«Царица-водица» (ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Царица-водица"  я проводила в декбре 2016 года. Хочу поделиться с вами конспектом занятия и фотографиями. 

Вы можете ознакомиться с целями, задачами, оборудованием, необходимым для занятия, а также методами и приемами, используемыми в ходе занятия. Буду рада, если данные материалы будут вам полезны!

Цель:

формировать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

  • закрепить знания детей о физических свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, нет запаха, вкуса) ;
  • познакомить  детей с понятиями «фильтр», «фильтрование», «фильтрованная вода»;
  • активизировать словарь: учёные, лаборатория, опыты, фильтр, фильтрование, фильтрованная, прозрачная, бесцветная, вещества, растворение, лимонная кислота;
  • продолжать развивать умение делать выводы, умозаключения, выполнять простейшие опыты с водой;
  • продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • развивать интерес к экспериментированию;
  • воспитывать аккуратность.

 

Оборудование:

прозрачные одноразовые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимонная кислота, молоко, фасоль, краски, кисточки, ватные диски, салфетки, воронки, растительное масло, пипетка, духи, масло мяты, аудиозапись журчания ручья.

Методы и приемы:

  • организационный момент;
  • художественное слово;
  • уточнения, опросы, игровые приемы;
  • алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
  • опыты и эксперименты;

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsaritsa-voditsa.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Царица-водица»

(ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе)

Воспитатель 

Степанова Г. А.

г. Егорьевск

Цель: 

формировать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

  • закрепить знания детей о физических свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, нет запаха, вкуса) ;
  • познакомить  детей с понятиями «фильтр», «фильтрование», «фильтрованная вода»;
  • активизировать словарь: учёные, лаборатория, опыты, фильтр, фильтрование, фильтрованная, прозрачная, бесцветная, вещества, растворение, лимонная кислота;
  • продолжать развивать умение делать выводы, умозаключения, выполнять простейшие опыты с водой;
  • продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • развивать интерес к экспериментированию;
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование:

прозрачные одноразовые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимонная кислота, молоко, фасоль, краски, кисточки, ватные диски, салфетки, воронки, растительное масло, пипетка, духи, масло мяты, аудиозапись журчания ручья.

Методы и приемы:

  • организационный момент;
  • художественное слово;
  • уточнения, опросы, игровые приемы;
  • алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
  • опыты и эксперименты;

Ход занятия:

Часть 1. Вводная

Звучит запись журчания ручейка.

 Воспитатель: Дети, что за звуки вы слышали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, верно, такие звуки издаёт журчание воды.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

(Н. Рыжова)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, для чего и кому нужна вода?

Дети: Вода нужна для жизни растений; для питья животным, людям; вода нужна чтобы жить; вода нужна людям, чтобы готовить пищу, мыться, стирать одежду.

Воспитатель: Да, действительно, ни одно живое существо не обходится без воды, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. А вы хотите больше узнать о воде?

Дети: Да!

(Тогда я предлагаю вам стать учёными. А вы знаете, кто такие учёные?

Дети: Это люди, которые проводят опыты и эксперименты.

А где они проводят опыты?

 Дети: В лабораториях.

А вы знаете, как вести себя в лаборатории?

 Дети: Разговаривать тихо, работать дружно, не толкаться, чтобы не разбить оборудование.

 Воспитатель: Правильно. Подойдите к первому столу.

Часть 2. Опыты.

  1. «Определение формы воды»

Воспитатель: Интересно, какую форму имеет вода? Посмотрите, у вас на столах стоит узкая баночка с водой. Давайте перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой?

Ответы детей: Вода принимает ту форму, в которую её наливают; принимает форму баночки, в которую её перелили.

Воспитатель: Действительно, в зависимости от формы баночки, форма воды все время изменяется. Так имеет ли вода определённую форму?

Ответы детей: Нет, вода не имеет форму.

Воспитатель: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи воды после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, принимают форму ямок, а затем в землю впитываются. Итак, мы выяснили, вода не имеет формы.

Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.

  1. «Определение цвета воды»

Воспитатель: Перейдем к следующему столу. Посмотрите, на этом столе стоят баночки с водой и с молоком. Давайте рассмотрим и сравним молоко и воду.

(Дети рассматривают).

 Воспитатель: Какой цвет имеет молоко?

 Ответы детей:  Молоко белого цвета; молочного цвета.

Воспитатель:  А какой цвет у воды?

Ответы детей: У воды нет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что вода не имеет цвета.

  1. «Определение прозрачности воды»

Воспитатель: Молодцы! А сейчас опустите в банку с водой и молоком по одной горошине фасоли. Посмотрите, в какой банке видно фасоль, а в какой её не заметно?

Ответы детей:

 В банке с водой фасоль видно, а в банке с молоком – нет.

Воспитатель: Вывод – вода прозрачная жидкость. Как вы думаете, можно ли прозрачную жидкость сделать непрозрачной?

Дети: Да.

Воспитатель: Что мы для этого должны сделать?

Ответы детей: Нужно в воду добавить краску.

Воспитатель: Мы намочим кисточку и окунем ее в краску. Сейчас вы сами попробуете провести этот опыт. Перед вами стоят стаканчики с прозрачной водой. На дне стаканчика лежит игрушка. Нам ее хорошо видно. Сделайте так, чтобы игрушка стала не видна.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Воспитатель: Что можно сказать о воде? Можно такую воду назвать прозрачной?

 Ответы детей:  Вода стала желтой (зелёной, красной), её нельзя назвать прозрачной. В такой воде игрушка не видна.

 Воспитатель:  Действительно, вода может быть и непрозрачной, если в неё что-нибудь добавить, например как мы добавили краску.

Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что  вода прозрачная жидкость.

  1. «Определение вкуса воды. Вода – растворитель».

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Сейчас мы это узнаем. Давайте перейдем к следующему столу. У каждого в стакане налита вода, попробуйте определить её вкус.

Дети пробуют и высказывают свое мнение.

Воспитатель: Вы правы. Вода не имеет своего вкуса.  А сейчас положите в стакан кусочек сахара и размешайте ложечкой. Попробуйте и скажите, что изменилось у воды после растворения кусочка сахара? Какой на вкус стала вода?

 Дети: Вода стала сладкой.

Воспитатель: Вы правы. Если добавить в воду сахар – вода станет на вкус сладкой. В этот стакан  я сейчас добавлю соль, какой на вкус станет вода? (Ответы). Лимонную кислоту – кислая. Делаем вывод, что своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с сахаром в воде?

Дети: Он исчез. Растворился.

Воспитатель: Вы правы. И сахар, и соль, и лимонная кислота растворились в воде. Значит, вода способна растворять вещества. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

Воспитатель добавляет в один стакан с водой муку, в другой - масло.

Воспитатель:  Обязательно размешаем ложкой и оставим растворяться.  А пока вещества растворяются, мы немного отдохнем.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,

Шагаем на месте

Наклонились и умылись.

Наклоны веред, руки на поясе

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши

Вот как славно освежились!

Встряхиваем руками

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Круги двумя руками вперед

Одной, другой – это кроль.

Круги двумя руками вперед поочередно

Все, как один, плывем, как дельфин.

Прыжки на месте

Вышли на берег крутой

Шагаем на месте

И отправились домой.

Воспитатель: Отдохнули? Тогда вернемся к нашему столу и продолжим исследование. Вот стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?

Дети:  Мука осталась на дне стакана.

Воспитатель: Правильно. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. А подсолнечное масло?

Дети: Подсолнечное масло плавает сверху.

Воспитатель: Подсолнечное масло также не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности. Значит, не все вещества могут растворяться в воде.

  1. « Имеет ли вода запах?»

Воспитатель: Дети, как вы думаете,  есть ли у воды запах? Перейдем к следующему столу. Возьмем стаканчики и взмахом кисти руки направляем воздух к себе, нюхаем. Есть у воды запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я добавлю капли духов в воду. Что изменилось?

Дети: Вода стала пахнуть.

Воспитатель: У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

  1. «Фильтрование воды».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

Дети: Он стал козленочком.

Воспитатель: А из-за чего Иванушка стал козленочком?

Дети:  Иванушка не послушался своей сестры, напился водицы из копытца.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Дети: Потому что она была грязная.

Воспитатель: Правильно, потому что она грязная. Но бывают такие ситуации, что чистой воды рядом нет. Чтобы нам не пришлось пить грязную воду, существуют различные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам может пригодиться, мы сейчас и познакомимся. Давайте подойдем вот к этому столу.

Воспитатель: Для того чтобы очистить воду, нам понадобятся: воронка, ватный диск и емкость для воды. Как вы думаете, как нам сделать фильтр (очистительное устройство) из этих предметов?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы нам сделать фильтр, мы возьмем воронку, положим на ее дно ватный диск, будем держать воронку над емкостью и начнем понемногу наливать в нее грязную воду. Что происходит с водой?

Дети: Вода становится чистой!

Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр из воронки и ватного диска самостоятельно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Посмотрите, и у вас вода стала чистой. Если бы сестрица Алёнушка и братец Иванушка знали, что воду можно пропустить через фильтр, то беды можно было бы избежать. 

Часть 3. Итог

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам быть учёными – исследователями? Я хочу вам сказать спасибо, мне тоже очень понравилось с вами работать. Что интересного вы сегодня узнали? О чём вы сегодня расскажите своим мамам и папам?  

Итог занятия

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность опытов с водой, которые мы сегодня с вами проводили. Расскажите мне о них, глядя на схему.

Дети по алгоритмам рассказывают опыты.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали, что вода не имеет формы, у воды нет запаха и вкуса, научились делать фильтры для очищения воды. На следующем занятии мы познакомимся с другими свойствами воды.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...