)

Найдите пейзаж об осени. Какой цвет спектра можно выбрать для осени, посмотрите на эти цветные листы. Ответы детей.

-А почему именно желтый, оранжевый? (это цвет осенней листвы)  Давайте мы с вами превратимся в осенний лес.  Дети выходят на ковер. Звучит музыка.

Ручки подняли и покачали

-это деревья в лесу

руки качнули

кисти встряхнули-

ветер сбивает росу

в стороны руки

плавно помашем

это к нам птицы летят

как они сядут тоже покажем

крылья сложили назад

а теперь птицы полетели в теплые края друг за другом

Руки вверх

Встряхивают кисти рук

Махи руками из стороны в сторону перед собой

Руки в стороны, махи руками

Сели

Руки за спину

«летаем» друг за другом

В.: Ну что, Карандашкин, нарисовали мы осенний пейзаж?

Карандашкин: Да! Очень  похоже на осенний пейзаж! Молодцы! А сейчас я вам загадаю вторую загадку. Слушайте внимательно. (стихотворение или загадка о зиме)

В.: О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме). Давайте найдем зимний пейзаж в нашей картинной галерее. Как вы думаете, какой цвет можно выбрать для зимы? А почему? ( Снег белый, а вечером кажется фиолетовым). Да на таком фоне можно изобразить холодный зимний пейзаж. Вот сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Выходите, дети на ковер. Встаньте удобно. А ты, Карандашкин, посмотри на нас

Мы пришли в зимний лес                                  ходьба

Сколько здесь вокруг чудес                              руки развести в стороны

Справа березка в шубке стоит    показать рукой вправо, руки как ветви- вверх, вниз

Слева елка на нас глядит                     показать рукой влево, движения руками внизу

Снежинки в небе кружатся                             кружатся. Руки вверху

 и на землю тихо ложатся                              постепенно опускают руки

В лесу красота и покой                                    руки в стороны, улыбка

А нам пора домой.                                            Ходьба

В.: Ну что, Карандашкин? Что ты скажешь?

Карандашкин: Какой сказочный зимний пейзаж вы нарисовали в воздухе. Теперь вы знаете, какой цвет у осени и у зимы.

В.: Ты, Карандашкин, посиди и посмотри, как дети сейчас сами будут рисовать  тополь зимой и осенью. Дети, давайте сейчас покажем, как растут ветви у тополя – вытянуть руки вверх, растопырить пальцы. Вот они как тянутся к солнышку. На каждой большой ветви – детки, маленькие ветки.

Садитесь, ребята. Давайте разогреем свои пальчики. (пальчиковая гимнастика)

А сейчас, выберите цветную бумагу для того времени года, который вы будете рисовать - осень или зиму.  (Спросить несколько  детей - какого цвета выбрали бумагу? Какое время года будут рисовать?)

Рисуем тополь коричневой краской, сверху вниз. Тонкий ствол, ветви тянутся к солнышку. А затем выбираете, если осень - на дереве  что будет?  Будут листочки. А если зима? Листочков нет.

Затем по краске, пока она не высохла сыпем соль, а лишнюю стряхиваем обратно на поднос. Можно добавить дополнительное изображение, придумать свой пейзаж.

Итог занятия:

А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Сделаем выставку ваших  работ. На желтом листе около этого осеннего дерева сейчас вырастет осенний лес. А на белом листе какой лес? (зимний) (Воспитатель и Карандашкин  благодарят и хвалят детей. Карандашкин  достает из сундучка и дарит детям по простому карандашу. Прощается и уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия средней группы тема «Осень»

Тема: “Осень”Программное содержание :Активизировать использование в речи названий цветов.Учить отвечать на вопросы полными ответами;Уметь согласовывать существи-тельное с прилагательным в роде, числе ...

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты  коррекционно-развивающих  занятий  по развитию лексики  у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Зимнее дерево".

Цель: продолжать учить детей правильно держать кисточку, учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Учить детей рисовать кистью разными способами (ворсом, кончиком, примаки...

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»     Программное содержание:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Способствов...

План-конспект занятия по рисованию в средней группе «Зимнее дерево»

Программное содержание: Образовательные:1. Научить передавать в рисунке зимнее дерево при помощи гуашевых красок.2. Выделять общие существенные признаки деревьев.3. Научить рисовать ствол кисточками с...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимнее дерево».

Цель: создание социальной ситуации развития для формирования изобразительных умений детей через нетрадиционные техники рисования с применением арт-терапии.Задачи.Образовательные:- расширять знания дет...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимнее дерево» (Нетрадиционная техника рисования)

Программное содержание: - учить детей самостоятельно в определенной последовательности, создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («выдувание», &la...