Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Горбачёва Галина Анатольевна

    Конспект

    организованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группе

     

    Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ood_zdravstvuy_gostya_zima.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    организованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группе

    Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»

    Цели:

    • обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
    • познакомить детей со стихотворениями о зиме;
    • повторить знакомое стихотворение А,Фета «Мама,  глянь-ка из окошка….»
    • прививать любовь к поэтическому слову;
    • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
    • активизировать словарь по данной теме;    
    •  развивать логическое мышление, внимание, память;
    •  упражнять в подборе однокоренных слов.

    Материалы:  магнитная доска,  картинки о зиме, компьютерная презентация «Зима», снежинки

    Методические приёмы: отгадывание загадки, коммуникативная игра «Здравствуй друг», словесные игры «Скажи правильно», «Закончи фразу», «Доскажи словечко», знакомство со стихотворениями о зиме  «Зимняя сказка» А. Кузнецова, Агнии Барто «Дело было в январе», А. Прокофьева «Снегири» А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» И.Сурикова « Белый снег пушистый …» А,Фета «Мама, глянь-ка из окошка….»

    Ход ООД:

    1. Мотивационно – ориентировочный этап

    Коммуникативная игра - приветствие «Здравствуй друг»

    Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Дед  Мороз прислал нам посылку. А что в этой посылке, вы должны отгадать. Задавайте вопросы, а я буду отвечать «Да» или «Нет»

    ТРИЗ — игра «Данетки» дети отгадывают, воспитатель достаёт снежинку

    Да, это— снежинка. Она   приглашает нас с вами  в сказку.

    Звучит музыка «Я сказка новогодняя»

    2.  Поисковый этап

    Но одной снежинки в сказке грустно, поэтому она хочет найти всех своих сестёр снежинок. Поможем снежинкам.  Когда мы соберём все снежинки случится волшебство.

    Придумала мать дочерям имена,
    Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
    Приходит Весна – зеленеют леса,
    И птичьи повсюду звенят голоса.
    А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
    И спелые ягоды просятся в рот.
    Нам щедрая Осень приносит плоды,
    Дают урожаи поля и сады.
    Зима засыпает снегами поля.
    Зимой отдыхает и дремлет земля.
    (А. Кузнецова)

    Воспитатель: О чем это стихотворение
    (Дети отвечают, что о Временах года)

    Сегодня мы с вами поговорим только об одной сестрице.
    Но сначала я хочу загадать вам загадку.

    Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы.

    А в санях сидит царица – белокожа, светлолица.

    Как махнула рукавом – все покрыла серебром.

    Дети: это зима.

    Воспитатель: Правильно!  Конечно, это Зима!

    План занятия:

    1. Сегодня мы с вами: поговорим о зиме;
    2.  Я познакомлю вас  со стихотворениями замечательных поэтов о зиме.
    3. А также, снежинки приготовили нам много заданий, которые мы сегодня постараемся выполнить.

    3.  Практический этап

     Почему зиму называют «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия — декабрь, январь, февраль

    Игра «Скажи правильно»

    - Какая  зима? (зима снежная, холодная, морозная)

    - Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная).

    - Что можно сказать о снеге? Какой он?

    (снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)

    - Молодцы, ребята много слов назвали.

    Воспитатель: А сейчас составьте рассказ  о зиме по схеме.

    Рассказ детьми о зиме по схеме (методика ТРИЗ)

    Ребята, а вам нравится зима? За что вам нравится зима?

    Поэтам и писателям тоже очень нравится зима. И поэтому они сочинили много стихотворений и рассказов о зиме. Послушайте, пожалуйста, как выражают поэты свою любовь к зиме.

    Послушайте, пожалуйста, стихотворение Агнии Барто «Дело было в январе», но прежде я хочу немного рассказать об авторе Агнии Барто. Стихи известны многим детям с самых ранних лет, родилась она в семье ветеринарного врача. Родители мечтали, чтобы она стала балериной и определили ее в хореографическое училище.

    Во время войны А.Барто выступала по радио, ездила на фронт, готовила фронтовые репортажи, а на радиостанции «Маяк» вела передачу «Найти человека», таким образом помогла вернуть тысячу детей своим родителям.

    Слушание стихотворения  А. Барто  «Дело было в январе»(в аудиозаписи) портрет А Барто показать детям

    Расскажите, о чем это стихотворение, веселое или грустное?

    А теперь предлагаю послушать еще одно стихотворение А. Прокопьева «Снегири»

    Выбегай поскорей  посмотреть на снегирей.

    Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,

    А Мороз Красный Нос им рябинку принес, хорошо угостил,

    Хорошо подсластил зимним вечером поздним ярко-алые гроздья.

     A. Прокофьев

    Родился  на берегу Ладожского озера, в крестьянской семье. С ранних лет ему пришлось помогать родителям. С 9 лет пошел работать, при этом учился в сельской школе и пробовал писать стихи. Александр Прокопьев был бойцом красной армии, а во время Великой Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты. В его творчестве много стихов патриотических, баллады, есть и детские стихи. Один из них мы слышали.

    Воспитатель: Итак, ребята, снежинки приготовили нам задания.

    Снежинка №1

    Игра «Закончи фразу»

    Скрипит под ногами зимой…….(снег),

     морозный…………..(день),    

     замерзла……..(река),

     снежная……………..(зима ),

     ударили ……(морозы),

     дует  ледяной ……. (ветер),

     хрустит…..(снег),

     скользкая…..(дорога) ,

     метет ………(метель).

     - Какие вы молодцы!

    Снежинка №2

    - Посмотрите,  вот  еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

    Игра « Доскажи словечко»

     Тихо, тихо как во сне падает на землю……. снег (картинка).

    С неба все скользят пушинки серебристые……снежинки (картинка).

    Вот веселье для ребят всё сильнее…..…………снегопад (картинка).

    Все бегут в перегонки ,все хотят играть в……снежки (картинка).

    Словно в белый пуховик нарядился………… снеговик (картинка).

    Рядом снежная фигурка  это девочка………….снегурка (картинка).

    На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……снегири (картинка).

    Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…… снег (картинка).

    -Ребята скажите какие слова вы добавляли ? (ответы детей)

     Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири .

    -А чем они похожи и что общего? ( ответы детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.

     - Молодцы ребята, все слова назвали правильно.

    Снежинка №3

    Физминутка «Играем в снежки» (в аудиозаписи)

     Чтение  стихотворения  А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

     Вот север, тучи нагоняя,   дохнул, завыл — и вот сама  идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками.  Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами  среди полей, вокруг холмов;

     Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы.

    -  Какую зиму вы представили?

    Дети:  Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную...

    - Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало.

    Воспитатель: - Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал русский поэт  И.Суриков.

     Белый снег пушистый  в воздухе кружится,  И на землю тихо падает, ложится.

    И под утро снегом поле забелело,  Точно пеленою  всё его одело.

    Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею

     Крепко, непробудно... Стали дни коротки,  солнце светит мало,

    Вот пришли морозы,  и зима настала.

     Снежинка №4

    Игра «Что лишнее?»

    а) Мороз, снег, пляж, ветер, лёд.

    б) Октябрь, декабрь, январь, февраль.

    в) Снегурочка, Дедушка Мороз, Русалка, Санта Клаус.

    г) Снежно, морозно, жарко, холодно, ветрено.

    (Из набора слов выбрать то слово, которое не связано с зимой)

    Снежинка №5

    Чтение наизусть детьми стихотворения А,Фета «Мама» Глянь-ка из окошка….»

    Снежинка №6

    -  Ребята, снежинка предлагает  рассказать о зиме пословицы и поговорки.

    Зима не лето: в шубку одета.

    Шубка зимой не шутка.

    В зимний холод всякий молод.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Много снега – много хлеба.

    Береги нос в большой мороз.

    Чем крепче зима, тем скорее весна.

    Солнце летом греет, зимой морозит.

    Снежинка №7 (в кругу)

    Игра « Испорченный телефон» 

    Я говорю шепотом поговорку первому ребенку , вы ее передаете по цепочке, последний громко ее произносит. Поговорка: «Спасибо, мороз, что снега нанес!»

    Молодцы, справились с заданием, все были внимательны.

    - Кто скажет эту фразу восхищенно?

    - Кто скажет ласково и тихо?

    - А шепотом?

    4.  Рефлексивно – оценочный этап

    - О каком времени года мы  говорили?

    - Что нового и интересного узнали?

    Кому  было сложно выполнять какие— нибудь задания?

    Домашнее задание: повторить стихотворение А,Фета «Мама» Глянь-ка из окошка….» и рассказать его дома родителям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию речи Викторина "Здравствуй осень"

    Задачи: Учить детей называть приметы осени, закреплять знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, используя образные слова и выражения. Продолжать развивать память, внимание, мышл...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) (образовательная область «Речевое развитие»)

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) образовательная область «Речевое развитие». Задач...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Путешествие в страну Театралию» для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект организованной образовательной деятельностипо развитию речис элементами театрализованной деятельности«Путешествие в страну Театралию»для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

    Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Отгадай загадку и найди отгадку»

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада  для детей с тяжёлыми нарушениями речи«Отгадай загадку и найди отгадку»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

    Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....