Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Птицы нашего края!»
проект (средняя группа)

Пояснительная записка

Как много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Мир природы таит в себе большие тайны и возможности для всестороннего развития детей.

 

Актуальность

         Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. А как же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Наша цель – расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Формирование экологических представлений

у детей среднего дошкольного возраста

«Птицы нашего края!»

Пояснительная записка

Как много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Мир природы таит в себе большие тайны и возможности для всестороннего развития детей.

Актуальность

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. А как же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Наша цель – расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни, о роли человека в жизни птиц и бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания;
2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах;
3. Развивать интерес к объектам живой природы;
4. Продолжать работу над развитием творческих способностей детей;
5. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
6. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение знаний детей о зимующих птицах
  2. Проявление интереса у детей к объектам живой природы(к зимующим птицам)
  3. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах
  4. Активное участие родителей и детей в помощи птицам

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации: С 13 февраля по 28 апреля 2023года

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: с 4 до 5 лет

Этапы реализации проекта:

I ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.

Методическая работа

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.

Составление и обсуждение поэтапного плана работы

Определение действий, необходимых для достижения поставленных целей и задач

2.

Подбор и изучение методической, справочной и художественной литературы по данной теме

Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, образовательной программой дошкольного образования ДОУ

3.

Подбор необходимых материалов и пособий

Практическое обогащение проекта

4.

Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей

Поиск новых, эффективных форм работы с родителями

II ЭТАП- ОСНОВНОЙ

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о жизни птиц через разные виды совместной деятельности детей и педагога.

Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Беседа «Зимующие птицы»
Беседа «Как живут птицы зимой?»
Беседа «Как помогать птицам зимой?»

  • Расширение представлений у детей о зимующих птицах;
  • Обогащение знаний о жизни птиц в зимнее время года;
  • Развитие представлений о роли человека в жизни птиц.

2

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

  • Формирование представлений о птицах.

3.

Чтение художественной литературы

«Воробей» Л. Воронкова;
«О чем плачет синичка» В.Сухомлинский;
«Синичкины кладовки» И. Поленов;
«Берегите птиц» Г. Скребицкий;
«Воробишко» М. Горький.

  • Расширение знаний о птицах.

4.

Разучивание стихотворений по мнемотаблим А.Барто «Снегирь», «Покормите птиц зимой»,

«Синица»,Н.Рубцова «Воробей», «Ворона»

  • Развитие памяти, расширение знаний о птицах.

5.

Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».

Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и кот».

  • Обогащение знаний детей о зимующих и перелётных птицах.

6.

Трудовая деятельность «Покормите птиц»

  • Повышение знаний детей о еде птиц зимой.

7.

Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

Наблюдение «Как птицы передвигаются?»

«Наблюдение за вороной»

«Наблюдение за воробьями»

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

  • Обогащение представлений о птицах родного края
  • Дать представление о том, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм).
  • Уточнение и расширение представлений о разнообразии птиц.
  • Расширение знаний об особенностях внешнего вида воробья.
  • Развитие умений распознавать птичьи следы на снегу

8.

Д/И «Назови птицу» «Кто, где живёт?», «Кого не стало?», «Угадай, что за птица по описанию»

  • Расширение и систематизация знаний о названиях птиц;
  • Закрепление признаков птиц .

9.

Лепка «Воробушки и снегири»

Коллективная работа «Птицы наши друзья!» (Плакат)

  • Расширение знаний о птицах.

Работа с родителями

1.

Изготовление съедобных кормушек для птиц

Приобщение родителей помогать зимующим птицам

2.

Изготовление фотоколлажа «Покормите птиц зимой!»

Расширение и обогащение знаний о птицах

III ЭТАП- ИТОГОВЫЙ

Цель: подведение итогов работы над проектом

№ п/п

Мероприятие

Цель

1.

Выставка рисунков «Птицы бывают разные»

  • Расширение знаний об особенностях птиц

2.

Изготовление стенгазеты «Мы славно потрудились»

  • Формирование знаний детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

3.

Открытие аллеи скворечников

Заключение

В ходе проведения проекта "Птицы - наши друзья!»» были получены следующие результаты:

Для детей:

У детей расширены представления о зимующих птицах, систематизированы знания о необходимости помогать птицам в зимнее время.

Для родителей:

Повысился уровень знаний об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к объектам живой природы (к птицам) необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

Список литературы

  1. Николаева Н. С. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Н.С. Николаева, - Методическое пособие М., 2002 г.
  2. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду», С.Н Николаева // Дошкольное воспитание №3 – 2002-56с.
  3. Бондаренко А. К., «Дидактические игры в детском саду» [Текст] / Бондаренко А.К. , 2 изд.: Просвещение 2005 г.
  4. Долгова Т.Л., И.В. Кравченко Прогулки в детском саду [Текст] / Долгова Т.Л, И. В. Кравченко. – М. :Издательство Сфера

2021. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе....

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности»

В период дошкольного детства  в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать  основы экологической культуры, правильного и о...

2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднегот возраста, разработана мной с учетом темы недели календарного плана....

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...