Главные вкладки

    Комплексно тематический план по ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с природой»
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Шалаева Ирина Сергеевна

    Комлексно тематический план по ОО "Позновательное развитие" по разделу "Ознакомление с природой в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx38.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

    Сентябрь 2 неделя

    «Дары осени».

    Расширять представление детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представление о разнообразном использовании человеком различных плодов. Знакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы.

    Составление предложений с обобщающими словами «Нынче изобилие овощей: морковь, капуста, репа...».

    Свободное чтение: Ю.Тувим «Овощи»;

    Дж.Родари «Чипполино»;

    Я.Пинясов «Хитрый огурчик»;

    Отгадывание и составление загадок по теме.

    Обсуждение:: Н.Носов «Огурцы»

    Заучивание: Н.Егоров «Огород, капуста, помидоры»;

    Г.Сапгир «Загадки с грядки»

    пальчиковая гимнастика «Овощи»        Игра «Угадай, что в корзинке?».

    Игра «Найди такой же овощ».

    Составление рассказа.

    Д/и-лото «Овощи и фрукты».

    Трафареты овощей.

    Драматизация: «Репка на новый лад» (8 гр); театр теней «Репка»; Рассматривание иллюстраций и книг по теме: С.Махоткин «Завтрак», Д.Грачёв «Обед», М.Безруков «разговор о правильном питании».  

    Предложить предметные картинки овощей и злаков в чёрно-белом изображении, картинки – исключения (что лишнее).

    Игра «Вершки и корешки»; пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с овощами); панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.

            

            

    лото «Овощи и фрукты».

    Трафареты овощей, овощи, фрукты.

    Помощь родителей в изготовлении масок овощей.

    Пополнение магазина муляжами овощей и фруктов.

    Папка-передвижка «О пользе овощей и фруктов».

            Сентябрь 4 неделя

    «Почва и подземные обитатели».

    Расширять представление детей о различных видах почвы. Подвести к понимаю того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

     .Рассказ воспитателя о необходимости

    пребывания животных

    под землей и о их приспособлениях для подземного образа жизни».

     Рассматривание

    сюжетных картин «Жизнь под землей».

     Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение физических свойств песка и глины».

    Закреплять понимание того, что в природе все взаимосвязано.

     Объяснить детям смысл поговорки «Где цветок, там и медок» и выучить ее.

    Д/игра «Кто в домике живет»

    Песок, глина ёмкости.

     Папка передвижка « Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Октябрь 2 неделя

    «4 октября – Всемирный день животных».

    Расширять представление детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.

    Беседа «Животные – наши друзья»

    Рассматривание сюжетных картин «Животные пустыни», «Дикие животные», плакатов «Зоосад», «Обитаемый остров».

    Игра-фантазия «Не ходите, дети, в Африку гулять»

    Коллективная лепка-преобразование «Топают по острову слоны и бегемоты» (И.Лыкова, стр.77).        Закреплять умение называть животных пустыни, джунглей, тайги.        Утро: Чтение «Утренние лучики» К.Ушинский.

    Прогулка:

    Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми-куда делись все насекомые? (зависимость живой природы от тепла и солнечного света).

    Развивающая игра «Голос какого животного слышишь».

    Плакаты «Дикие животные»

    Животные Африки»,Пластилин.

    Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными.

               Октябрь 4 неделя

    «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…».

    Расширять представление об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение.

    Чтение стихотворение А.С.Пушкина.

    Беседа по стихотворению об осени.

    Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».

    Составление рассказа по картине.

    Д/и «Это правда или нет?».

    Панно «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года)

    Словесная игра «Доскажи словечко».

    Речевая игра «Здравствуй, осень!» Составление рассказа из личного опыта «Что нам осень принесла»

    Д/и: «Когда это бывает», «Какого цвета осень».Чтение стихов об осени.

    Рассматривание иллюстраций и книг по теме: О.Белявская «Листопад», Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов

    Картинки, иллюстрации про осень.Карандаши, акварель, бумага.

      Совместный осенний праздник «Урожай собирай».

    Подготовка к «Празднику Осени».

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Ноябрь 2 неделя

    «Птицы нашего края».

    Расширять знания детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц.

    Рассматривание иллюстрации «Птицы»

    Чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы»

    Беседа «Птицы нашего края».

    Закреплять умение называть название птиц и животных нашего края.        

    Д/игра «Загадки-отгадки» (про птиц),

    Познавательно – исследовательская деятельность:

    «Наблюдение за синицами – рассмотреть и сравнить внешний вид самца и самки»

    Подвижная игра «Летает-не летает»

    Д/игра «Птицы умеренных широт»

    Альбом «Птицы нашего края».

    Предложить родителям сделать кормушку для птиц.

                               Ноябрь 4 неделя

    «Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)»

    Расширять представление детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животными.

     Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за морской свинкой.

    Беседа «Кто-то рядом с нами живет»

    Игра - преобразование «Укрась домик для морской свинки».

    Прививать чувство ответственности за домашних животных.         Утро: Д/игра «Про что сочиним?»; сочинить сказку про морскую свинку,

    Подвижная игра «Кошки-мышки»

    Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

    Морская свинка.

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Декабрь 2 неделя

    «Растения и животные зимой».

    Обогащать представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

    Загадывание загадки.

    Беседа с детьми о снеге.

    Чтение рассказа.

    Беседа по произведению.

    Пересказы произведения детьми.

    Рассказывание по опорным схемам:

     «Зима»;

    «Зима. Зимняя одежда и обувь».

    Д/и: «Когда это бывает?»

    Драматизация: «Зимовье зверей», «Снегурочка».

    Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); облако-облака); сюжетные картинки для раскрашивания

    Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём», И.Соколов-Микитов

    Заучивание, К.Бальмонт «Снежинка»;

    С.Есенин «Пороша», «Белая береза»; стихи А.С.Пушкина; стихи Ф.Тютчева.

    Альбом «Деревья», опорные схемы для рассказывания.

    Прогулка в зимний лес на лыжах и санках.

    Акция в рисунках «Мы здоровью скажем: да!»

                 Декабрь 4 неделя

    «Животные водоёмов, морей и океанов».

    Расширять представление детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

    Беседа «Жизнь в водоёмах»

     Рассматривание сюжетных иллюстраций «Животные водоемов».

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    «Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное»        Учить различать водных животных и рыб.        

    Игра «Море волнуется – раз…»

    Игры с куполом.

    Вечер: Аппликация с элементами детского дизайна «Морские коньки играют в прятки» И. Лыкова стр.43.

    Иллюстрации «Водоём»

      Рекомендовать родителям просмотр документальных передач и фильмах о животных, обитающих в водоемах и чтение детских энциклопедий.


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (Образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Январь 2 неделя

    «10 января – день заповедников».

    Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе, заповедниках родного края. Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

    1.Беседа «Как исчезают животные»

    2. Рассматривание иллюстраций «Исчезающие животные».

    3.Беседа «Как люди могут помочь животным»

    4. Познавательно-исследовательская деятельность: «Наблюдение за поведением черепахи».        Закреплять знание редких животных.

     Просмотр альбома «Заповедники России»

    Подвижная игра «Звери шли на водопой»

     Беседа «куда исчезли динозавры?»

    Красная Книга «России» и Костромской области.

            Январь 4 неделя

    «Прохождение экологической тропы».

    Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности.

    1.Беседа «Почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев» - обобщить все свои наблюдения.

    2. Продуктивная творческая деятельность «Нарисуй зимний узор на окне»

    3.Познавательно – исследовательская деятельность:туристический поход по территории ДОУ. Измерение глубины снега на разных участках.        Закреплять умение наблюдать, обобщать, делать выводы.        Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс снежинок»

    Прогулка: Наблюдение за красотой зимнего пейзажа, исполнение воспитателем стихотворения «Береза» С.Есенина.

    Чтение «Заячьи тропы» Ю.Коваль.

    Краски, альбом.Длтнная палка для измерения  глубины снега.

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Февраль 2 неделя

    «Служебные собаки».

    Расширять знания детей о домашних животных. Дать представление о служебных собаках. Показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил. Прививать интерес и любовь к животным. Дать элементарные представления о профессии кинолога.

    1.Детские рассказы «Мое любимое домашнее животное»

    2. Рассматривание иллюстраций «Служебные собаки».

    3.Беседа «Наши помощники»

    Познавательно – исследовательская деятельность:

    «Почему дрессированные собаки умнее, чем не дрессированные».

    Закреплять знание собак - помощников. Изготовление альбома «Собака – друг человека»

    Подвижная игра «Собачьи упряжки»

    Стихотворение «Мой друг щенок» Г.Селезнёвой.

    Иллюстрации «Служебные собаки»

            Февраль 4 неделя

    «Огород на окне».

    Формировать представление детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способа ухода за ними.

    1.Беседа «Зачем человеку витамины и где их взять в феврале?», «Огород на окне».

    2.Рассматривание наглядных пособий «Посадка редиса и уход за ним».

    3. Познавательно – исследовательская деятельность: Посадка лука рассадой и укропа семенами.        Запоминать названия культурных растений.        Утро: Чтение сказки «Мужик и медведь»

    Игра «Вершки да корешки»

    Загадывание загадок.

    Наглядные пособия «Посадка редиса и уход за ним».

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Март 2 неделя

    «Полюбуйся: весна наступает…».

    Расширять представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Учить определять погожу с помощью народных примет.

    1. Рассматривание сюжетных картин «Весна».

    2.Беседа «Приметы весны».

    3. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны.

    4. Продуктивная деятельность: "Какие краски нужны весне?" (подбор цветных лоскутков)

    Закреплять знание весенних месяцев.  Заучивание закличек о весне.

    Прогулка:Познавательно - исследовательская деятельность:

    Наблюдение за снегом – как изменились свойства снега с наступлением потепления. Подвижная игра «Ручейки и озёра»

    Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна".

    Сюжетные картинки  «Весна».

            Март 4 неделя

    «22 марта – Всемирный день водных ресурсов».

    Расширять представление детей о значении воды ы природе. Формировать представления о переходе твёрдого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы.

    1.Познавательно – исследовательская деятельность: Опыт:  «Вода – растворитель»

    2.Беседа «Вода – источник жизни на земле».

    3.Беседа «Как люди речку обидели?».

    4.Продуктивная деятельность: рисование плаката «Берегите воду!»        Закреплять умения устанавливать причинно-следственной связи между природными явлениями.        Утро : Обсуждение плаката «Круговорот воды в природе»

    Прогулка: Игра

    Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

    Предметы для опытов с водой

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Апрель 2 неделя

    «Здравствуйте, цветики – цветочки.

    Расширять представление детей о многообразии растений, о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе.

    Рассказ «Цветы».

    Расссматривание и беседа «Комнатные растения».

    Дидактическая игра «Назови, чей».

    Дидактическая игра «Вчера – сегодня – завтра».

    .Дидактическая игра «Назови слова-родственники».

    .Дидактическая игра «Назови части».

    Дидактическая игра «Один – много».

    .Дидактическая игра «Скажи наоборот».

    Артикуляционная гимнастика «Алые цветы».

    Пальчиковая гимнастика «Цветочки».

    Коррекционно-речевая малоподвижная игра «Цветочки».

    Логоритмическое упражнение «Цветы».

    Логоритмическое упражнение «Солнышко и тучка».

    Игра «Какого растения не стало».

    Рассматривание картинок, иллюстраций цветов.

    Чтение: С. Есенин «Черемуха»

                  Н. Некрасов « Зеленый шум»

                  А. Плещеев «Мой садик»

                  В. Серова «Василек», Н. Сладков «Любитель цветов»

    Беседа: «Одуванчик – чудо солнышко»

                  «Что растет в цветнике»

    Д/и: «Три цветка»

             «Подскажи словечко»

              «Букет»

              «Цветочная полянка»

    Сюжетно- ролевая игра: «Садовник»

    Полив растений в цветнике.

    Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу»

       «Тюльпаны и нарциссы»

    Беседа о разнообразие цветов, названия, применение.
    Рассматривание иллюстраций.
    Прослушивание музыкального произведения из сборника «Ромашковая Русь».

    Дидактическая игра: «Что где растёт?», «4-ый лишний», «Волшебная цепочка».

    Иллюстрации с различными цветами.

            Апрель 4 неделя

    «22 апреля – международный день Земли».

    Расширять представление о том, что Земля – наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях, лесах, степях, горах. Подвести к понимаю того, что жизнь человека зависит от окружающей среды. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

    1.Рассматривание глобуса, найти местонахождение России. Вспомнить, что обозначают цвета.

    2.Беседа «Наш общий дом».

    Обсудить климатические зоны, значение окружающей среды для жизни людей.

    3.Познавательно – исследовательская деятельность – «Физические свойства земли».        Закреплять знание климатических зон, умение находить на карте Якутию, определять ландшафт родного края.         

     Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

    Глобус,карта России,

     


    Содержательный раздел

    ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

    (образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

    Тема

    Совместная деятельность

    Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

    Взаимодействие с родителями

    НОД

    Программные задачи

    СД в РМ

            Май 2 неделя

    «Животный и растительный мир» (диагностическое занятие).

    Определить уровень знаний о характерных особенностях животных и растений.

    Викторины, игры.

    Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики.

            Май 4 неделя

    «Мир неживой природы» (диагностическое занятие).

    Определить уровень знаний детей о характерных особенностях неживой природы.

    Викторины, игры.

    Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики.Презентации.

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развернутое комплексно-тематическое планирование» ОО «Познавательное развитие» Модуль «Первые шаги в математику». Средняя группа

    Составлено по учебно-методическому пособию "Игралочка.Практический курс математики для детей 4 - 5 лет." Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.2016г....

    Развернутое комплексно-тематическое планирование ОО «Познавательное развитие» Мир природы (средняя группа)

    Составлено по учебно-методическому пособию  О.А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»...

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

    Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

    Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

    Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...