Организованная образовательная деятельность в ДОУ для детей подготовительной группы. Тема: «Живая и неживая природа»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сохань Анна Александровна

 

 

Итоговая работа

по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС»

 

 

Организованная образовательная деятельность в ДОУ

для детей подготовительной группы.

Тема: «Живая и неживая природа»

image

                                                                                                                                                     

         Работу выполнила:

  Сохань А.А.

                              

 

 

 

Калининград

2016

 

 

 

Пояснительная записка

              Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

       Компьютер в детском саду является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

 1.    Активное познание детьми окружающего мира.

 2.    Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

  3.    Исследование предметно-знаковой среды на экране монитора.

  4.    Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольника эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Другим важным моментом является то, что компьютер, благодаря особенностям своего устройства осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок – дошкольник, управляя компьютерной игровой программой, учиться сначала думать, а затем действовать. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной  компьютерными       средствами,   возникают     психические новообразования (теоретическое    мышление,  развитое   воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и т. д.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально – дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.

 

Задачи:

1. Повышение качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в  школе.

2. Содействие освоению детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной          грамотности, создание условий для успешной социализации детей в обществе.

3.  Формирование у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить       перед собой задачу и добиваться её решения.

4.  Нормализация эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

          5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.

       

Организационные формы работы.

Многофункциональность программы позволяет использовать ее  в различных формах работы с ребенком:

1. Ребенок-компьютер. Индивидуальная работа ребенка за компьютером.

2. Ребенок-взрослый-компьютер. Совместная  работа взрослого с ребенком за компьютером ( для диагностики, наблюдения, коррекции или с целью сопровождения индивидуального развития ребенка, развития его способностей с помощью возможностей программы).

2. Дети – взрослый – компьютер . Работа с группой детей в компьютерном классе, оснащенном проектором и экраном. В таком варианте программа может использоваться как демонстрационное дидактическое пособие.

Занятия проводятся по подгруппам 5-6 человек 2 раза в неделю.

Структура занятия.
Каждое занятие  включает в себя III этапа.
I этап - подготовительный. Продолжительность 1 этапа - 5 минут.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной. Продолжительность 2 этапа - 10 минут.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап - заключительный. Продолжительность 3 этапа - 5 минут.
Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Ожидаемые результаты:
          В результате использования компьютерной программы развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры » планируется получение  следующих результатов:
1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.
2. Формирование начальных навыков работы на компьютере.
3. Формирование навыков учебной деятельности:

·         умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу,

·         умения слышать и следовать указаниям,

·         умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам,

·        умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной  деятельности.

4. Формирование представлений и знаний по различным образовательным областям:

«Коммуникация, «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».

5. Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Срок реализации программы – 2 года. В реализации программы участвуют дети 5-6 и 6-7 лет.

 

 

 

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог? (ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»).

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

Овощи... (капуста, огурец, помидор)

Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)

Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)

Домашние животные...(корова, лошадь, собака)

Дикие животные... (волк, лиса, заяц)

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые... (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)

Ягоды (малина, клубника, вишня)

- Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры.)(юные учёные садятся за компьютеры)

Слайд 2 и 3 Что такое природа?

image

 

image

image

 

Конечно, вы запомнили, о чем говорилось в компьютерном задании.. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).

Слайд 4

image

Ребята, вы наверное слышали такое выражение: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.

 Игра: «Какой, какая, какое?»

Слайд: «Вода»

 - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т.д.)

Нет жизни на Земле всему живому и без солнца.

Слайд: «Солнце»

- Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т.д.)

Хочу загадать загадку, без чего ещё не будет жизни на Земле.

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый и всё же

Без него мы жить не можем.

Слайд: «Воздух»

- Чем заполнен  шарик? (воздухом)

- Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т.д.)

Воздух необходим всему живому.

- А есть ли в нас с вами воздух? Давайте в этом убедимся.

6. Опыт с воздухом: «Надуй шар» (Дети надувают шары и затем выпускают из них воздух)

- Что произошло с воздухом?

 

 Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

 

Компьютерная игра «Подумай»

image

 

Аппликация:  «Живое - неживое»

(Воспитатель показывает картину, где нарисована неживая природа)

-Какая природа изображена на картине? (Неживая)

-Как вы думаете, чего не хватает здесь, чтобы картина ожила? (объектов живой природы)

Задание: выберите по одной картинке с изображением живой природы и наклейте её на общую картину.

(дети на коллаж наклеивают объекты живой природы)

 -  У нас получился целый коллаж о природе. Чтобы она нас радовала своей красотой, мы должны её беречь и охранять.

- Как мы заботимся о природе? (поливаем цветы, не ломаем ветки, подкармливаем птиц и т.д)

image

image

Итог организованной образовательной деятельности.

 

 

Ожидаемый результат:

1.        Воспитание творческой личности.

2.        Развитие речи и коммуникативных умений детей.

3.        Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.

4.        Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организованная образовательная деятельность в ДОУ для детей подготовительной группы. Тема: «Живая и неживая природа » Организованная образовательная деятельность в ДОУ для детей подготовительной группы. Тема: «Живая и неживая природа» Воспитатель МАДОУ ЦРР д /с 47 – Сохань Анна Александровна

Слайд 2

Компьютерная программа «Фантазёры». Раздел «Природа»

Слайд 3

Цель организованной образовательной деятельности: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Слайд 4

Ход занятия: Воспитатель :   - Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог? («это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней» ). - А как вы думаете - как можно стать юным экологом?  («делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе » ). Игра «Три слова» Воспитатель:   - Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» ( воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие ) Овощи... (капуста, огурец, помидор) Фрукты... (банан, апельсин, яблоко) Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова) Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка) Домашние животные...(корова, лошадь, собака) Дикие животные... (волк, лиса, заяц ) и т. д.

Слайд 5

Воспитатель :   - Молодцы, вы все назвали правильно ( приносят телеграмму ). - Ребята, нам пришла телеграмма ( читает ): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов в компьютерном классе». - Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - проходите в «зал заседаний» (дети заходят в компьютерный класс, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы »). Воспитатель:  ( в одежде ученого)   - Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры. ( дети садятся за компьютеры ). Глазная гимнастика «Неделька»

Слайд 6

Юные экологи в компьютерном классе

Слайд 7

Слайд 2. Знакомство с природой .

Слайд 8

Слайд 3.

Слайд 9

Воспитатель: - Закончите, пожалуйста, мое предложение: Неживая природа - это... ( звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.) Живая природа - это... ( растения, животные, насекомые, рыбы ) Все живые организмы не могут жить без... ( неживой природы ).

Слайд 10

Воспитатель: - Ребята, вы, наверное, слышали такое выражение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»? (да) Действительно, без них невозможно существование всего живого на Земле.   Игра: «Какой, какая, какое?» Воспитатель:   - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т.д.) Нет жизни на Земле всему живому и без солнца. - Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т.д.)   -Отгадайте загадку: без чего ещё не будет жизни на Земле?

Слайд 11

Загадка : Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он не видимый и всё же Без него мы жить не можем (воздух).   - Воздух необходим всему живому. А есть ли в нас с вами воздух? Давайте в этом убедимся . Опыт с воздухом: «Надуй шар» ( надувают шары и затем выпускают из них воздух ). - Чем заполнен   шарик? (воздухом) - Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и др.) - Что произошло с воздухом? (он вышел из шарика.)   Физкультминутка: «Капельки» (звучит аудиозапись «Звуки природы»).

Слайд 12

Игра «Подумай»

Слайд 13

Итак, наше «научное заседание» подошло к концу, предлагаю подвести итоги. ( дети обобщают знания о живой и неживой природе ). Аппликация в технике «коллаж»:   «Живое - неживое» (показ картины – заготовки, где нарисована неживая природа ) - Какая природа изображена на картине? (Неживая) - Как вы думаете, чего не хватает здесь, чтобы картина ожила? (объектов живой природы) - Выберите по одной картинке с изображением живой природы и наклейте её на общую картину. (дети на коллаж наклеивают объекты живой природы) -   У нас получилась интересная картина о природе. Мы повесим ее в приемной нашей группы и она нас будет радовать своей красотой.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»

Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в Звукоград»

Открытое занятие проводилось в рамках подготовки к педагогическому совету в МДОУ. Адресовано воспитателям и специалистам детского сада. Посвящено теме формирования навыков звуко-слогового анализа и си...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа».

Конспект НОД в подготовительной группе Тема:«Живая и неживая природа»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группе Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осенние мотивы»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группеТема: «Осенние мотивы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по региональному компоненту в средней группе ТЕМА: «Чтение книги « Азбука природы» «Друзья и враги в природе»

Конспект организованной образовательной  деятельности по региональному компоненту в средней группе ТЕМА: «Чтение книги « Азбука природы» «Друзья и враги в природе&raq...