Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Остраница Светлана Евгеньевна

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_prirody-vulkany.docx1014.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет

познавательно-исследовательского типа

(интегрированное)

«Загадки природы-вулканы»

Автор: Остраница Светлана Евгеньевна

г. Анадырь

2016 г.

«Загадки природы-вулканы»

Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных задач.

Задачи:

  •  Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;
  •  Активизировать в речи детей слова:  магма, жерло, кратер, лава.
  •  Познакомить детей с профессией «вулканолог».
  •  Развивать познавательную активность детей в процесс  выполнения опытов.
  •  Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

  •  Чтение детских энциклопедий
  •  Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  •  Беседы о видах вулканов.
  •  Изготовление макета вулкана.
  • Видео и медиа презентации.

 Методы и приемы используемые в ходе НОД:

 1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный ( загадка, ребус, презентация, макеты вулканов);

3. Практический (проведение опытов с вулканами);

4. Игровой (подвижная игра "Мы взбираемся на холм");

5. Творческий (рисование вулканов).

Используемые современные образовательные технологии:

- ИКТ - технологии;

- технология исследовательской деятельности;

- здоровьесберегающая;

- личностно-ориентированные технологии.

Материалы и оборудование:

  •  Картины с изображением вулканов.
  •  Смесь для изготовления извержения вулкана (2 ч.л. соды, 100 мл уксусной воды, красная акварельная краска).
  • Листы бумаги, краски, кисти,  стаканчики по воду, тряпочки,  цветные карандаши.
  • Макеты вулканов для опытов.

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня мы снова встретились в нашей «Лаборатории всезнаек». Чтобы узнать, исследовать новые познавательные факты о нашем окружающем мире…

Вбегает Незнайка, я знаю, я знаю, я знаю ….

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. А что ты знаешь?

Незнайка: А что я знаю……я забыл, что знаю.

Воспитатель: Незнайка, поздоровайся с ребятами, и в помещении принято снимать головные уборы.

Незнайка: Снимает шляпу…смотрит на нее и кричит

Эврика! Палец вверх…Оно… он….. похож на мою шляпу. Как  гора….с  огнем внутри.

Воспитатель: Незнайка, я думаю, что мы тебе сможем помочь, вспомнить о том что ты забыл. Присоединяйся к нашим всезнайкам.

   А о чем мы с вами сегодня говорить, вы узнаете  из ребуса.

Ребус  

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……(Вулкан)

  Воспитатель: Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? 

рассказывает легенду о боге Вулкане.

 «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами".

Воспитатель: Вулкан это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Дети: На конус, на треугольник.

Воспитатель: А что извергает вулкан?

Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава.

Что такое лава?

 Лава – это расплавленные, очень горячие камни

Воспитатель:

Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.

Спящие– те, которые потухли, но могут начать действовать.

Потухшие- не извергающие лаву.

(презентация)

    На самой вершине вулкана находится кратер.

Незнайка: Что такое кратер?

Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.

Воспитатель: А откуда же известны нам эти факты?

Незнайка: незнаем, наверное им как и нам кто то сказал…

 Воспитатель: Люди которые занимаются изучением вулканов называются вулканологи. А как вы думайте это важная профессия?

Дети: Да.

Воспитатель: Конечно же это очень важная профессия. Вулканологи изучают строение вулкана, и что происходит внутри  под земной корой. Они отслеживают состояние вулкана, о том какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность для людей, которые проживают вблизи расположения вулкана.  Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.  

        (показ слайда)

  А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти опасные места для проживания, где располагаются вулканы? Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

    Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана, но там плодородная почва. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

 Рассматривание макета вулкана.

Воспитатель: Посмотрите ребята, перед вами  макет вулкана.

 (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана, организуется обсуждение).

Незнайка: Ой какой он большой…

   Воспитатель:  Интересно?! Хотите самостоятельно проделать опыт: извержение вулкана? Давайте пройдем в лабораторию «Интересных открытий».

ФИЗМИНУТКА

Ветер веет над полями, 
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Подходят к столам

   Воспитатель: Вот мы и пришли на гору. Где мы увидим, как происходит извержение вулкана.  (видео извержение вулкана)

   А для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ. Давайте расскажем Незнайке.

1. Опыты и эксперименты проводить только со взрослыми.

    Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила.

2. Ничего не брать в рот

3. Осторожно насыпать вещества  

4. Лаву не трогать

5. Опыт проводить в перчатках и халате.

6. Использовать салфетку

Делаем опыт.

Я предлагаю Вам стать исследователями и продолжить наши эксперименты.

Воспитатель: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготавливать лаву. Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.

Итог: 

- Что мы сегодня в нашей лаборатории исследовали? (Вулканы)

- Какие виды вулканов бывают? (Действующие, потухшие, уснувшие)

- Что находится на самой вершине вулкана? (Кратер)

- Кто изучает вулканы?? (Вулканолог)

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

Воспитатель: Незнайка! Теперь ты вспомнил, что ты забыл?

Незнайка: Да. Вулкан. Я теперь очень много знаю о вулканах и еще я знаю профессию Вулканолог.

Незнайка: Ребята, нарисуйте мне пожалуйста свои вулканы. Я заберу ваши рисунки с собой в Цветочный город и покажу друзьям. Вот удивится Знайка.

Дети рисуют вулканы и отдают их Незнайке. Незнайка забирает рисунки и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".

Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы». ...

НОД "Загадки природы. Вулканы"

"Познавательное развитие"...

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы»

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы». Как часть проекта для старших дошкольников «Вулканы»...

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»...