Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бережнова Наталья Анатольевна

Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы».  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Извержение вулканов

Слайд 2

Гефест- Бог огня и кузнечного ремесла

Слайд 18

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР - детский сад №17 г. Россоши.

«Загадки природы: вулканы».

НОД по экспериментальной деятельности.

Старшая логопедическая группа

                                                                             Воспитатель: Н. А. Бережнова.

Март 2014г.

«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности

.

Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.

 Задачи:

  •  Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  • Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.

Предварительная работа:

  •  Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

 Материал:  Объект исследования: минералы вулканического происхождения; картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; макет вулкана; чашка; стаканы с водой; поддоны; пипетки; салфетки;); конверт с письмом; посылка; лист бумаги;  карандаши (по количеству детей).

 ХОД НОД:

 ВОСПИТАТЕЛЬ:

- К нам в детский сад пришло письмо и посылка для нашей группы (читает взрослый)

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

Что за камни я собрал,

Что такое минерал?

Как узнаете - пишите,

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей.

Дедушка Знай».

Дети открывают посылку.

- Да это же целая посылка камней?! Откуда они?

Дети: «Давайте их исследуем, а помогут нам схемы». (дети садятся за столы).

- Что определяем в начале? (ответы детей).

- Да, живое или не живое? (работа детей).

- Что хотите сказать? (неживое) Почему?

- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта. (см. приложение№3)

- Исследуем дальше (деятельность детей)

- Что вы хотите сказать об этом объекте (он твёрдый). Молодцы?

- А что сейчас определяем? (есть ли внутри воздух?)

- Давайте проверим (деятельность детей,).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».

- А что же дальше (воспитатель обращает внимание детей на схему)?

- Верно, впитывает ли камень воду. Проверяйте. (деятельность детей).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает».

- Какой можно сделать вывод?

Ответы детей – это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду – это минерал вулканического происхождения.

- А что такое вулкан? (Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

- Пойдёмте к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске).

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд)

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

А теперь давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана)

Какой формы вулкан? (конус).

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана,

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

 (Звучит громкая музыка).

Ребята, кажется наш вулкан (макет вулкана, сделанный предварительно) «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана.

 (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)

Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?!

Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам тоже поможет профессор Всезнай. Он приготовил для нас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

 Давайте посмотрим:

- Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)

- Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку.

Все это ставим на подносы.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

- Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

 Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

 Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?  Но сначала разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия? (широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного).

 А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме “Загадки природы: Вулканы”. 

(Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки, подходящие для заполнения  «Папки юного исследователя».

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

Что за камни я собрал,

Что такое минерал?

Как узнаете - пишите,

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей.

Дедушка Знай».

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

НОД "Загадки природы. Вулканы"

"Познавательное развитие"...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных зад...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы»

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы». Как часть проекта для старших дошкольников «Вулканы»...

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»...