Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию речи Викторина "Здравствуй осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Задачи:

 

  1. Учить детей называть приметы осени, закреплять знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, используя образные слова и выражения.
  2.  Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  3.  Воспитывать любовь к природе.
  4. Развивать память, тонкую и общую моторику, координацию речи сч движением, чувство ритма.
  5. Развивать способности общения между сверстниками.
  6. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
  7. Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_-_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Лосино – Петровское муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение сад №5 «Звездочка»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

Викторина "Здравствуй осень!"

(с использованием слайдов и мнемотехники)

Воспитатель: Кузнецова Н.В.

2012 - 2013 год

Задачи:

Учить детей называть приметы осени, закреплять знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, используя образные слова и выражения.

 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

 Воспитывать любовь к природе.

Развивать память, тонкую и общую моторику, координацию речи сч движением, чувство ритма.

Развивать способности общения между сверстниками.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.

                                       

                                                            Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение под негромкую музыку.

"Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и золото, одетые леса..."

- Ребята, о каком времени года это стихотворение?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я приглашаю вас на осеннюю викторину, узнаю, хорошо ли вы знакомы с природой? Но для викторины мне нужны две команды.  Перед вами картинки деревьев березы и осины,  к какому вы дереву подойдете  в той команде окажитесь. Команды называются "Березка" и "Осинка" (дети выбирают себе команду, и воспитатель назначает в них капитанов).

- Для ведения викторины необходимо выбрать жюри. У нас гости Алла Алексеевна и Ирина Николаевна сегодня они будут оценивать ваши ответы.

 - Будьте внимательны, не спешите, чья команда даст больше правильных ответов та и одержит победу. Команды готовы?

Дети: Да.

Воспитатель:  Разминка для команды "Березка".

- Назовите мне осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы справились.  

- Разминка для команды "Осинка". Расположите картинки с осенними месяцами в правильной последовательности (дети располагают картинки на магнитной доске).

- Молодцы тоже справились.

- Следующее задание для команды "Березка". На экране (слайд с изображением солнца). Вопрос: Какие изменения происходят с солнцем с наступлением осени?

Дети: Ранней осенью солнышко ещё светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью - солнце не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом.

Воспитатель: Правильно.

- Следующее задание команде "Осинка".  На экране (слайд с изображением неба). Вопрос: Что вы мне можете рассказать об осеннем небе?

Дети: Ранней осенью небо ещё голубое, но появляются уже тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью - небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди идут все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают небольшие морозцы, а по утрам туман.

Воспитатель: Хорошо, правильно.

- А теперь я хочу поиграть с обеими командами. Я буду называть слова, а вы - противоположное значение.

                     Воспитатель:                                           Дети:

                        Холодно                                               Тепло

                        Пасмурно                                             Ясно

                        Мокро                                                   Сухо

                        Ранняя                                                   Поздняя

                        Весело                                                   Грустно

                        Высоко                                                  Низко

                        Далеко                                                   Близко

 - Поиграли, а теперь продолжаем нашу викторину.

- Вопрос на экране, команде "Березка" (слайд с изображением земли). Какой урожай мы собираем осенью?

Дети: Овощей и фруктов.

Воспитатель: А какие вы знаете фрукты? Овощи?

Дети: Овощи: картошка, капуста, морковка, кабачок, баклажан, лук, репка, огурец, помидор и т.д. Фрукты: яблоко, груша, банан, персик, абрикос, ананас, апельсин, мандарин и т.д.

Дидактическая игра: "Найди и опеши" (обеим командам). Вы должны в волшебном мешочке выбрать себе овощ или фрукт, но не показывать его и не называть, его нужно описать, а остальные должны его угадать.

Дети: Огурец - удлиненный, зеленый, пупырчатый, хрустящий. Яблоко - сочное, румяное, сладкое, круглое. Баклажан - фиолетовый, удлиненный, гладкий. Лимон - желтый, шероховатый, овальный, кислый.

Воспитатель: - Продолжаем нашу викторину. Для команды "Осинка" вопрос на экране (слайд с изображение дерева). Что происходит осенью с деревьями?

Дети: Листья на деревьях сначала желтеют на вершинах, где воздух холодней, а потом на нижних ветках. Осень все деревья надевают свой яркий наряд, только елки и сосны стоят зеленые.

Воспитатель: Листья, осенью какого цвета?

Дети: Красные, желтые, багряные, бурые, золотые, пурпурные.

Воспитатель: Раз столько много цветов, значит они какие?

Дети: Разноцветные.

Воспитатель: Ребята, а как называется явление, когда падают осенние листья?

Дети: Листопад.

Дидактическая игра: "Осенний лист" (собрать из частей осенний лист).

Воспитатель: Молодцы. А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение "Осень".

                 Проводится физкультминутка «Осень».

Ветер по лесу летал,                Дети поднимаются и опускаются

Ветер листики считал,                    на носочки, машут руками, имитируя полет.

Вот дубовый,                Останавливаются, считают, 

Вот кленовый,                                  загибая по одному пальцу.                 

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки         Разводят резко руки в стороны,

Ветер бросил на тропинку.                имитируя бросание листьев.

        

Воспитатель: Следующее задание команде " Березка" на экране (слайд с изображением животных). Вопрос: Какие изменения с животными происходят осенью?

Дети: Осенью дикие звери готовятся к зиме. Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы. Белка, тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было видно среди деревьев, делает запасы на зиму: орехи, грибы, ягоды. Ежик и медведь ложатся спать до самой весны.

Проводится дидактическая игра: "Дорисуй недостающую часть тела животному" (с обеими командами).

Воспитатель: Следующее задание команде "Осинка" на экране (слайд с изображением птиц). Вопрос: Что с птицами происходит осенью?

Дети: Многие птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие.

Воспитатель: А почему они улетают в теплые края?

Дети: Потому что им здесь холодно и голодно.

Воспитатель: А почему голодно.

Дети: Потому что все насекомые прячутся под кору деревьев и птицам нечем питаться.

Воспитатель: Я сейчас поиграю с вами в игру и узнаю, как вы хорошо знаете перелетных и зимующих птиц.

Игра называется "Пятый лишний": Слайд, на котором изображены 4  перелетные птицы и 1 зимующая, и следующий слайд наоборот 4 птицы зимующих и 1 перелетная. Вопрос: Какая птица лишняя? Почему?

Воспитатель: - Ребята мы сегодня много говорили об осени, ее приметах, признаках, что происходит осенью с живой и неживой природой.

- И сейчас вам предлагаю с помощью нашей схемы помощницы составить рассказ об осени. Внимание на экран! (на экране слайд на котором изображены: солнце, небо, земля, дерево, животные, птицы). Из детей 1,2 рассказывают рассказ.

- Какие замечательные рассказы у вас получились.

- Ребята, вопросы у меня закончились, и пока жюри подводит итоги, я хочу предложить вам создать осенние разноцветные листья. Но перед этим проведем с вами пальчиковую гимнастику.

                         Проводится пальчиковая гимнастика.

                                                        "Осень".

Ветер северный подул: "С-с-сс". (дуют)

Ветер все листочки сдул...(пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

"Кап-кап-кап, кар-кап-кап!" (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперёд-назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Воспитатель: У вас приготовлены на столах шаблоны листьев, которые вы должны намазать клеем, отщипнуть пух и приклеить его к нашему листу. Приступаем (во время работы детей звучит спокойная музыка). Обратите внимание, что пух у вас лежит разных цветов так, как листья у нас осенью разноцветные. Дети выполнят работу.

На досках прикреплены листы, на которых изображены ветки деревьев. Готовыми листьями дети украшают эти ветки.

Воспитатель: Посмотрите, какие нарядные ветки у нас получились.

Итог: О чем мы сегодня с вами разговаривали?

Дети: Об осени.

 Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы, сообразительность, что они были очень активными.

- А теперь давайте послушаем итоги жюри. Жюри говорит, что в нашей викторине силы были равны и по этому, обе команды победили. Награждает их сладкими подарками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: "Бродит Осень по лесным дорожкам".

Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей средней группы по теме: "Бродит Осень по лесным дорожкам". Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие интереса к приро...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим»

Программное содержание:       Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонн...

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осенние мотивы»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по развитию речи в  подготовительной группеТема: «Осенние мотивы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Дары осени» в средней группе комбинированной направленности

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –   «Детский сад №29 «Кораблик»,  реализующее основы общеобразовательные программы дошкольного образования...