Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Незнающие устали»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Саушкина Юлия Евгеньевна

Актуальность проекта

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Также это и начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Наступила весна, на участке детского сада стало появляться множество насекомых и отсюда же вопросы: «Почему бабочки такие красивые?», «Почему жук пожарник так называется?», «Чем отличаются черные муравьи от красных?» и т.д.

Поэтому было принято решение создать экологический проект, чтобы ребята познакомились с миром насекомых, смогли найти как самостоятельно ответы на свои вопросы, так и с помощью взрослых.

 

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность любить окружающий мир и природу, уметь понимать ценность каждого живого существа (насекомые), его вклад в природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neznayushchie_ustali.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

141069,         Московская область, г. Королёв, мкр-н  Первомайский, ул. Советская, д.15 А

тел. 8(498)719-00-42

                                                                         e-mail: adoy42@mail.ru

                                                                      тел. 8 (498) 719 00 42

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста

«Незнающие устали»

                                                                           Воспитатель: Саушкина Ю.Е.

г.о. Королёв, 2016

Актуальность проекта

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Также это и начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Наступила весна, на участке детского сада стало появляться множество насекомых и отсюда же вопросы: «Почему бабочки такие красивые?», «Почему жук пожарник так называется?», «Чем отличаются черные муравьи от красных?» и т.д.

Поэтому было принято решение создать экологический проект, чтобы ребята познакомились с миром насекомых, смогли найти как самостоятельно ответы на свои вопросы, так и с помощью взрослых.

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность любить окружающий мир и природу, уметь понимать ценность каждого живого существа (насекомые), его вклад в природу.

Задачи:

1. Расширять знания детей о насекомых, их образе жизни, особенностях.

2. Обобщать знания детей о роли насекомых в экологической системе.

3. Развивать самостоятельность, коммуникабельность в ходе реализации проекта.

4. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым в природе.

Вид проекта: экологически-познавательный.

Сроки реализации проекта:

15.04.2016 по15.07.2016г.

Участники проекта:

Дети 4-5 лет, родители, педагоги.

Объект: дети среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс формирования представлений о насекомых.

Этапы проекта

Первый этап подготовительный:

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Формы работы

Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по экологическому воспитанию «Насекомые в природе», анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни», задание родителям художественное оформление книжек-самоделок «Польза насекомых», изготовление атрибутов (шапочки с изображением насекомых).

Второй этап основной:

Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.

Формы работы

  • Цикл бесед «Насекомые»
  • Чтение (восприятие) художественной литературы:

О. Маслова «Пчёлка», С. Махотин «Жук», Ю. Энтин «Божья коровка», Л. Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень - муравейник», В. Степанов «Про меня и муравья».

  • Дидактические игры:

«Экологическое лото», Парочки «Насекомые», «Откуда берутся комары», «Откуда берутся бабочки», «Хорощо-плохо».

  • Подвижные игры:

«Мухи и паук», «Поймай бабочку», «Кузнечик».

Хоровод «Как у наших у ворот».

  • Музыкально-художественная деятельность:

«Муха-Цокотуха» (детская опера сл. К. Чуковского, муз. М. Красева), «Жук» (муз. М. Мусоргского).

  • Продуктивная деятельность:

Рисование «Бабочки красавицы», «Дикий мёд», «Полосатая пчела».

Аппликация «Пожарники», «Самые трудолюбивые», «Дом для муравьев», «Капустницы и лимонницы».

Коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Насекомые нашего края».

Третий этап заключительный:

Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Форма работы

  • Фотовыставка «Я и насекомые»
  • Досуг «Муха-Цокотуха»
  • Презентация проекта (освещение опыта работы).

Предполагаемый результат:

1. Дети имеют первичные представления о насекомых (строении тела, образе жизни, пользе и вреде);

2. Самостоятельно могут рассказать о насекомых;

3. Выражают желание дальнейшей деятельности по изучению насекомых нашей Родины;

4. Развиваются психические процессы, такие как: мышление, память, внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.

 

   

Приложение 1

Беседа о пчёлах

Педагог предлагает детям отгадать загадку

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться.

Вот и мёду принесла

Работящая … (пчела).

А вы любите мёд? Откуда же он берется? (Ответы детей). Действительно, вкусный и полезный мёд делают пчёлы - труженицы.

Опишите, как выглядит пчела. (У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цветов. На задних ножках пчелы находятся специальные корзинки для сбора пыльцы. У пчелы есть полупрозрачные крылышки, большие глаза. В брюшке пчелы прячется острое жало и когда она кусает человека, жало вытащить назад не может и погибает.)

Люди называют пчёл труженицами. Почему? (Трудятся с утра до вечера, перелетают от цветка к цветку и собирают  цветочную пыльцу, чтобы потом произвести из нее мёд.)

Чем питаются пчёлы? (Цветочным нектаром и водой.)

Как называется пчелиный дом? (Улей.)

Как называется пчелиная семья? (Рой.)

Как живут пчёлы своей дружной семьей? (Почти все пчёлы большой пчелиной семьи – рабочие. Есть в рое пчёлки-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, лугов. Они прилетают в улей и необычным танцем и выделением нектара как будто сообщают о том, где находятся самые сочные травы. После такого танца рабочие пчёлы вылетают вслед за пчёлами разведчицами за нектаром.)

Педагог предлагает детям послушать пословицы и поговорки о пчёлах.

Кто пчеле рад, тот будет богат.

Яблоньку за яблоко любят, пчёлку – за мёд.

Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.

Когда лето погожим бывает, мёд в ульях прибывает.

Источник: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 70.

Беседа о муравьях

Педагог предлагает ответить на вопросы.

Ребята, как вы думаете, кто самый сильный на Земле? (Ответы детей.)

А кто больше всех любит трудиться? (Муравей, он постоянно что-то делает, трудится, переносит предметы порой гораздо больше него самого.)

Расскажите, как выглядит муравей. (У него утолщенное брюшко, грудь, голова; три пары ножек, у муравья очень подвижные усики, сильные челюсти.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как устроен муравейник? (В муравейнике есть кухни, детские комнаты, туалеты. Муравьи содержат свой дом в чистоте и порядке.)

Кто правит в муравейнике? (Муравьиная матка.)

Кто охраняет муравейник? (Муравьи – солдаты.)

Чем питаются муравьи? (Они хищники и питаются насекомыми.)

Муравьев называют санитарами леса. Почему? (Они съедают вредных насекомых тлею, лечат птиц, очищая их от паразитов.)

Есть ли у муравьев враги? (Медведи и дятлы.)

Послушайте пословицы и поговорки о муравьях.

Муравей невелик, а горы копает.

На муравейнике долго не усидишь.

Муравей не по себе ношу тащит, да никто «спасибо» не скажет, а пчела по капельке носит, да людям угождает.

Спотыкаются не о гору, а о муравейник.

Источник: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр.69.

Приложение 2

Загадки о насекомых

С моей ладошки очень ловко

Взлетает маленький жучок.

За что зовут его коровкой,

Никто ответить мне не смог.

(Божья коровка.)

Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель …

(Муравей.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила.

А зовут ее …

(Пчела.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка.)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

(Оса.)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет –

Тогда перестанет.

(Муха.)

Я крылатый, я мохнатый,

Золотистый, полосатый,

Над лужайкою кружу,

Звонко, весело жужжу.

(Шмель.)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это …

(Стрекоза.)

В зеленом мундире

В траве на лугах

Живет музыкант

На длинных ногах.

(Кузнечик.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.

(Комар.)

Приложение 3

Экологические игры

Игра «Мухи и паук»

Цель: развитие ловкости и быстроты реакции, умение действовать по сигналу.

Материалы: значки с изображением мухи для каждого ребенка.

Ход игры:

В углу группы очерчивается «паутинка», где живет ребенок – «паук». Все дети изображают мух. По сигналу дети разбегаются, имитируя полет мух, жужжат. «Паук» находится в своей «паутинке». Ведущий произносит: «Паук!». «Мухи» замирают на месте: «Паук» выходит и проверяет, кто зашевелился. При малейшем движении «мухи» «паук» отводит ее в свою «паутинку». Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Хорошо-плохо»

Цель: развитие экологического мышления, воспитание интереса к жизни насекомых, бережное отношение к ним.

Материалы: карточки с изображением насекомых.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям порассуждать: много или мало на Земле насекомых? Что бы произошло, если бы вдруг все насекомые исчезли?

Много насекомых – это хорошо или плохо? Воспитатель предлагает рассказать о каждом из насекомом – в чем его польза и в чем вред для человека?

Ребенок выбирает карточку с изображением насекомого и рассказывает.

Например, комар: польза – пища для птиц. Рыбы, лягушки также питаются комарами и их личинками. Вред – самки комаров кусают человека и зверей, питаются их кровью.

Важно в ходе игры подвести детей к выводу, что не бывает насекомых плохих и хороших, вредных или полезных. Они все нужны природе, играют в природе важную роль.

Игра «Как у наших у ворот»

Цель: развитие умения через движения передавать черты игрового образа, выполнять движения в соответствии с содержанием текста, закреплять знание названий насекомых.

Материал: шапочки-маски насекомых (муха, муравей, бабочка, комар, стрекоза).

Ход игры:

Дети в шапочках-масках насекомых стоят, образуя круг. У одного ребенка (комара) в руках балалайка. Дети поют:

Как у наших у ворот

Муха песенки поет.

(Муха мягкими шагами входит в круг. Кружится и встает в общий круг.)

Припев:

Ай - люли, вот поет,

Ай - люли, вот поет.

(На припеве дети хлопают в ладоши.)

Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

(Комар входит в центр круга, имитируя игру на инструменте.)

Припев:

Ай - люли, вот поет,

Ай - люли, вот поет.

(На припеве дети хлопают в ладоши.)

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

(Стрекоза входит в круг, кружится, останавливается напротив муравья.)

Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной!

(Стрекоза идет к муравью и притоптывает, затем отходит, кружится.)

Припев:

Ай – люли, ты со мной,

Ай – люли, ты со мной,

Уж я рад бы, поплясал,

Да уж очень я устал!

(Муравей отмахивается рукой, шутливо пожимая плечами.)

Ай – люли, я устал,

Ай – люли, я устал!

Дети встают в круг, берутся за руки, идут вправо. Кружатся вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

Проект : "Формирование экологической культуры  у детей среднего дошкольного возраста"Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к...

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»

Актуальность проекта   Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Цель проекта: осознание подрастающим поколением целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки  и изготовления из мусора различных нужных вещей....

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе....

Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Птицы нашего края!»

Пояснительная запискаКак много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношени...