Проект для детей средней группы на тему: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бояркина Людмила Константиновна

Формирование у детей знаний и представлений о профессии пилота вертолета и развитие умений воплощать полученные знания в игровых действиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_boyarkinoy_lk_p_salym.docx931.74 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект для детей средней группы на тему:

«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…»

Введение.

Развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к родному дому и ближайшему окружению, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Актуальность.

   Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Развертывание игры с включением в нее различных ролей из разных сфер социальной жизни (например, летчиков и пожарных, врачей и пилотов и т.д.) стимулирует творческую активность детей, активизирует их воображение, фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий.

Такие игровые роли как: врач, повар, водитель, строитель, пожарный дети выполняют с интересом, так как с людьми этих профессий они встречаются часто. А о профессии пилотов вертолетов, за трудом которых наблюдают с интересом каждый день, они знают очень мало. Поэтому, развернуть игровые действия детям трудно.

Проблема. Для того чтобы дети могли развивать какие-то игровые сюжеты у них должен быть накоплен определенный запас знаний о том, во что они играют.

Цель. Формирование у детей знаний и представлений о профессии пилота вертолета и развитие умений воплощать полученные знания в игровых действиях.

Задачи.

Образовательные.

  1. Познакомить детей с одной из достопримечательности поселка Салым – вертолетной площадкой.
  2. Формировать знания о работе летчиков, о видах вертолетов и о способах их эксплуатации.

Развивающие.

  1. Расширять знания об особенности жизни коренных народов нашего края – Хантов.
  2. Развивать умения: оборудовать место для игры; договариваться при распределении ролей; подбирать и использовать по назначению атрибуты, игрушки; использовать в речи специальную терминологию; выполнять игровые действия в соответствии с ролью; взаимодействовать по ходу игры с партнерами и другими детьми.

Воспитывающие.

  1. Прививать чувство гордости за свой родной край.
  2. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  3. Формировать способы взаимоотношений: проявлять дружелюбие, взаимопомощь, внимание, культуру общения.

I этап. Подготовительный. 

  1. Подбор и изучение информации о труде пилота вертолета, о работе вертолетной площадки в поселке Салым.
  2. Подготовка видеосюжетов, презентаций, фотографий и литературы на данную тему.
  3. Познакомить родителей с проектом «Вертолеты в небе над поселком Салым».
  4. Изготовление атрибутов к играм: игровой маркер, пошив костюмов (врачей, строителей, летчиков, Хантов, пожарных).

II этап. Основной.

1неделя Сюжетно-ролевая игра «Мы летчики»

Цель. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Реализовывать в игре полученные знания. Формирование у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.

Предварительная работа

Беседа о воздушном транспорте.

Наблюдение за вертолетами во время прогулок.

Просмотр презентации на тему «Вертолетная площадка в поселке Салым».

Видео «Посадка вертолета (вид из кабины)».

Чтение стихотворения Г. Ронина про вертолет.

Беседа с летчиком.

Игры с вертолетами.

Настольная игра – лото «Профессии».

Лепка «Вертолеты готовы к полету»

Изготовление вертушки из бумаги.

Дети и родители

Посещение детьми вертолетной площадки с родителями.

Оборудование и материалы

Игровой маркер, вертушка из картона, две фуражки, мягкие модули, шланги, инструменты.

Игровые роли

Летчики, заправщики, бортмеханики.

Обучение игровым действиям

Летчики- осуществляют взлет, полет и посадку.

Бортмеханики – осматривают и ремонтируют вертолет.

Заправщики-заправляют вертолет керосином.

Содержание деятельности

Беседа о профессии пилота вертолета.

Откуда летят вертолеты? Как работает пилот? Какая у него форма? Что самое трудное в работе пилота? Каким должен быть пилот вертолета?

- А хотите стать пилотами вертолета? Тогда приступаем к постройке воздушной машины. Из чего можно сделать вертолет? Воспитатель и дети обдумывают из каких материалов можно сделать вертолет и способы его постройки.

-Что еще нужно для того, чтобы вертолет мог взлететь и совершить перелет?

-Кто обслуживает машину, следит за тем чтобы она была исправна?

-Кто может заправить вертолет горючим (керосином)?

Затем распределяются роли, осуществляются игровые действия. Дети самостоятельно развивают простой игровой сюжет.

Итог игры

- Понравилось ли вам быть летчиками? А что вам больше всего понравилось в игре?

2 неделя. Сюжетно-ролевая игра «Перевозим грузы»

Цель. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).

Предварительная работа

Просмотр фотографий в книге «Салым Петролеум»

Рисование на картоне приборной доски для управления вертолетом.

П/и «Летчики».

Наблюдение за тем, как вертолеты перевозят грузы.

Видео «Стропальщики»

Дети и родители

Оформление альбома «Вертолеты в небе Салыма».

Наблюдение с родителями за тем, как вертолет поднимает груз.

Оборудование и материалы

Игровой маркер, приборная доска, вертушка из бумаги, две фуражки, штурвалы, большой конструктор из мягких модулей, шланги, инструменты, звуки работы вертолета, строительные инструменты.

Игровые роли

Летчики, механики, бензозаправщики, стропальщики, строители.

Обучение игровым действиям

Строить вертолет из мягких модулей и игровых маркеров.

Управлять вертолетом.

Закреплять грузы.

Строить дома.

Содержание деятельности

В нашем округе добывают нефть и газ. Там должны находиться люди. Для них необходимо построить дома. Как же можно доставить строительный материал если вокруг тайга (на вертолете). А откуда начинается полет? Конечно, с вертолетной площадки. Вот и первая проблема – надо оборудовать вертолетную площадку, а потом – построить вертолет. Кто готовит вертолет к полету? А где можно взять грузы? Кто же будет помогать летчикам закреплять грузы?

Воспитатель вместе с детьми строит вертолет. В начале принимает участие в игре (участвует в креплении грузов). После того, как сюжет игры развивается, принимает роль наблюдателя.

Итог игры

Что можно было бы добавить в игру, чтобы было еще интереснее? Давайте подумаем об этом и в следующий раз придумаем новую интересную игру!

3 неделя. Сюжетно-ролевая игра «Летчики и пассажиры»

Цель. Формирование у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.

Предварительная работа

Презентация «История вертолета»

Видеоролик «Вид Салыма из кабины пилота вертолета»

Заучивание стихотворения С. Видерхольда о вертолете.

Коллективная аппликация «Спешим к вертолету»

Изготовление из бумаги «документов» для пассажиров (паспорта, билеты).

Изготовление из картона и бумаги маршрутных карт полетов.

Дети р родители

Оформление фотоальбома «Наш поселок с высоты птичьего полета»

Оборудование и материалы

Мягкие модули, игровой маркер, приборная доска, карта полетного маршрута, бензовозы, фуражки для летчиков, штурвалы, резиновые трубки-шланги для заправки вертолетов керосином, багаж, документы для пассажиров, газеты и журналы.

Игровые роли

Первый и второй пилоты (летчики), бензозаправщики, пассажиры, кассир, водитель автобуса, механики.

Обучение игровым действиям

Организовать пространство вертолетной площадки (кассы, взлетная площадка, место ожидания для пассажиров).

На посадочной площадке идет подготовка вертолета (постройка, техосмотр, заправка).

Пассажиры попадают на территорию площадки (можно предложить сопутствующий сюжет – приезжают на автобусе.

Диспетчер делает объявление о рейсе.

В вертолете к полету готовится экипаж.

Летчики осуществляют взлет, полет и посадку.

Пассажиры спокойно сидят, смотрят в иллюминаторы, рассматривают журналы. После окончания полета они покидают вертолет, идут на свои рабочие места (строители, водители и т.д.)

Пилоты осматривают машину, отдыхают, готовятся к новому полету.

Содержание деятельности

Ребята, на вертолете перевозят грузы на нефтяные и газовые месторождения. А могут ли туда на вертолете перевозить людей- рабочих? Как называют людей, которых перевозит вертолет? (Пассажирами).

Я предлагаю вам стать пассажирами. Вы уже строили вертолет из конструктора и игрового маркера, это умение нам сегодня пригодится. Но, прежде всего, подумайте и обсудите, куда полетим, кто кем хочет быть в игре, и что нам надо сделать для осуществления поездки.

Для организации полета необходимы другие люди специальных профессий. Давайте вместе подумаем, кто это?

Определяют последовательность действий в игре.

После распределения ролей дети выбирают для себя элементы костюмов, атрибуты, предметы. С помощью педагога они создают воображаемую ситуацию – оборудуют площадку, строят вертолет.

Далее воспитатель предоставляет детям возможность поиграть в игру самостоятельно, выполняя роль консультанта.

Итог игры

Полеты прошли нормально, все службы работали без сбоя. Потому что хорошо был проведен техосмотр механиком… Очень уверенно управляли самолетом летчики… они ответственно отнеслись к своим профессиональным обязанностям…

А у специалистов всех служб есть еще дела – навести порядок на своих объектах (убрать атрибуты, предметы).

4 неделя. Сюжетно-ролевая игра «В тайгу прилетел Айболит»

Цель. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.  Закрепить ранее полученные знания о жизни Хантов, о труде врача, летчика.

Предварительная работа

Видео «Привет, Аленка! ...молодая хантыйская семья Колывановых, живущая на стойбище в районе...»

Видео «В тайгу прилетел Айболит».

Игра «Скорая помощь».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит».

Конструирование из авторского конструктора «Врачи прилетели на стойбище» (коллективная работа).

Дети и родители

Чтение с детьми хантыйских народных сказок.

Оборудование и материалы

Халат и шапочка врача, набор «Доктор», телефон, костюмы Хантов, разные виды конструкторов для постройки стойбища Хантов, атрибуты для постройки вертолета, костюмы летчиков.

Игровые роли

Летчики, врачи и медсестры (по1 или по2), семьи Хантов.

Обучение игровым действиям

Летчик – ведет самолет используя карту полетов.

Доктор - осматривает пациентов, выявляет больных, выясняет причину заболевания, назначает лечение. Медсестра – помогает вести обследование, выполняет назначение врача, делает уколы, ставит горчичники. Пациенты - рассказывают, что их беспокоит, выполняют рекомендации врача.

Содержание деятельности

Что вы знаете о жизни Хантов? Ребята, а есть ли больница у них на стойбище? А если они заболеют, как им смогут помочь врачи, ведь они живут далеко в лесу?

Конечно же на помощь придут летчики, они доставят врачей туда, где требуется медицинская помощь. А если никто не болеет нужно ли врачам лететь к Хантам? Врачи обследуют людей и могут выявить заболевших, а здоровым сделать нужные прививки от болезней.

А вы хотите поиграть в игру «Айболит спешит на помощь к Хантам». Давайте распределим роли. Кто будет летчиками? Кто врачами? Кто пациентами или больными?

Возьмем все, что нам понадобится для игры.

Дети подбирают атрибуты, строят вертолет, стойбище Хантов. Развивается сюжет игры.

Итог игры

- Как вы думаете, какая роль была самая интересная, а какая роль была исполнена более удачно, а в какой роли вы хотели бы поучаствовать в следующий раз?

5 неделя.  Сюжетно-ролевая игра «Пожар в лесу»

Цель. Учить отражать в игре яркие впечатления окружающей жизни, развивать ролевое взаимодействие, образное мышление, представления детей о профессии летчика, пожарного, врача. Об использовании вертолетов при обнаружении и устранении пожара и эвакуации пострадавших из зоны бедствия.  Воспитывать чувство личной безопасности, умение действовать в различных ситуациях.

Предварительная работа

Просмотр видеоролика «Уже помог обнаружить возгорание. Лесные огнеборцы осваивают новый вертолет»

Просмотр презентации «Лесной пожар»

Видео «Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне».

Беседы темы «Работа пожарных», «Скорая помощь». Экскурсия в пожарную часть.  

Рисование «Вертолет летит на помощь».

Рисование «Скорая помощь».

Чтение стихотворения Л. Тактаевой «Аэродром».

Рельефная лепка «Вертолеты тушат лесной пожар».

Изготовление огнетушителей из картона.

Дети и родители

Оформление книги с рассказами и рисунками детей о профессии пожарный.

Изготовление макета пожарного вертолета Robinson R44.

Оборудование и материалы

Видеоролик «Спасатели». Аудиозапись со звуками гула мотора, пожара, сирены «Скорой помощи», магнитофон для их воспроизведения, костюмы пожарных, летчиков, врачей, огнетушители из картона, перевязочный материал, фотоаппарат.

Игровые роли

Летчики, пожарные (4-5 детей), пострадавшие, врачи, медсестры, водитель скорой помощи, фотограф.

Обучение игровым действиям

Летчики- осматривают территорию, обнаруживают пожар, перевозят пожарных – спасателей, помогают тушить пожар с вертолета, эвакуируют пострадавших.

Пожарные - тушат пожар, выносят к вертолету пострадавших.

Пострадавшие -выполняют роль больных, рассказывает о том, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Бригада «Скорой помощи» - забирает пострадавших с вертолета, лечит их.

Фотограф – ведет фотосьемку с места событий.

Доктор - осматривает больных, выясняет причину, делает операцию, назначает лечение.

Медсестра – регистрирует больных, записывает их данные, выполняет назначение врача, делает уколы, перевязки.

Содержание деятельности

Просмотр видео о спасателях.

 - Ребята, мы посмотрели видео о том, как спасатели помогали людям, попавшим в тяжёлую ситуацию. Какие они - настоящие спасатели? (Сильные, ловкие, отважные, добрые, умные). Что они умеют делать? Хотите поиграть в спасателей, которые тушат лесной пожар? Отчего случился пожар? Смогут ли пожарные машины проехать к месту пожара? Кто может помочь потушить пожар в тайге? Что можно сделать с вертолета? (Доставить пожарных, тушить пожар, вывести раненых).  Кто будет пострадавшим от пожара? Сколько будет человек в бригаде пожарных? (один командир и 2-3 спасателя) Что они будут делать? (вытащат пострадавшего, потушат пожар). Что им нужно для работы (каски, огнетушители).  Что будет с пострадавшими? Их надо будет отправить на вертолете в больницу? Как от вертолета доставить пострадавших в больницу? Кто будет работать на «Скорой помощи»? А ещё давайте у нас будет фотограф. Он будет делать фотографии с места происшествия, а потом напечатает в газете или журнале.

Кто первый увидит пожар и сообщит о нем? (летчик).

Где будет лесной пожар? А больницу оставим, какая у нас есть или другую построим? Кто вертолет будет строить? Распределяют роли.

-Каждый подумайте, что ему нужно для его роли. А я приготовлю звуковые сигналы, как летит вертолет, как горит лес, как машина «Скорой помощи» едет.

Мы с вами обсудили все наши действия. Представьте, что в лесу случилось возгорание!

Дети обыгрывают игровой сюжет. Воспитатель помогает советами, наблюдает за игрой, включает звуковые сигналы.

Итог игры

-Награды ждут наших спасателей!

Проводится награждение «летчиков», «пожарных», «медицинских работников».

- Чтобы восстановить здоровье после тяжелых испытаний нужно скушать витамины.

Всем детям раздается витамин С.

III этап. Заключительный. Видео «Интересные сюжеты из жизни маленьких «летчиков».

Вывод. Серию этих игр желательно проводить в теплое время года во время прогулок. Так как площадь группы не позволяет развернуть большой игровой сюжет. На игровой же площадке игру можно развивать с постепенным подключением подгруппы, а затем и группы детей.   Веранду можно «превратить в большой вертолет». На крыше можно установить вертушку, она заменит лопасти вертолета. Игра развертывается от простого, пилоты ведут воздушную машину, с постепенным усложнением сюжета: механики следят за машиной; вертолет пилотирует грузы на стройку, где строители возводят постройки из песка и конструктора; врачи прилетают к Хантам, рабочим на месторождениях, строителям и т.д., оказывают им медицинскую помощь и проводят осмотр; дети, которые любят «готовить пищу» работают в столовой, в которой питаются строители, летчики, механики и т.д.

Центром игры всегда остаются вертолет, и летчики. Они объединяют игровые действия подгрупп детей в один большой игровой сюжет.

Список используемой литературы. 

Воспитание детей в игре

А.К.Бондаренко, А.И. Матусик: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983г.

Статья «Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников»

Глоба Л. Г.  http://nsportal.ru/globa-lyudmila-georgievna

Материалы из интернета.

Видео «Посадка вертолета (вид из кабины)»

http://www.youtube.com/watch?v=os7UuV1ceYc

http://ok.ru/video/16411789876

Видео «Стропальщики»

http://www.youtube.com/watch?v=h0Oi8LNPnbA

Видео «В тайгу прилетел Айболит»

http://www.youtube.com/watch?v=YqGGU97h1hQ

Видео «Привет, Аленка! ...молодая хантыйская семья Колывановых, живущая на стойбище в районе...»

http://www.youtube.com/watch?v=P8aJSwUApXE

Видео «Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне»

http://www.youtube.com/watch?v=WzwQsJ34UVc

Видео «Уже помог обнаружить возгорание. Лесные огнеборцы осваивают новый вертолет»

http://www.ugra-tv.ru/news/society/uzhe_pomog_obnaruzhit_vozgoranie_lesnye_ognebortsy_osvaivayut_novyy_vertolyet/

Копилка детских стихов

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov

Приложение.

Постройка вертолета с помощью игрового маркера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Проект для детей средней группы по теме: « Детям о безопасности »

Проект для детей средней группыпо теме:« Детям о безопасности »...

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»  Госу...

Спортивный праздник на тему «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат»

ЦЕЛИ:  Пропаганда и развитие культуры  безопасности  детей, навыков безопасного поведения. Продолжать знакомить с профессией пожарных.ЗАДАЧИ: Укрепление и сохранение здоровья детей.Закр...

Сценарий игры-викторины для практикантов, будующих педагогов на тему "Я бы в воспитатели пошел пусть меня научат"

Сценарий игры-викторины для будующих педагогов практикантов, проходивших практику в детском саду и в будущем мечтающих стать воспитателями детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Я б в шоферы пошел пусть меня научат…»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе   Тема: «Я б в шоферы пошел пусть меня научат…»  Подготовила:воспитатель МАДОУ детский сад №2г. Балаков...