Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сытник Анна Петровна

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по   экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебница вода»

Автор: Сытник Анна Петровна

Организация: ГБДОУ «д/с № 61» Приморского района

Населенный пункт: Санкт - Петербург

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Познавательное развитие:

  1.  Ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять вещества;
  2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
  3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  2.  Вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
  3. Развивать собственный познавательный опыт;
  4. Расширить перспективу развития познавательной деятельности детей.

Речевое развитие: 

  1. Развивать связную речь;
  2. Закрепить  умение отвечать на вопросы предложением;
  3.  Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  4. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.

Предварительная работа: Проведение опытов; беседы о воде, о ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Круговорот воды в природе»; чтение художественной литературы; отгадывание загадок по теме; заучивание наизусть пословиц, поговорок о воде.

Материал: письмо от жителей Пустыни; схематическое изображение свойств воды; схемы опытов; на каждого ребенка: посуда разной формы; пипетки; электрический чайник; зеркало; вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар; масло растительное; воронки; бумажные носовые платки; фартуки и шапочки у детей; халат и шапочка  у воспитателя; карта-раскраска Африки на каждого ребенка.

Ход НОД:

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

Дети и воспитатель заходят групповую комнату.

Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни. Как вы думаете, что их интересует, о чем они хотели бы узнать?

Высказывания детей.

Правильно, обо всем этом, конечно же, можно написать в письме

Но они вот что нам написали.

Воспитатель достает из конверта письмо и читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители Пустыни. Мы очень мало знаем о воде. Нам очень хочется узнать, что такое вода, какая она»

Ребята, что же нам делать? Как мы им поможем? А с помощью чего мы можем это сделать? 

С помощью опытов

Ребята, а где проводят опыты и эксперименты? 

В лаборатории

Правильно вы думаете. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию.

Дети надевают фартуки и шапочки, воспитатель надевает халат и шапочку.

Можно я буду ученым, а вы моими помощниками?

Спасибо за доверие!

 Воспитатель приглашает детей в лабораторию

Дети соглашаются

Ребята, сегодня  вспомним, что мы знаем о воде и познакомимся с её новыми  свойствами.

А сейчас я загадаю загадки о воде.

Карточка 1

Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он гуляет.

Дождь

Карточка 2

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло.

Звездочки холодные,

 А земле тепло!

Снежинки

Карточка 3

Рыбам жить зимой тепло:

Крыша — толстое стекло

Лед

Карточка 4

Во дворе – переполох.

 С неба сыплется горох.

 Съела пять горошин Зина,

 У нее теперь ангина.

Град

Карточка 5

Клубится, но не дым.

Ложится, но не снег.

Туман

Правильно, пошлём эти картинки в конверте с письмом.

Ребята, а какие свойства воды вы знаете, какая она бывает? Я буду начинать фразу, а вы её заканчивайте.

  1. Чистая вода - …
  2. Чистая вода - …
  3. Чистая вода - …
  4. Чистая вода - …

Воспитатель по ходу ответов детей выставляет схемы свойств воды.

Правильно и эти схемы мы вложим в конверт с письмом.

  1. – прозрачная;
  2. – бесцветная;
  3. - не имеет вкуса;
  4. - не имеет запаха.

А теперь приступаем к работе. Сегодня нам предстоит выяснить какие еще свойства имеет вода.

Воспитатель приглашает детей пройти к столу и начать опыт.

Опыт № 1

 «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Подойдите к своим рабочим местам.

  Воспитатель обращает внимание детей на схему правил поведения в лаборатории.

Прежде, чем приступим к исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой.

- Слушать воспитателя.

-  Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на тарелочку. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на тарелочке.

Самостоятельная работа детей.

Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на тарелочку? Почему она растеклась по тарелочку?

Потому что вода жидкая.

Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Что можно сказать об их форме?

Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Попробуем опустить их в стакан. Что можно сказать об их форме?

Положим их на ладошку. Что можно сказать об их форме?

Они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Как вы думаете, есть ли форма у воды?

Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в  баночку, стакан.

Высказывания детей

Самостоятельная работа детей

Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Форму баночки.

 А что произошло с водой, когда мы её налили в стакан?

Налейте немного воды в тарелку. Какую форму  приняла вода?

Вода приняла форму этих предметов.

Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – стакана, тарелки, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Верно, значит  свойство воды – вода «Не имеет формы». И об этом обязательно напишем в письме жителям Пустыни.

Воспитатель выставляет схему.

Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.

Опыт № 2

«ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Ребята, на столе стоит чайник, для чего он нужен?

Он нужен, чтобы нагревать воду.

Сейчас я его включу. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником?

Это пар

Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете?

Высказывания детей.

Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим.

Ребята у меня в руках зеркало, посмотрите (показывает зеркало детям). Оно сухое, чистое.

Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). 

Оно запотело и появились капельки воды

Верно. Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».

И об этом свойстве воды мы напишем в письме.

Воспитатель выставляет схему.

Опыт № 3

«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

Ребята, подойдите, пожалуйста,   ко мне.

Ребята, вы любите по утрам пить сладкий чай? Как его готовит мама?

Высказывания детей

На столе стоят три тарелки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Карточка 6

«Белый камень в воде тает» - …

(Воспитатель предлагает  поднимает  салфетку с первого тарелки, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку)

- Сахар

Карточка 7

Теперь вторая загадка:

«В воде родится, Воды боится» - …

(Убирает салфетку со второй  тарелки)

- Соль

Карточка 8

И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит» - …

(Убирает салфетку с третьей тарелки)

- Масло

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Садитесь за  эти рабочие места.

Сейчас проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду.  Возьмите один стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Куда исчез сахар? Что случилось с сахаром?

 Сахар растворился в воде.

Возьмите другой стакан с водой и насыпьте в него соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Соль растворилась в воде.

Как вы думаете все ли вещества могут растворяться в воде?

Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар?

Вот сейчас мы посмотрим кто оказался прав.

Возьмите пипетку, наберите масло и  добавьте в третий стакан с водой несколько капель. Размешайте.

Высказывания детей

Высказывания детей

Идёт самостоятельная работа детей.

Что произошло с маслом?

Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Об этом мы обязательно напишем в письме нашим друзьям из Пустыни.

Воспитатель выставляет схему опыта.

Опыт № 4

«ОЧИСТКА ВОДЫ»

Ребята, посмотрите ещё раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему?

Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Её нужно очистить от масла.

А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из бумажного носового платочка. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из платочка, вложить в воронку и установить её в стакан). А для вас я заранее подготовила фильтры. Они лежат на тарелке. Аккуратно вложите фильтр в воронку. Воронку вставьте в пустой стакан.

Самостоятельная работа детей.

У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в стакан с фильтром.

Идёт самостоятельная работа детей.

Аккуратно уберите воронку с фильтр на тарелку  и посмотрите на воду. Какая она стала?

Вода стала чистой.

Куда же делось масло?

Всё масло осталось на фильтре.

Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

Ребята, подойдите ко мне.

 Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Об этом нам расскажет Артем.

Воспитатель по ходу рассказа Артема ставит иллюстрации.

Об этом мы обязательно напишем в письме нашим друзьям из Пустыни.

Воспитатель выставляет схему опыта.

Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Заключительная часть

Ребята, вода какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

Воспитатель обращает внимание детей на таблицу со схемами.

Что же мы ответим на письмо?

Вода это жидкость, вода не имеет собственной формы и т.д. Вода может нагреваться и быть горячей - пар. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра.

Ребята, мы  отправим нашим друзьям жителям пустыни вот эти  схемы опытов и свойств воды. Наши друзья из Пустыни могут не знать русский язык, а схемы  поймут. Вот такое у  нас получилось необычное письмо о свойствах воды.

А наша работа по знакомству со свойствами воды еще не закончена. О каких свойствах воды вы хотели бы ещё узнать?

Высказывания детей

Нам предстоит узнать о воде ещё много интересного: Почему река не промерзает до дна? Может ли вода заменить зеркало? Как замёрзшая вода двигает камни? Интересно это?

Ребята, жители Пустыни в конверте с письмом прислали нам  карту Африки, но её необходимо раскрасить. Здесь обозначены только контуры. Голубой цвет – это вода: море, океан, река; желтый цвет – пустыни, оранжевый – полупустыни, зеленый цвет-  равнины коричневый цвет – горы. Раскрасить тем же цветом, что и контур. Это будет вашим домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".

Цель совместной деятельности  - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Сценарный план НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе по теме "Волшебница вода"

Сценарный план НОД по экспериментированию с водой в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему: Игра – викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»

Задачи:1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница-весна"

Данное занятие способствует формированию умения у детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель №1....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите воду»!

Конспект  открытого занятия   по   экологии в подготовительной к школе  группе на тему: «Берегите воду»!Цель : Развитие познавательной  активности  ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе. На тему: "Волшебница вода"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»*+...