«Загадки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Онорина Каролина Викторовна

Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onorina.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад №13» города Канаш Чувашской Республики

Непосредственно образовательная деятельность

по образовательной области: Познание. Формирование целостной картины мира.

на тему: «Загадки природы»

В интеграции с образовательными областями:

«Художественное творчество. Рисование», «Музыка».

                                  Подготовительная группа.

                                      Воспитатель:

Онорина Каролина Викторовн

                                         Г. Канаш, 2012 г.

Программное содержание:

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

  1. Обучающие задачи: знакомить с флорой и фауной болота и реки; расширить представления об их жизненном цикле; учить определять обитателей воды по внешним признакам.
  2. Развивающие задачи: обобщать знания детей о «Превращениях», которые претерпевают различные организмы; дополнить знания детей об обитателях рек; развивать познавательную активность.
  3. Воспитательные задачи: воспитывать позитивное, бережное отношение к природе и социально ответственное поведение в ней; продолжать воспитывать экологическую культуру у детей.

Образовательная область: «Художественное творчество. Рисование».

Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.

Образовательная область: «Музыка».

Задачи: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно  - эстетический вкус.

Материалы и оборудование: Персонаж – обезьянка Дуду, карточки с изображением животных, обитающих на болоте и реке, книга «Большая энциклопедия дошкольника», фильм «На болоте, на реке», корабль, бинокль, для рисования: листы белой бумаги, кисточки, краска гуашь, поролоновые губки, старые зубные щетки, мочалки, щетки для одежды и другие бытовые предметы.

Словарная работа: малек, сазан, судак, клоп – водомерка, рябь, мель

Предварительная работа: беседа «Водоемы нашего края», рассматривание энциклопедии «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний», просмотр иллюстраций, открыток; рисование и конструирование речных обитателей; знакомство с внешним видом и поведением отдельных обитателей болот; подвижная игра «Море волнуется- раз, море волнуется – два…»; эскизные зарисовки этих животных мелом на доске и карандашом на отдельных листах.

Ход проведения.

  1. Организационный момент.

           Дети входят в зал и выстраиваются в одну шеренгу.

  Педагог:    Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня в гости, поэтому       давайте будем дружными и внимательными. Ребята, давайте  сперва поздороваемся с нашими гостями, чтобы поднять друг другу хорошее настроение. (здороваются).

 

Педагог: Сегодня ребята, мы неспроста одели эти тельняшки. Я предлагаю Вам сегодня побыть настоящими матросами и отправиться в настоящее путешествие на корабле. Я – буду капитаном, а вы – матросами.

 Слышите шум, кто – то к нам спешит в гости!

            (вбегает обезьянка Дуду, в руках  у нее  конверт с письмом)

Дуду: Здравствуйте, дорогие ребята!  Я обезьянка Дуду, я прилетела к вам за помощью из жарких стран. К нам по ошибке пришло письмо, которое  мы никак не смогли прочесть. Дорогие ребята, вы поможете мне в нем разобраться?

Педагог: Конечно, мы тебе поможем, а еще мы предлагаем тебе отправиться с нами в путешествие, и назначим тебя юнгой!

Дуду: Спасибо большое, я буду Вам очень – очень признательна!

Педагог: Ну, все готовы к отплытию? Поднять паруса! (плывут под звуки шума моря).

                                    Вез корабль карамель,

                                    Наскочил корабль на мель.

                                    И матросы три недели

                                    Карамель на мели ели.

Дуду: (смотрит в бинокль и видит болото)

           Слева по курсу неопознанный объект, давайте причалим к нему поближе. Что это за место у берега реки?

                                Все обходят это место:

                                Здесь земля как  - будто это тесто;

                                Здесь осока, кочки, мхи…

                                Нет опоры для ноги.              

                                               Не проедешь, не пройдешь –

                                               Обойдешь сторонкой.

                                               И водички не попьешь

                                               С синеватой пленкой.

                                Комаров огромной рой,

                              Сыро даже в летний зной.

                              Здесь земля мокра и тряска,

                              И покрыта она ряской.

II Повторение пройденного материала.

Дуду: Ребята, как вы думаете куда мы попали? (ответы детей)

Педагог: Молодцы!  Мы с вами на болоте, а чтобы больше узнать об обитателях и растениях водоемов, болот и рек давайте  присядем за парты и посмотрим видеофильм «На болоте, на реке».( просмотр видеофильма)

   - Ребята, мы с вами не сможем выбраться, пока не отгадаем загадки:

1.Вы всегда его найдете

   И в лесу и на болоте.

   Хоть на вид и неказистый,

   Но мягкий, нежный, бархатистый.

                                         (мох)

2. Ни зверь, ни птица,

   Всего боится.

   Половит мух –

   И в воду плюх!

                     (лягушка)

3.Я красна, я кисла,

   На болоте я росла,

   Дозревала под снежком.

   Ну – ка, кто со мной знаком?

                          (клюква)

4. Высоко и быстро он растет,

    Словно он бамбук, а не трава.

    Темною сигарой голова.

                              (камыш)

  1. Воду мерить клоп спешит.

Что за чудо – ножки

По болоту он бежит

Словно по дорожке.

                (клоп – водомерка)

  1. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

                (комар)

  1. Коромысло прилетело,

Над водою повисело.

Разглядеть я, братцы, смог

У него шесть тонких ног.

                       (стрекоза)

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом на угад –

Ищет в речке лягушат.

                       (цапля)

  1. Очень страшен я на вид,

Но ведь я не ядовит!

Я по совести скажу:

Очень трудно жить…(ужу)

  1. Живет на болоте,

Поет он с душой.

Ноги как спицы,

А сам небольшой.

                 (кулик)

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте обведем отгадки кружочками.

               Вот обезьянка Дуду мы и разгадали письмо, в котором было изображено  - болото. Болото – это непросыхающая грязь от родников, отчего образуется особая растительность и кислая почва. На болоте встречаются такие обитатели как: кулик, ужи, цапля, лягушки, стрекозы, комары, клоп – водомерка; растительность – камыши, мох; на болоте растет кислая ягода – клюква.

Дуду: Как много интересного я узнала. Ребята, подойдите ко мне поближе, я открою вам секрет. А теперь нам нужно пробраться в самую середину болота, где мы увидим волшебную страну Превращалию! По болоту нельзя ехать, нельзя плыть, невозможно идти как по тропинке. Приходится перепрыгивать с кочки на кочку.

     Дети движутся в игровой зоне, где размечены «кочки» (физкультминутка)

                               Два прыжка и три прихлопа –

                               Один, два, три, четыре, пять.

                               Три прыжка и два притопа –

                               Пять, четыре, три, два, один.

                               Мы идем, идем гуськом

                               По болоту босиком.

                               Цаплей постоим немножко

                               На одной – на левой – ножке.

                             Цаплей постоим немножко

                             На одной  - на правой –ножке.

- Молодцы! Вот мы с вами очутились в стране Превращалии! Давайте отдохнем с дороги и присядем на кочки. ( садятся на кочки)

III Изучение нового материала.

Педагог: в волшебной стране много удивительных загадок.

- Сейчас я вам расскажу одну из загадок природы.

                Обучающая игра «Превращение лягушки» ( слайд)

Лягушка откладывает икринки в воде, и только некоторые из этих икринок «превращаются» в маленьких мальков, похожих на рыбок: продолговатые, прозрачные, с большими глазами. Затем в процессе созревания у них появляется хвостик - это головастик. У головастика в процессе роста появляются вместо хвостика ножки и спереди и сзади и головастик «превращается»  во взрослую лягушку, которая  может находиться в воде и на суше. Лягушка питается насекомыми, у нее длинный язык, с помощью которого она захватывает добычу.

                                        Игра «Кем были раньше?»

-Скажите, кем раньше были головастики, стрекозы, цветы, птицы, бабочки, вода?

Ответы: икринками, личинками, бутонами, птенцами, гусеницей, тучей.

                                      Игра «Вопрос – ответ».

 - Кому нужна вода?(всем: человеку, животным, растениям, насекомым   т.д.)

- Для чего человеку нужна вода? (пить, утолить жажду, стирать белье, умываться, для купания, для варки и т.д.)

- Какие превращения происходят с водой, если температура высокая?

- Вода может находиться в трех состояниях. Назовите их? (жидком, твердом, парообразном);

- Может ли человек пить морскую воду? Почему? (соленая)

- А как вы думаете, какая вода в реке?  (ответы). Вода  в реке пресная, т.е. пригодная для питья.

- Каких речных рыб вы знаете? ( щука, карась, карп, сом, окунь и т.д.)

 -  А как вы думаете, кем раньше были рыбы? (икринками). А потом? (мальки). А из мальков (рыбы).

Педагог: А теперь давайте станем маленькими учеными, сядем за столы и поэкспериментируем.

                               Эксперимент «Маленькая икринка»

- Давайте рассмотрим икринку через лупу. Что же мы видим? (икринка прозрачная, красная, виднеется глаз – скоро из нее появится малек)

Дуду: А! Я вспомнила загадку, послушайте ее внимательно!

                                      Кто весь век в воде живет,

                                      А самой воды не пьет,

                                      Ни озерной, ни речной,

                                      Ни какой – нибудь иной?

                                                                  (Рыба)------------- слайд

- Какие вы молодцы, так быстро отгадали!(удивляется)

                        Эксперимент «Почему у рыбы такая форма тела?».

Налить воды в емкость и проводить по ней рукой, поставленной на  ребро, с сомкнутыми пальцами. То же – открытой ладошкой. В каком случае рука легче идет по воде? Пусть ребята объяснят, почему рыбы имеют такую форму. (овальная продолговатая форма, ей так легко и быстро плавается в воде).

         Эксперимент «Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?»

Педагог предлагает бросить тяжелый камушек в воду и сказать, что с ним произошло ( он опустился на дно). Затем бросить резиновый мяч (он останется на поверхности воды). Воспитатель объясняет, что тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «мячик» - плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию рыба плавает в толще воды.

Педагог: Господа маленькие ученые давайте перейдем к самому главному эксперименту: «Как происходит загрязнение воды?»

Педагог предлагает бросить в воду различный материал: пенопласт, краску, землю и т.д. Что же произойдет с водой?(ответы детей). В этой воде могут обитать живые существа? Так что же нужно делать для тго, чтобы она была чистой? (выделить проблему экологии.

Вывод: мы должны сохранять водные запасы нашей планеты, т.к. вода – является источником жизни на Земле!

- Кажется мы выбрались из волшебной страны Превращали. Поплыли дальше, юнга! (движутся под музыку моря)

Дуду: смотрит в бинокль)  -слайд радуги:

Впереди по курсу разноцветное коромысло над рекой повисло?

Педагог: Что ты Дуду это – радуга!!

Дуду: Где же можно увидеть радугу и когда?(дети – после дождя)

Дуду: (почесывает голову) Вот мы плывем и плывем по реке и куда мы приплывем? (дети – в море)

Педагог: (работа по слайду)

Педагог: Не будем терять времени и поплывем к берегу. Вот мы и на берегу, спустить паруса!

         Помните, я вам рассказывала о мальчике, который хотел стать художником.(Рассказывает под тихую музыку моря). Когда радуга появилась, мальчик забрался на синюю дугу. Его подхватила синяя волна, и … он нырнул в Синее Королевство. Вслед за ним заскользили мыло, зубные щетки, мочалки.. Он плыл по морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Все Синее Королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает! А может быть, и придумывать больше ничего и не надо? Нарисую море. Пусть мне помогут обычные домашние вещи. Попробуем? А какие домашние предметы быта вы помните? (мочалки, щетки, мыло, зубная щетка и др.). Сначала Мальчик пропитал синей краской одежную щетку и приложил ее несколько раз к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. После этого зубной щеткой нарисовал причудливые волны.

     А потом плотно обматал тонкой бельевой веревкой пластиковую бутылочку из – под шампуня, прокатил ее по листу бумаги, и … взволновалось море.

     Педагог предлагает детям поэкспериментировать с художественными материалами для изображения волн и моря.

     _ Давайте и мы с вами попробуем рисовать море. Чем больше лист бумаги, тем лучше и удобнее. Как вы думаете, как еще и чем можно нарисовать море без карандаша и кисточки? (губками, мочалками, ватными палочками и.др.)

        Дети рисуют море (волны) на бумаге за партами), под успокаивающую мелодию. ( с помощью зубных щеток, паралоновых губок, щеток для одежды и другие бытовые предметы).

Педагог: Дуду вот тебе листок бумаги, краски и приступай к работе,

Дуду: (читает отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море», и параллельно рисует на мольберте)

                                         Я рисую море,

                                         Голубые дали.

                                         Вы такого моря

                                         Просто не видали!

                                         У меня такая

                                         Краска голубая,

                                         Что волна любая

                                         Просто как живая…

Педагог: Дуду, покажи пожалуйста свой рисунок? Какое море ты нарисовала? (спокойное, немного бурлящее и волнуещее)

Анализ работ: Предложить детям рассказать с каким настроением у них получились волны ( спокойные, бушующие, с белой пеной, «добрые», «Злые», разрушающие).

Дуду: Дорогие ребята! Спасибо Вам большое за столь увлекательное путешествие. Я узнала много интересного и обязательно расскажу об этом своим друзьям. И за ваше старание я хочу подарить каждому подарок – раскраску. (раздает)

Я буду по вам скучать. До свидания!

Дети: До свидания!

IV.Подведение итогов.

Педагог: Ребята, где мы с вами побывали?

                - Что нового узнали?

                - Кому мы помогли разобраться с таинственным письмом?

                -Что больше понравилось?

Педагог: На этом наше путешествие подошло к концу. (дети под музыку уходят в группу).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны и загадки природы. Экологическая викторина

Викторина, состоящая из трех туров, посвящена загадочным животным....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"

НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Реч...

Нод в средней группе "Познание" "Загадки природы"

В данном конспектн НОД детям предлагается выяснить особенности сезонных изменений в живой природе. Закрепить и углубить знания о природе....

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".

Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы». ...

Загадки природы (родительское собрание-КВН)

                                Загадки природы(родительское собрание-КВН)Участвуют две команды: «Капелька», «Пла...