Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница-весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Щокало Светлана Валерьевна

Данное занятие способствует формированию умения у детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель №1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx387.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе  на тему «Волшебница-весна»

Воспитатель: Щокало Светлана Валерьевна

Цель: формирование умения у детей  составлять загадки.

Задачи:

- учить детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель № 1;

- развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;

- обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;

- формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;

- развивать ассоциативное мышление, способность к творческому решению проблем;

- закрепить знания детей о весне, о признаках ее наступления.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, большая карточка-модель №1 (3 штуки), маленькая карточка-модель №1 (12 штук), фломастеры, картинки для самостоятельного заполнения детьми модели, изображения бабочек, картинки, изображающие понятия «цвет, форма и температура».

Ход НОД:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть!

- Тихо-тихо… Прислушайтесь… Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо? (Слайд 1)

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот        (Слайд 2)

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,    (Слайд 3)

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,      (Слайд 4)

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.    (Слайд 5)

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:          

Тише всех пришла весна.    

-Вот и к нам пришла весна! Вот такая она шагает по нашей земле. (Слайд 6)

-Ребята, в начале нашей встречи я прочитала стихотворение, в котором говорится, что весна к нам пришла тихо-тихо. Вы согласны с этим? А разве весна не слышна? А давайте прислушаемся…

-Какая весна по звучанию?

-Какого цвета вы видите весну?

-А какая весна по запаху?

-Если мы потрогаем руками весну, то какая она будет по ощущению?

-Ребята, а вы рады, что весна наступила?

- На мой взгляд, весна – это самое прекрасное время года, когда природа просыпается после зимнего сна. Давайте поприветствуем красавицу Весну.

- Здравствуй, Весна! Мы очень тебе рады!

Весна (аудиозапись): (очень грустно)- Здравствуйте, ребята.

- Ребята, а с каким настроением весна поздоровалась с нами? Почему? (предположения детей).

-Давайте спросим ее. Весна, что у тебя случилось?

 Весна (аудиозапись): (очень грустно) Была у меня волшебная палочка – палочка-расцветалочка. Стоило мне ею коснуться дерева, как тот час начинали набухать почки, распускаться первые листочки. А если взмахну волшебной палочкой над землей на проталине, появляется зеленая травка, расцветают первые весенние цветы. Но Снежная Королева никак не хочет уступать мне правление на земле. Вот и украла она мою палочку-расцветалочку.

- Ребята, что же делать? Да, я с вами полностью согласна! Поможем весне вернуть ее палочку-расцветалочку?

Весна (аудиозапись): - Ребята, я очень была бы вам благодарна, если вы это сделаете. Я знаю одну тайну Снежной Королевы. Вам надо отправиться на сказочную поляну загадок. Там собрать приметы весны, придумать загадку о каждой примете и составить весеннюю картину. Тогда сила власти Снежной Королевы растает, и палочка-расцветалочка  вернется ко мне.

-Не расстраивайся, Весна. Мы со всем справимся. А сочинять загадки, ребята, я вас научу. Ну, что ж, в путь! (Слайд7)

-Раз-два, раз-два,

К нам весна-красна пришла.

На полянку мы идем,

Весны примету там найдем.  (Дети встают и передвигаются по залу)

-Вот мы и на сказочной поляне загадок.  (Слайд8)

А что это волшебный экран этой поляны  нам показывает? (Предположения детей)  Среди этих птиц нам надо найти ту, которая указывает на примету весны.

http://www.dagorlenok.ru/upload/resize_cache/iblock/01c/210_2000_1/01cd0be24e42feb39c75e46d0d002fe4.png http://fotoparus.com/photogalery/animals/wild_animals/aves/21_PASSERIFORMES_CORVIDAE_Corvus_frugilegus/thumbs/bird_apart_Corvus_frugilegus200912121146-2.jpg  http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/289/96289878_preview_Golubi_na_prozrachnom_sloe__7_.png https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0c2be17a79807ef3bcc6c52554a855fd-l&n=13

Дети выбирают картинку грача, объясняют свой выбор.

- Помните? Чтобы растопить власть Снежной королевы, нам надо сочинить загадки о найденных приметах весны. Сядем на стульчики-пенечки. Вы сейчас сами составите загадку о граче. А поможет нам в этом вот такая волшебная карточка.

Работа по модели № 1

              Какой?

       Что (кто) такое же?

Чёрный

Уголь

Длинноносый

Буратино

Летающий

Самолет

Пример загадки про грача:

«Чёрный, но не уголь; длинноносый, но не Буратино; летающий, но не самолет».

- Молодцы, ребята! У нас уже есть первая примета весны.  Двигаемся дальше.

-Раз-два, раз-два,

К нам весна-красна пришла.

На полянку мы идем,

Весны примету там найдем.  (Дети встают и передвигаются по залу)

(Слайд 9)

-Друзья, волшебный экран поляны загадок еще нам дает подсказку. Что нам делать? Что выбрать?

http://palma.ucoz.ru/Dla_stihov/nab_14.jpg  https://1.bp.blogspot.com/-5x1NVS0dpFQ/V--24OPzdzI/AAAAAAAABk0/OP6asfrccGYJr_p6l8r_iw9u0eCd-rEygCLcB/s1600/%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25B4.jpg  http://artrussia.ru/media/artworks/21920523721ad3aa2773576a0a6f446392691.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/12/26/5538.jpg

Дети выбирают картинку «Бегущие ручьи», объясняют свой выбор.

-Присядем на пенечки-стульчики. А сочинить загадку про ручеек нам поможет все та же волшебная карточка:

Работа с  моделью № 1 (А.А.Нестеренко) по алгоритму:

1. Выбираем объект для придумывания загадки.

2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.

3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.

4. Выбираем наиболее удачные сравнения.

5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.

Какой

Что (кто) такой же?

Бегущий

Человек

Извивающийся

Змея

Журчащий

Вода в кране

Пример загадки про ручей:

«Бегущий, но не человек; извивающийся, но не змея; журчащий, но не вода в кране».

- Ребята, у нас есть еще одна примета весны, про которую вы сами сочинили загадку. Отдохнули? Тогда в путь!

-Раз-два, раз-два,

К нам весна-красна пришла.

На полянку мы идем,

Весны примету там найдем.  (Дети встают и передвигаются по залу)

- Посмотрите, дети, какая-то странная карточка встретилась на нашем пути. Что это может быть?

        

Дети предполагают, что это может быть солнце. Кто-то из ребят дорисовывает солнце.

-Этот рисунок  нам подходит? Почему? (Дети объясняют свой выбор) (Слайд10) Смотрите, и волшебный экран поляны с нами согласен.  Он тоже показывает нам солнце.

-Помните? И про солнце нам надо сочинить загадку. (Садятся на стульчики) Что нам для этого надо? (Волшебная карточка)

-А теперь, ребята, вы сами заполните волшебную карточку. Но рисовать мы в ней ничего не будем. Нам помогут готовые картинки. Среди них вы будете выбирать те, которые вам подходят. А признаки солнышка помогут нам назвать вот такие карточки (цвет, форма, температура)

Самостоятельная работа детей по модели № 1

    Какое?

     Что такое же?

Жёлтое

Цыпленок

Круглое

Блин

Тёплое

Чай

Пример загадки про солнце:

«Жёлтое, но не цыплёнок; круглое, но не блин; тёплое, но не чай»

-Молодцы, ребята! На сказочной поляне загадок мы нашли все необходимые весенние приметы и сами сочинили загадки о них. А теперь давайте скорее составим нужную картину весны и пусть сила Снежной Королевы растает. А волшебная палочка-расцветалочка опять вернётся к весне. Вспомним, какие загадки мы сегодня сами сочинили. (Слайд11)

(Дети повторяют придуманные загадки, отгадки появляются на слайде-картинке «Весна»)

(Слайд12)

- Ребята, мы все правильно сделали. Власть снежной Королевы растаяла и теперь царствованию Волшебницы-весны ничто не угрожает. Смотрите, и палочка-расцветалочка вернулась к своей хозяйке.

Весна (аудиозапись): - Спасибо вам, ребята! (Слайды 13-17)

 Теперь, благодаря вам, я смогу совершать свое волшебство – одевать нашу землю в цветущий наряд, а наши леса -  в зеленые платья.  Но теперь мне пора взяться за свое дело, работы предстоит очень много. А если вы сочиненные загадки еще и родителям дома загадаете, то я справлюсь со своим волшебным делом еще быстрее, и скоро наступит тепло, и природа кругом  будет зеленеть и цвести. До свидания, ребята!

- Вот, ребята, какая история с нами сегодня приключилась. Какое доброе дело вы сделали сегодня? Чему новому вы научились? Оказывается, вы теперь можете не только отгадывать загадки, но и сами их сочинять.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь есть еще одна примета весны. (Дети находят бабочку, объясняют.) 

-Да, с приходом весны просыпаются насекомые: жуки, мухи, пчелы, бабочки и т. д.  Пусть расцветет все еще быстрее! Сочините сами в группе или дома загадку о бабочке и загадайте ее, кому пожелаете. (Воспитатель раздает изображение бабочки и карточку-модель №1.)

-До свидания, ребята! Весеннего тепла вам и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...