Исследовательская работа на тему: «Волшебное молоко» Номинация: гуманитарная
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Бельченко Ирина Николаевна

материал "Я-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_belchenko.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области»

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «детский сад № 8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области»

на 2015-2016 учебный год

образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель: Бельченко И.Н.

Содержание

Паспорт программы  

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

5

1.1.2. Цели и задачи РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПРИОБЩАЕМ К изобразительному ИСКУССТВУ  

6

1.1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩИХ

(КОМПЕНСИРУЮЩИХ) НАПРАВЛЕННОСТЕЙ.

6

1.1.4. . Характеристики особенностей развития детей в группах общеразвивающих (компенсирующих) направленностей    

8

1. 2. Планируемые результаты освоения Программы  

10

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам групп общеразвивающих (компенсирующих)

направленностей.

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Совместная  игровая  деятельность  в  соответствии  с  направлениями  развития  ребенка  в  группах  общеразвивающей

(компенсирующей) направленностей, «Художественно-эстетическое развитие».

13

2.2. Содержание коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей от 5 до 7 лет  

16

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы (работа с одаренными детьми)  

20

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  

21

2.5. Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы  

23

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Методологическое обеспечение реализации учебной рабочей программы

24

3.2. учебный план

25

3.3.схема распределения образовательной деятельности

26

Перспективное планирование  

27

Список литературы

Паспорт учебной рабочей программы

Наименованиепрограммы

Учебная рабочая программа ДОУ для групп раннего, младшего, среднего, старшего компенсирующего  и подготовительного  к школе возраста.

Основание  для

разработки

Программы

•    Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

•  Приказ Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

•  Приказ Мин.обр.науки РФ от 30.08.13 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной

деятельности по основным образовательным программам ДО»

•  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26

•  Устав МБДОУ д/с№8

•  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением правительства РФ №2562

•  Программой развития  МБДОУ д/с№8 на 2014-2015г.

Образовательная программа  МБДОУ д/с№8  на 2014-2015 учебный год

Заказчики

Программы

Педагогический совет, родители.

Основные

разработчики

воспитатель ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 квалификационной категории  Бельченко Ирина Николаевна

Сроки реализации

5 лет

Цель

Обеспечивать  художественно-эстетическое  развитие  предпосылок  ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  произведений

искусства,  мира  природы;  становление  эстетического  отношения  к  окружающему  миру;  формирование  элементарных  представлений  о

видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи

•  Воспитывать  эмоционально-эстетические  чувства,  умение  откликаться  на  проявление  прекрасного,  замечать  красоту

окружающих предметов, объектов природы.

•  Поддерживать творческий интерес к изобразительной деятельности.

•  Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства;  развивать эстетические

интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

•  Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

•  Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение

замысла,  стремление  создать  выразительный  образ,  умение  самостоятельно  отбирать  впечатления,  выбирать  наиболее

соответвующие  образу  изобразительные  техники  и  материалы,  планировать  деятельность,  достигать  результата  и

оценивать его.

•  Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Ожидаемые

результаты

•  Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует

бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

•  Сформировано эстетическое отношение к изобразительной деятельности.

•  Овладел навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и конструктивной деятельности.

•  Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников

и умения изображать их в собственной деятельности.

•  Поддерживает творческий интерес к изобразительной деятельности.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Учебная рабочая программа художественного руководителя разработана на основе: Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. для детей с 3-х до 7-ми лет;Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»;Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания»

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • Приказ  Мин.  обр.  науки  РФ  от  30.08.13  №1014  «Об  утверждении  порядка  организации  и  осуществлении  образовательной деятельности по основным образовательным программам ДО»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26
  • Устав МБДОУ д/с №8
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением правительства РФ №2562
  • Программой развития МБДОУ д/с№8 на 2014-2015г.
  • Образовательная программа МДБОУ д/с №8 на 2014-2015 учебный год

Учебная  рабочая  программа  определяет  содержание  образовательного  процесса  по  приобщению  к  изобразительному  искусству

детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учебная  рабочая  программа  включает  в  себя  три  основных  раздела:  целевой,  содержательный  и  организационный,  в  каждом   из

которых  отражается  обязательная  часть  и  часть,  формируемая  участниками   образовательных  отношений,  составлена  в  соответствии  с

ФГОС ДО.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают

ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В  содержании  учебной  рабочей  программы  входит  календарно-тематическое  планирование  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных

особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, учебный план.

Раздел «Приобщение к изобразительному искусству» детей дошкольного возраста включает в себя:

1. Рисование

2. Аппликацию

3. Лепку

4. Художественный труд

1.1.2. Цели и задачи

Цель:  Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,

мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию

самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи:

-Воспитывать  эмоционально-эстетические  чувства,  умение  откликаться  на  проявление  прекрасного,  замечать  красоту  окружающих

предметов, объектов природы.

-Поддерживать творческий интерес к изобразительной деятельности.

-Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы,

эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

-Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

-Совершенствовать  изобразительную  деятельность  детей:  стимулировать  и  поддерживать  самостоятельное  определение  замысла,

стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, выбирать наиболее соответвующие образу

изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.

-Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

1.1.3.  Принципы  и  подходы  к  организации  совместной  игровой  деятельности  в  группах  общеразвивающих  (компенсирующих)

направленностей.

Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом следующих принципов:

Принцип  индивидуализации  -  построение  образовательного  процесса,  в  котором  учитываются  индивидуальные  особенности

каждого ребёнка.

Принцип активности  –  построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания

окружающего  мира,   самостоятельном  поиске  способов  установления  взаимодействия  с  окружающими  людьми  на  основе  общепринятых

норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.

Принцип   интеграции  –  решение    задач  программы   в  системе  всего   образовательного   процесса  и  всех  видов  деятельности,

обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

Принцип  гуманизации  –  утверждающий  непреходящие  ценности  общекультурного  человеческого  достоинства,  обеспечивающий

каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

Принцип преемственности  –  предполагающий   обогащение  средств,  форм  и  методов  воспитания,  предопределяет  характер  связи

между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

Принцип  диалогичности  –  предполагающий,  что  только  в  условиях   субъект-субъектных  отношений  возможно  формирование

гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Принцип культуросообразности –  предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к

современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.

Принцип  вариативности  содержания  образования  предполагает  возможность  существования  различных  подходов  к  отбору

содержания и технологии обучения и воспитания.

Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно -образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.

Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.

-реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

-полноценное  проживание  ребенком  всех  этапов  детства  (младенческого,  раннего  и  дошкольного  возраста),  обогащение

(амплификация) детского развития;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, ---требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Вышеперечисленные принципы

предусматривают  решение  программных  образовательных  задач  в  совместной  деятельности   взрослого  и  детей  и  самостоятельной

деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;

предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

построение дополнительной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором

сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образ ования (далее  -  индивидуализация

дошкольного образования);

содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание  ребенка  полноценным  участником  (субъектом)  образовательных

отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 сотрудничество ДОУ с семьей.

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей в группах общеразвивающих (компенсирующих) направленностей

Группа общеразвивающей направленности детей среднего возраста.

На  пятом  году  жизни  происходят  качественные  изменения  во  всех  видах  детской  изобразительной  деятельности,  значительно совершенствуется художественно-эстетическое восприятие. В 4  –  5 лет дети  –  своего рода «практики», они с удовольствием лепят, рисуют,

конструируют,  создают  аппликационные  работы.  Наряду  с  предметным  чаще  проявляются  декоративное  и  сюжетное  изображения,

взаимообогащающие  друг  друга.  Дети  создают  интересные  образы  увиденного  в  действительности,  проявляют  творчество,  придумывая

необычные предметы, животных, используя нестандартное сочетание деталей, цветов. Появляются любимые образы, предпочитаемые цвета,

формы, изобразительные материалы. Начинают проявляются различные интересы мальчиков и девочек в изобразительной деятельности, что

отражается  в  разной  тематике  работ,  использовании  средств  выразительности.  На  тематику  детских  работ  чаще  начинают  влиять  образы современных мультфильмов. В данном возрасте осуществляется активное развитие выразительно -изобразительных и технических умений.

Дошкольники  активно  осваивают  различные  изобразительные  техники,  стремятся  их  использовать  для  создания  интересного  образа.

Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно передавать форму, контролировать движения при проведении линий,

нажиме  на  карандаш.  Происходит  дальнейшее  развитие  художественно  –  эстетического  восприятия:  дошкольники  эмоционально

откликаются  на  выразительный  образ,  способны  выделять  некоторые  простые  средства  выразительности  (прежде  всего  цвет)  в

иллюстрациях, живописных работах, могут осуществить выбор понравившейся картины, народной игрушки,  пояснить свой выбор.

Группа общеразвивающей направленности детей старшего возраста

Дошкольники  5  –  6  лет  активно  включаются  в  коллективное  творчество  и  общение  по  поводу  искусства.  Развитие  словесно  –логического мышления, а также накопление худ ожественно  –  эстетического опыта позволяют детям освоить начальные представления о видах  и  жанрах  искусства,  устанавливать  связь  между  художественным  образом  и  средствами  выразительности,  используемыми художниками, скульпторами, формулировать эстетические  оценки и суждения, обосновывать личные представления.

Творческие  проявления  старших  дошкольников  становятся  более  направленными  и  осознанными.  К  старшему  возрасту

значительно  повышается  произвольность,  планомерность,  осознанность  деятельности,  что  позволяет  детям  самостоятельно  намечать

замысел,  отбирать  интересные  впечатления  для  отражения  в  работе,  стремиться  выразить  в  ней  собственные  чувства,  переживания.

Дошкольники  способны  предварительно  рассказать  о  сюжете  будущей  работы,  отобрать  необходимые  мате риалы  и  инструменты,

наметить  средства  выразительности,  которые  позволяют  наиболее  полно  раскрыть  художественный  образ.  Наряду  с  конструктивным

способом рисования и лепки у значительной части старших дошкольников наблюдается смешанный, а также пластический   способы.  Для

детей этого возраста характерны стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционно е

решение рисунка, аппликации, повышение качества обработки лепной работы, вырезывания деталей, детализированностьрисунка.

Группа компенсирующей направленности детей старшего возраста (2 период)

Дошкольники  6-7  лет  начинают  проявлять  инициативу,  самостоятельность  и  индивидуальность  в  процессе  освоения  искусства,

восприятия  эстетически  привлекательных  объектов,  собственной  творческой  эстетической  деятельности.  Изобразительная  деятельность

детей  характеризуется  большей  самостоятельностью  в  определении  замысла  работы,  сознательным  выбором  средств  выразительности,

достаточно  развитыми  изобразительно-выразительными  и  техническими  умениями,  повышением  требовательности  дошкольников  к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных

композиций, отображении характерных и индивидуальных черт  и особенностей изображаемых предметов.  Приобретенный художественно-эстетический  опыт  позволяет  дошкольникам  глубоко  понимать художественный  образ,  представленный  в  художественном  произведении,

эстетически  оценивать  изображение,  дошкольники  начинают  проявлять  интерес  к  посещению  музеев  искусству  и  творчеству.  Понимают

ценность произведений изобразительного искусства.  

1. 2. Планируемые результаты освоения учебной рабочей Программы

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам групп общеразвивающих (компенсирующих)

направленностей.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые

представляют  собой  социально-нормативные  возрастные  характеристики  возможных  достижений  ребенка  на  этапе  завершения  уровня

дошкольного образования.

Специфика  дошкольного  детства  (гибкость,  пластичность  развития  ребенка,  высокий  разброс  вариантов  его  развития,  его

непосредственность  и  непроизвольность),  а  также  системные  особенности  дошкольного  образования  (необязательность  уровня  дошкольного

образования  в  Российской  Федерации,  отсутствие  возможности  вменения  ребенку  какой-либо  ответственности  за  результат)  делают

неправомерными  требования  от  ребенка  дошкольного  возраста  конкретных  образовательных  достижений  и  обусловливают  необходимость

определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые  ориентиры  дошкольного  образования  определяются  независимо  от  форм  реализации  Программы,  а  также  от  ее  характера,

особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются

основанием  для  их  формального  сравнения  с  реальными  достижениями  детей.  Они  не  являются  основой  объективной  оценки  соответствия

установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от

29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Настоящие требования являются ориентирами для:

а)  построения  образовательной  политики  на  соответствующих  уровнях  с  учетом  целей  дошкольного  образования,  общих  для  всего

образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 до 7 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений ребенка:

Группа

общеобразовательной

направленности

детей

Достижения ребенка

среднего возраста  

Ребенок проявляет интерес  и желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью.

 Эмоционально отзывается, сопереживает  состоянию и настроению художественного произведения.

Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их

особенности.

Владеет  отдельными  техническими    и  изобразительными  умениями,  освоил  некоторые  способы  создания изображения в разных видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании) и применяет их в совместной совзрослым и самостоятельной деятельности.

старшего возраста  

Ребенок проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует

бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

В процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, декоративно-прикладного

искусства.

Любит рисовать, лепить, создавать аппликации; по собственной инициативе рисует, лепит необходимые для игр объекты, предметы украшения.

 Освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует аккуратность в создании изображения.

  Может организовать рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе  выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.

старшего возраста (2

период обучения)

 Ребенок проявляет устойчивый интерес к произведениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

  Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, предметы народных промыслов.

 Экспериментирует в создании образа; в ходе собственной деятельности проявляет инициативу,

самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

  Демонстрирует высокую техническую грамотность.

Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Совместная  игровая  деятельность  в  соответствии  с  направлениями  развития  ребенка  в  группах  общеразвивающей (компенсирующей) направленностей, «Художественно-эстетическое развитие».

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Направления

развития

Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей

группа среднего

 возраста

(с 4-х до 5-ти лет)

группа старшего возраста

(с 5-ти до 6-ти лет)

группа старшего возраста

(с 6-ти до 7-ми лет)

Художественно

эстетическое

развитие

Достижение целей развития предпосылок ценностного-смыслового  восприятия и понимания произведений искусства; мира природы; становления  эстетического  отношения  к  окружающему  миру;  формирование  элементарных  представлений  о  видах  искусства; художественной  литературы;  стимулирование  сопереживания  персонажам  художественных  произведений;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

1. Воспитывать эмоционально-эстетические

чувства,  формировать  умение  откликаться  на

проявление  прекрасного  в  предметах  и явлениях окружающего мира, замечать красоту

окружающих предметов, объектов природы.

2.  Формировать  образные  представления о доступных  предметах  и  явлениях,  развивать умения  изображать  их  в  собственной

деятельности.

3.  Развивать  художественное  восприятие

произведений  искусства,  умение последовательно  рассматривать  образ,

эмоционально  откликаться  на изображение,

соотносить увиденное с собственным опытом.

4.  Формировать  умения  и  навыки  собственной

изобразительной,  декоративной,

конструктивной  деятельности  (развитие

изобразительно-выразительных  умений,

освоение  изобразительных  техник,

формирование технических умений).

1. Формировать  и  активизировать  у  детей проявление  эстетического  отношения  к

окружающему  миру  в  разнообразных

ситуациях  (повседневных  и

образовательных  ситуациях,  досуговой

деятельности,  в  ходе  посещения  музеев, парков,  экскурсий  по  городу)  и  к  разным

объектам  искусства,  природы,  предметам

быта, игрушкам, социальным явлениям.

2. Развивать  эстетическое  восприятие,

эстетические  эмоции  и  чувства,

эмоциональный  отклик  на  проявления

красоты  в  окружающем  мире,  его изображениях  в  произведениях  искусства  и

собственных творческих работах.

3. Формировать  опыт  восприятия

разнообразных  эстетических  объектов  и

произведений  искусства;  развивать

эстетические  интересы,  эстетические

предпочтения, желание познавать искусство  и осваивать изобразительную деятельность.

1. Формировать  эмоциональные  и

эстетические  ориентации,  подвести

детей  к  пониманию  ценности

искусства,  художественной

деятельности,  музея,  способствовать

освоению  и  использованию

разнообразных  эстетических  оценок

относительно  проявлений  красоты  в

окружающем  мире,  художественных

образах,  собственных  творческих

работах.

2.  Стимулировать  самостоятельное

проявление  эстетического  отношения

к окружающему миру в разнообразных

ситуациях  (повседневных  и

образовательных ситуациях, досуговой

деятельности,  в  ходе  посещения музеев, парков, экскурсий по городу).

3.  Способствовать  становлению  и

проявлению  у  детей  интересов,

эстетических  предпочтений.

4.  Подвести  детей  к  пониманию  ценности

искусства,  художественной  деятельности,

музея;  способствовать  освоению  и

использованию разнообразных эстетических

оценок относительно проявлений красоты в

окружающем  мире,  художественных

образах, собственных творческих работах.

5.  Побуждать  и  поддерживать  личностные

проявления  старших  дошкольников  в процессе  ознакомления  с  искусством  и

собственной  творческой  деятельности

(самостоятельность,  инициативность,

индивидуальность).

6.  Совершенствовать  изобразительную

деятельность  детей:  стимулировать  и

поддерживать самостоятельное определение

замысла, стремление создать выразительный

образ,  умение  самостоятельно  отбирать

впечатления,  переживания  для  определения

сюжета,  выбирать  наиболее

соответствующие  образу  изобразительные

техники  и  материалы,  планировать

деятельность,  достигать  результата  и

оценивать его.

познавать  искусство  и  осваивать

изобразительную  деятельность

посредством  обогащения  опыта

посещения  музеев,  выставок,

стимулирования  коллекционирования

творческих  досугов,  рукоделия,

проектной деятельности.

2.2. Содержание коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей от 5 до 7 лет

  В ДОУ имеется  группа компенсирующей направленности детей от 5-7 лет, которые нуждаются в коррекции речевого и языкового

развития, развития психических процессов.

Обучение  и  воспитание  детей  с  отклонениями  в  развитии  требует  специально  организованных  для  этого  условий.  Правильная

организация  дошкольного  воспитания  и  обучения  детей  с  общим  недоразвитием   речи,  с  задержкой  психомоторного  развития   имеет

важнейшее  значение  для  дальнейшей  жизни  ребенка,  т.к.  ранняя  коррекция  дефекта  предупреждает  возникновение  вторичных  и

последующих дефектов развития, преодоление которых в школьном возрасте бывает чрезвычайно трудным.

Коррекционная  работа  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  реализуется  в  специализированной  группе  дошкольного  учреждения.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы

включаются  в  непосредственное  общение.  Детей  учат  применять  отработанные  речевые  операции  в  аналогичных  или  новых  ситуациях,

творчески использовать полученные навыки в изобразительном виде деятельности.

Вся коррекционная работа составлена с учетом реализации межпредметных связей: с работой воспитателей логопедических групп по

разделам:  познавательное  развитие,  ознакомление  с  окружающим,  изобразительная  деятельность.  Интеграция  в  общую  структуру

коррекционной  работы  здоровьесберегающих  технологий  (пальчиковой  гимнастики,  зарядки  для  глаз,  самомассажа  лица  и  кистей  рук,

упражнений  для  развития  дыхания  и  физкультминуток)  позволяет  успешно  решать  на  коррекционных  занятиях  такие  проблемы,  как

предупреждение переутомления, обеспечения переключения с одного вида деятельности на другой, стимуляцию произвольного внимани я и

повышение общей работоспособности.

На  занятиях  по  изобразительной  деятельности  согласно  советам  логопеда  и  руководствуясь  программными  требованиями,

последовательностью  изучения  лексических  тем,  проводятся:  пальчиковая  гимнастика,  упражнения  на  координацию  речи  и  движения,

устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков  связной речи. Так же

используются  и  нетрадиционные  формы  художественно  –  графической  техники:  и  рисование  пальчиками,  печать  по  трафаретам,

кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д.

Описание  приемов  работы  с  использованием  данных  техник,  планирование  деятельности  по  художественному  творчеству   на  весь

учебный  год   идет   в  соответствии  с  лексическими  темами,  изучаемыми   в  ходе   логопедической  образовательной  деятельности.  Для

обеспечения  подразделения  интереса  к  занятиям  используются  стихи,  загадки,  упражнения  координации  речи  с  движением.  При

составлении  индивидуальной  коррекционной  работы  с  детьми  мы  учитываем  особенности  их  внимания,  памяти  и  других  психических

процессов успешно дополняют друг друга.  Это позволяет сократить время на формировании и закрепление полученных знаний и умений,

добиться  успешного  их  переноса  на  другие  виды  учебно-практической  и  игровой  деятельности  дошкольников.  Способы  взаимодействия

специалистов,  обеспечивают  комплексное  решение  коррекционных,  воспитательных,  образовательных  задач  и  значительно  повышают

эффективность педагогического процесса.

Взаимодействие  учителя-логопеда,  педагога-психолога  и  воспитателя  изобразительной  деятельности осуществляется по двум направлениям:

1.  коррекционно-развивающее;

2.  информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу специалистов ДОУ должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения, когнитивных процессов;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Узкие специалисты  предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных НОД:

1.   строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2.   проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные

динамические стереотипы.

3.  Принцип всестороннего воздействия

4.  Принцип  доступности  и  индивидуального  подхода.  Содержание  и  дидактические  приемы  проведения  совместных  занятий

подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и психических нарушений.

5.  Принцип наглядности.

6.  Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и творческих заданий.

Можно  выделить  основные  задачи,  стоящие  при  проведении  коррекционно-образовательной  работы.  Это  -  оздоровительные,

образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный

аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию

движений и моторные функции.

Формировать правильную

осанку.

Воспитывать  эмоционально-эстетические  чувства,  умение  откликаться

на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов,

объектов природы.

Формировать умения и навыки собственной изобразительной,

декоративной, конструктивной деятельности.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный

аппарат.

Формировать просодические

компоненты речи.

Развивать фонематическое

восприятие.

Развивать грамматический

строй и связную речь.

Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности) в логопедической группе старшего

возраста (с 5 до 6 лет)

Направления развития

Содержание

Художественно-эстетическое

развитие

Развитие  художественной,  продуктивной  деятельности:  рисование,

лепка, аппликация, конструирование

Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности) в группе ЗПР старшего возраста (с 5-ти до 6-ти лет

Образовательные области

Содержание

Художественно-эстетическое развитие

Развитие  художественной,  продуктивной  деятельности:  рисование,

лепка, аппликация, конструирование

Коррекционно - развивающая работа воспитателя изобразительной деятельности в повседневной жизни в группах компенсирующей

направленности детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Формы коррекционной работы  

Содержание коррекционной работы

Группы компенсирующей направленности детей

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики

Упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи

Способствуют формированию навыков связной

речи

Используются  нетрадиционные формы художественно – графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д.

Развитие мелкой моторики рук

Используются стихи, загадки, упражнения координации речи с движением.  Развитие голоса, мимики

Используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и

самого  рисования  ведется  непрерывный  разговор  с  детьми,  дети  друг  с  другом

обсуждают свою работу

Развитие речи

Самостоятельные высказывания, пересказы, рассказы, рассказы-описания детей.  

Развитие грамматического строя речи

Пополнение словаря терминологией.  Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие словаря

Сюжетно-тематическая организация деятельности в игровой форме     Активизации речи, развитие познавательных

процессов

Развитие диалогической речи

Разучивание стихотворений, пересказы, описание  

Развитие монологической речи

Используются чистоговорки, физминутки, рифмовки    

Развитие коммуникативных навыков

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы (работа с одаренными детьми)

Дополнительное образование в ДОУ направлено на развитие индивидуальности и выявление детской одаренности.

Одаренный ребенок —  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На уровне детского сада необходимым условием является распознавание одаренности воспитанников, создание для них оптимальных

условий  в  плане  развития  и  отношений  со  взрослыми  и  сверстниками.  Концептуальной  основой  для  организации  работы  с  одаренными

детьми является программа Л.А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития

одаренных  детей.  Вся  работа  направлена  на развитие  у  детей  трех основных  блоков  структуры  одаренности: познавательной  активности,

умственных способностей, детских видов деятельности.

В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей.

Функционирует кружок  «Акварелька»

Функции по работе с одаренными детьми:

1.  выявление одарённых детей;

2.  ведение индивидуальных маршрутов развития;

3.  корректировка  программ  и  тематических  планов  для  работы  с  одарёнными  детьми,  включение  заданий  повышенной  сложности,

творческого, исследовательского уровней;

4.  организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

5.  подготовка детей к конкурсам, викторинам, фестивалям;

6.  отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей;  

7.  создание предметно-развивающей среды;

8.  консультирование родителей одарѐнных детей по вопросам развития способностей их детей.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их  творческое  и  интеллектуальное  развитие,  обеспечение  условий  для  личностного  роста.  Успешное  решение  этой  работы  невозможно  в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители  –  первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь. На  современном  этапе,  когда  дошкольное  образование  переходит  на  новую  модель  образования  детей,  зачастую  можно  встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду, чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.

Привлечению родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • изучение  запросов  и  возможностей  родителей  воспитанников  (анкетирование,  опросы,  беседы),  обобщение  и  анализ  полученной

информации;

  • презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;
  • размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на выставки рисунков, поделок и т.д.;
  • проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;
  • информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях ДОУ,  города; проектной деятельности; к посещению библиотек;
  • проведение консультаций для родителей воспитанников;
  • размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;
  • привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах;
  • участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ;
  • оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ;
  • награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами;
  • создание банка презентаций лучших работ.

Примерный план воспитателя изобразительной деятельности с семьями воспитанников

Мероприятия

Возрастная категория детей

Сроки проведения

Консультация

«Критика или одобрение? Как

оценить рисунки ребенка»

Группы общеразвивающей (компенсирующей)

направленности детей среднего возраста (4-5лет)

Сентябрь

Консультация «О рисовании»  

Группа раннего возраста

Октябрь

«История искусства по-домашнему»  

Группа среднего возраста

Ноябрь

Консультация «Что рисует ваш ребенок?»  

Группа младшего возраста

Декабрь

Консультация «Комплекс мер, способствующих

развитию движения рук и ручной умелости»

Группы общеразвивающей (компенсирующей)

направленности детей старшего возраста (5-7лет)

Январь

Консультация «Психология обучения

рисованию»

Старшего разновозрастного возраста

Февраль

Консультация «Уроки вежливости и красоты»  

Группа старшего разновозрастного возраста

Март

Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет»

Группы общеразвивающей (компенсирующей)

направленности детей среднего возраста (4-5лет)

Апрель

«Художники в памперсах» консультация

Группа раннего возраста

Май

2.5. Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы

Приоритетное  направление  деятельности  ДОУ  является  –  проведение  санитарно-гигиенических,  профилактических  и  оздоровительных

мероприятий и процедур, а также эмоционально-личностное развитие детей.

Содержание образовательного процесса планируется в соответствии с авторской программой «Здоровый малыш» для детей от 2-х до 7-ми  лет.  Программа   имеет  рецензию  д.п.н.,  профессора  кафедры  общей  и  социальной  педагогики  НГГУ  Ибрагимовой  Л.А.,  программа

«Здоровый малыш заняла первое место во всероссийском конкурсе здоровьесберегающих программ.

Основные направления организации оздоровительной работы программы «Здоровый малыш»:

1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа

жизни и получение комплекса теоретических знаний.

2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

3)  Оздоровительное  –  развитие  компенсанаторных  функций,  повышение  сопротивляемости  организма  к  неблагоприятным  факторам

внешней и внутренней среды.  

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Методологическое обеспечение реализации учебной рабочей программы

п/п

Линии развития  

Программы

Технологии и методики

Художественно эстетическое

творчество

Программа «Детство», рекомендована МО

РФ

Парциальные  программы:  «Развивайте  у дошкольников  творчество»Т.Г.Казакова;

«Занятия  по  изобразительной

деятельности  в  детском

саду»Т.С.Комарова;

Вариативная программа «Я есть Я».

Детям о пейзажной живописи Н.А.Курочкина.

«Методика  обучению  изобразительной  деятельности  и

конструированию» Т.С.Комарова

Комарова  Т.С..  Народное  искусство  в  воспитании  детей.

М.: Просвещение, 1997.

Праздники  в  детском  саду.  Белкина  С.И.  Москва.

Просвещение. 1990.

Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.

Галанова А.С.– М.:Просвещеие, 1984.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

1.  Бондаренко Т.М.

Комплексные занятия в средней группе детского сада/

Т.М. Бондаренко.-Воронеж:ТЦ «Учитель»,2003

2.  Доронова Т.Н.  Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке аппликации в игре/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон - М:Просвещение,1992

3.  Казакова Т.Г.  Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г.

Казакова-М: Просвещение, 1985

4.  Казакова Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, сценарии занятий, планирование / Р.Г.Казакова (и др.) - М: ТЦ «Сфера»,2005

5.  Петрова И.М.  Объѐмная аппликация: учеб.-метод, пособие / И.М. Петрова -СПб: Детство-Пресс,2004

6.  Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Средняя группа / Г.С. Швайко-Владос,2000

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1.  Малышева А.Н.  Аппликация в детском саду/ A.M. Малышева, Н.В.

Ермолаева-Ярославль, 2004

2.  Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/

М.: Просвещение. 1991

3.  Казакова Т.Г.  Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г.

Казакова-МЛросвещение, 1985

4.  Казакова Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, сценарии занятий, планирование / Р.Г.Казакова (и др.) -М: ТЦ «Сфера»,2005

5.  Петрова И.М.  Объѐмная аппликация: учеб.-метод, пособие / И.М. Петрова-СПб: Детство-Пресс,2004

6  Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Средняя группа / Г.С. Швайко-Владос,2000

7  Волчкова В.Н.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада.ИЗО

/ В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова-Воронеж:ТЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Волшебное молоко».

Цель: обогатить знания детейо молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.Задачи:Образовательные:Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание по...

Исследовательская работа на тему: «Волшебная сила воды»

Выполнил Бочаров Андрей воспитанник старшей группы...

Детский исследовательский проект Тема: «Волшебная ткань» Номинация: «Умелые руки» (художественно-прикладное творчество);

Здравствуйте уважаеые коллеги! Данный проект будет интересен детям.У нас он прошел на ура! Все ребята  и родители приняли активное участие....

Исследовательская работа на тему: «Почему молоко белое?»

Исследовательская работа на тему: «Почему молоко белое?» подготовительная группа....

Исследовательская работа на тему: «Волшебные кристаллы»

ОглавлениеВведение  ................................................................................................. 21. Теоретическая часть1.1. Что такое кристаллы? ...............................