Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фомина Светлана Евгеньевна

                 Программное содержание:

Образовательная задача.  Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

"Путешествие в прошлое часов"

  1. Программное содержание:

Образовательная задача.  Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что».

Развивающая задача. Развивать исследовательский интерес и любознательность.

Воспитательная задача. Воспитывать интерес к занятию.

  1. Технология:

а). наглядный метод: использование ТСО.

б). словестный метод: объяснение, рассказ, чтение, беседа, вопросы.

в). здоровье – сберегающий метод: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, м/п игра.

г). опытно – экспериментальный метод: опыт с солнечными часами.

3. Материал: запись звуков, солнечные, водяные, песочные, электронные, кварцевые часы, часы – свеча, мячик, магнитофон, фломастеры, картон для рисования, фонарик, телевизор.

Интеграция: художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

  ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнитесь. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня. Сегодня у нас необычное занятие. Мы попадем в прошлое одного предмета, а какого, я вам скажу позже.

Присаживайтесь на стульчики, давайте с вами поиграем.

2. Пальчиковая гимнастика «ЧАСЫ»

(Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком. (Руки скатываются на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

3. Игра “Что сначала, что потом”.

(Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.)

Утро – день,

вечер – ночь,

зима – весна,

лето – осень,

понедельник – вторник,

среда - четверг,

суббота – воскресенье,

вчера-сегодня,

сегодня – завтра,

ночь – утро,

начало – конец,

далеко – быстро.

- За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра. Хотите послушать? Садитесь, давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов).

- Какие звуки вы услышали?

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

- Да, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

- А будильник, это что такое? (ОТВЕТ )

- Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

«Будильник с вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь

Будильник разбудит – не забудет»

- Вот сегодня на занятии мы побеседуем о часах. Зачем нам нужны часы? Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?

(«Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»).

Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?

- Вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,

В далёком прошлом окажись.

(сели на стульчики).

Вот мы с вами и попали в далекое прошлое. Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — … живые!!! Догадайтесь, что такое «живые часы»? Какие они могли быть?

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

Ребенок рассказывает стихотворение (Вероника Ф.)

Не будильник и не мама

Поднимает утром рано.

Будит Петя – петушок –

Самый звонкий голосок!

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром.

Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.

Позже поет жаворонок.

В пять утра – зяблик.

А как вы думаете, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу.

Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как?

(“Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?)

 Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются!

Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера.

Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Ребенок рассказывает стихотворение (Артем Л.)

У реки – зеленый луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

«На часах ровно пять,

Можете еще поспать!»

Как ты думаешь, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

          Люди стали придумывать другие часы. Первое изобретение древних людей – это солнечные часы.

Ребенок рассказывает стихотворение (Ира К.)

Я у солнышка спросила –

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало. Вот те раз?

Но потом я догадалась!

Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала,

Числа, циферки – все тут!

Тень от палочки мгновенно

Показала мне тот час!

Только помнить нужно – север

На 12 – ти у нас!

          Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

4. Опыт с часами.

Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время. Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделать  вывод – когда тень палочки длиннее — утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

- Всегда ли можно определить время по этим часам?

(в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца).

История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? Песочные часы! Ты видел такие часы?

Ребенок рассказывает стихотворение (Ксюша П.)

Бывают часы песочные – пускай они не точные,

Но радуют приятно взгляд,

И время может течь назад.

В них песчинки текут – секунды бегут.

Как песчинки собрались,

холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так минутка и прошла.

-Как вы думаете, удобны ли песочные часы в использовании? (Эти часы нужно постоянно переворачивать, а песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам, их в карман не положишь и на стену не повесишь).

И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные. Давайте и мы сделаем с вами  водяные часы. Капля за каплей вода переливалась из одного сосуда в другой, ее становилось все меньше и меньше, и как вода перельется, значит прошло, сколько - то времени.

Есть такая пословица «Сколько воды утекло». Что она означает? (прошло много времени).

-Как вы думаете, удобны ли водяные часы в использовании? (в эти часы нужно было все время подливать воду, а это было неудобно).

- А что это за предмет, зачем он здесь? (свечка)

-Это тоже были часы, на ней начерчены полоски, сколько воска растает по полоске, столько прошло часов.

-Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (огонёк в таких часах можно легко задуть, или потушить мог ветер или дождь).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов.

Ребенок рассказывает стихотворение (Алеша Е.)

Стрелка к стрелке подбегая:

«Как здоровье, дорогая?

Все в порядке, не отстала?

Ну, пока, я побежала!»

          Сейчас существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».
  • Карманные часы носят в… (кармане).
  • Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.

Как ты думаешь, кто делает сейчас часы? Откуда они берутся в магазинах? Как называется эта профессия? На подъемном кране работает крановЩИК, а часы делает — … (часовЩИК).

- Ребята, сейчас я предлагаю посмотреть фильм о часах.

- А теперь, ребята, нам пора обратно, в настоящее. Но чтобы нам вернуться, мы должны вспомнить, о каких часах мы сегодня беседовали.

6. Рисование часов на геометрических фигурах из картона.

- Молодцы, вот и закончилось наша история часов. Надеюсь, что дальше она продолжится в Вашем творчестве! Сейчас я предлагаю подойти к столам и нарисовать свои часы. На столах разложены геометрические фигуры, все возьмите по одной и скажите, какой формы у вас будут часы.

А сейчас мы пойдем в группу и повесим ваши часы.

Список литературы:

Дыбина О. Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада»,

Николаева С.Н. «Юный эколог» старшая группа,

Помораева И.А., Погозина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе История часов..

Задачи: Познакомить с историей часов.-Подвести к пониманию их назначения. Закрепить умение рисовать разнообразные часы. -Развивать логическое мышлениеи творческое воображение-Воспитывать уме...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в историю развития часов»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в историю развития часов»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...