Тема "Есть в Петербурге - чудо сад"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Расширить знания и представления детей детей о Летнем саде Об истории создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД  № 29

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

картинка

                                                             

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому и познавательному  развитию

Тема: «Есть в Петербурге чудо – сад»

 

                            Каирова  Ж. К.

        педагог  дополнительного  образования

Санкт-Петербург

2016

Цель: пополнение знаний и кругозора детей о достопримечательностях родного города, об истории строения и развития культурных ценностей. Развитие внимания и памяти.

1.Образовательные задачи: Организовать познавательную деятельность детей для расширения  знаний, представлений о Санкт-Петербурге, как живом организме и непосредственной   взаимосвязи человека с  городом.

2.Развивающие задачи: развивать у детей интерес и эмоциональное отношение к  культуре,  истории   жизни Санкт-Петербурга.

Активизировать словарь: скульптура, памятник, архитектор, дворец, аллея, летний,  барельеф, сад.

 3.Воспитательные задачи: Способствовать формированию у детей  таких нравственных черт личности, как гордость, за  свой город,   уважение к  великим согражданам,  к труду  созидателей Санкт-Петербурга, интерес к  окружающему  миру, умение  чувствовать  себя  в нем  комфортно. Продолжать формировать навыки  культуры поведения, соответствующие представлению об истинном петербуржце.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие

Оборудование:

Техническое средство: компьютер, интерактивная доска.

Материал:

Карта-схема Санкт-Петербурга, иллюстрации и фотографии с видами Летнего сада, разрезные картинки с видами Летнего сада, карандаши, Круги Луллия, картонные кружочки красные, зеленые

Предварительная работа:

Прогулки детей с родителями в Летний сад.

Рассматривание иллюстраций из альбома «Сады и парки Санкт-Петербурга»

Экологическая игра «Узнай дерево»

Разучивание отрывков из басен Крылова «Стрекоза и муравей», «Квартет»

Просмотр мультфильмов по произведениям  И.А. Крылова

Настольные игры

Разрезные картинки с видами Летнего сада

 

Ход:

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру – я вам буду бросать мяч, а вы, возвращая его мне, будете называть одну из достопримечательностей нашего города, Санкт-Петербурга. (Проводится игра).

Педагог: Молодцы! Вы достаточно много знаете красивых и памятных мест в нашем городе. И сегодня мы пополним копилку наших знаний еще одной достопримечательность.

Педагог: Ребята, хочу обратить ваше внимание  на карту-схему.  Что отмечают на карте синим цветом? (Реки, каналы, залив).  А зеленым?  (Сады, парки, скверы – места, где много зеленых насаждений)

Педагог: Зачем городу нужны парки, сады? (Растения очищают наш воздух, а когда человек дышит свежим воздухом, он хорошо себя чувствует.) Да,

в садах и парках можно отдохнуть, посмотреть на красоту деревьев, цветов.

Предлагаю отправиться всем вместе на экскурсию, угадайте куда.

Ребёнок:

Есть в Петербурге чудо – сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нем есть царя Петра и статуи, как божества.

Среди аллей, возле оград

Скажите, что это за сад?(Летний сад)

(дети подходят и рассматривают иллюстрации  Летнего сада на столах)

Педагог: Мы перенесемся с вами на много лет назад и поговорим об истории создания Летнего сада. Ведь раньше он был совсем не такой как сейчас. Итак, Петр I подписал указ о создании Летнего сада в мае 1704 года, через год после начала строительства Петропавловской крепости, положившей начало городу Санкт-Петербургу.   Петр I лично составил первый план Летнего сада, который располагался рядом с Летним домиком Петра I. Впоследствии план был доработан архитекторами И.М. Матвеевым,

Ж.Б. Леблоном, М.Г. Земцовым, Ф.Б. Растрелли

Царь сам  руководил всей работой, отдавал распоряжения о доставке растений для сада из других стран, Петр  I очень любил цветы. Их высаживали в саду кружевными рисунками тюльпаны, лилии, розы и другие цветы создавали сказочный живой ковер.

 Педагог: Как вы думаете, почему Летний сад называется Летним.

Из-за обилия цветов.

Вырыт Лебяжий и Поперечный каналы. Территория делится на Первый и Второй Летние сады. Второй Летний сад при Петре I получил название «царский огород». В саду выращивали яблони, груши, вишни, смородину, сажали овощи. Здесь был вырыт Карпиев пруд, в котором, кроме карпов жили  утки, гуси и лебеди.

Третий Летний сад находился южнее реки Мойки (ныне территория вокруг Инженерного замка). Он простирался почти до Невского проспекта. Здесь находились оранжереи, в которых выращивали бананы и ананасы (слайды).

Игра: «Растения Летнего сада»   (Круги Луллия )

Педагог: Давайте пройдем по аллеям Летнего сада, посидим на скамеечках. Я расскажу вам много интересного (слайды).

Педагог: Еще с петровских времен в северо-восточной части сада, ближе к Неве, сохранился Летний дворец, где когда-то жил царь Петр I  со своей семьей (слайды). Дворец был построен по проекту архитектора Доменико Трезини

Ребёнок:

 Дворец в саду по стилю строг

Построен был в короткий срок.

Хорош в нем прочности запас,

Изящен он в отделке.

Вот почему дошел до нас

Совсем без переделки.

Педагог: Скажите, похоже это здание на дворец? (Нет, оно невысокое и без колонн)

И все же это двухэтажное здание – дворец, с высокой крышей и множеством окон с мелкой расстекловкой. Дворец украшен барельефами – это выпуклые изображения. Барельефы показывают сцены победы  России в войне со Швецией.

Здание строгое снаружи и очень красивое убранство внутри (слайд с изображением комнат дворца). 16 комнат в них  красивая мебель, картины. На втором этаже жили дети с мамой, а на первом этаже Пётр I принимал гостей для решения государственных вопросов.  В наше время в Летнем дворце находится музей.

Ребёнок:

 Идем по залам, дышим стариной

И смотрим в окна с мелкой расстекловкой.

И греем руки мы у печки расписной,

Дивимся мудрых книжек расстановкой

Минерва нас встречает у дверей,

Портреты предков смотрят строгою.

Не хочется идти домой,

Давайте постоим еще немного

Педагог: Шли годы, и Летний сад рос, взрослел, менялся. В нем появлялись новые здания – Чайный и Кофейный домики. В дальнем углу сада очень любят гулять мамы с детьми, рядом с бронзовым памятником великому русскому баснописцу И. А. Крылову (слайды).  Постамент украшен барельефами, где изображены герои басен Крылова - мартышка, медведь, журавль, волк и многие другие животные.

Памятник создал скульптор Петр Клодт.  В Царском селе он  наблюдал слона, в мастерской держал животных: волки, медведица с медвежонком… После окончания работы всех зверей сдал в зверинец Зама на Фонтанке

Педагог: Почему на постаменте памятника много зверей?

(ответы детей)

Педагог: Крылов сочинял басни про животных, в них он высмеивал плохие черты людей; жадность, лживость, глупость. Используя животных и наделяя их этими качествами

Дети читают отрывки из знакомых басен.

Педагог: А теперь предлагаю поиграть:

Физкультминутка

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский - 1, Зимний – 2,

3 - красавица Нева,

А 4-мост Дворцовый,

5 - гуляю по Садовой,

6 к Исаакию схожу и на купол погляжу,

7 конечно Летний сад, как красив его наряд,

8 крепость у Невы, там, наверно были вы,

9 повстречался мне Медный всадник на коне,

10 – из-за поворота, вижу Нарвские ворота.

(дети идут по кругу, выполняя движения показанные воспитателем)

Педагог: Летний сад украшают много мифических скульптур (слайды) В старину было почти 250 статуй. Эти скульптуры сам царь приказал привести   из Италии, они сделаны из белого мрамора. Они изображали героев мифов, богов, нимф… Все статуи стоят на постаментах, чтобы было их лучше видно. Здесь есть статуи: Богини-ночи, Богини зари-Авроры, Юноша-полдень, Старик-закат, Двуликий Янус, символизирующий прошлое и будущее и много других скульптур.  Но с недавнего времени скульптуры  перевезли в Русский музей, чтобы их сохранить, а вместо мраморных скульптур сейчас стоят копии из более твердого материала (мраморная крошка и полиэфирная смола). Летом можно любоваться их красотой, а зимой их прячут в деревянный каркас, чтобы уберечь от мороза.

Педагог: В Петровские времена в саду было более шестидесяти фонтанов.        Некоторые фонтаны, называемые «шутихи» действовали  очень хитро. Они неожиданно окатывали водой тех, кто к ним приближался.

В кустах искусно прятали  клетки с диковинными птицами, которые издавали чудные   трели (слайды).

Педагог: Изумительной красоты дивная решетка Летнего сада стала символом нашего города (слайды). Посмотрите, какая решетка легкая, изящная, а розы в корзинах как живые стоят круглый год. Гранитные колонны, каменные вазы, чугунная решетка с позолотой. Решетка создана по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова

                       

                         «Я к розам хочу в тот единственный сад.

                          Где лучшая в мире стоит из оград» А. Ахматова.

Ребёнок:

 Смотрю вокруг ограда

Сердец и глаз отрада,

Колонны с вазами вверху

Чугун сковал в одну стену.

И все детали той стены

Прозрачны, грацией полны.

Педагог: В старину в Летнем саду устраивали праздники – ассамблеи. Здесь слушали музыку, гуляли по аллеям, любовались красотой фонтанов, цветов, читали стихи, танцевали.

Настольная игра: «Собери картинку» (виды летнего сада).

Педагог: Петербуржцы очень любят Летний сад, берегут его. За чистотой и порядком следят работники сада. Садовники. В Летнем саду растут вековые деревья, высокие, могучие. Газоны и деревья аккуратно подстрижены, на клумбах высажены цветы. Вы тоже петербуржцы  любят и берегут свой город.

Как будете беречь Летний сад? (не мусорить, не ходить по газонам….)

Игра: «Экологический светофор»

Педагог: Наша экскурсия закончилась. Вам понравилось в Летнем саду?

Ребята! Чтобы ощутить всю  красоту Летнего сада, в выходной день посетите с родителями Летний сад. Погуляйте по аллеям. Вспомните, о чем мы с вами беседовали. И вы найдете там еще много замечательного и интересного, а потом расскажите нам!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...