Конспект НОД «Путешествие по России».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чиркова Ирина Геннадьевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по России».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_rossii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие по России».  

         Цель: 1. Продолжать знакомить детей с родной страной, расширять представления о природном разнообразии и богатстве России, воспитывать эстетическое чувство, учить детей восхищаться красотой родной природы.                   2. Формировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы).                                                                                                       3. Обобщать знания детей об охране природы. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.                                                                         4. Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, бережного отношения к ней.                                                                                                                                         5. Вызывать желание больше узнавать о России.                                                        6. Развивать у детей долговременную память и мышление.                                     7. Развивать у детей диалогическую речь.                                                                        8. Обогащать речь детей образными выразительными средствами (синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).                                                        9. Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать.                        10. Учить детей передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе бумаги.

Предварительная работа.

Чтение стихов о Родине и заучивание их наизусть, прослушивание записей песен о Родине и исполнение их на музыкальных занятиях, чтение произведений художественной литературы о родной стране, заучивание пословиц и поговорок о Родине и о России, рассматривание картин, фотоснимков с видами природы родной страны.

Развивающая среда.

Произведения художественной литературы: В. Орлов «Родное!», В. Степанов «Наш дом», М. Лисянский «Моя Родина», Ю. Яковлев «Родина», С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно» (отрывок, загадки, пословицы и поговорки о Родине. Запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Аудиозапись «Голоса леса», карта климатических зон и животного мира России; Красная книга России. Цветные карандаши и бумага для рисования.

Организационный момент.

Дидактическая игра «Доскажи словечко!».

Живём мы в радостном краю,

И знать его должны мы – Страну свою… (Россию).

Всей душой мы любим… (Родину свою).

Вопросы детям: 1. Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Воспитатель показывает карту России и иллюстрации). 2. А какая она, наша Россия? (Большая, огромная, красивая, богатая, сильная, любимая). Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Россия – это наша страна. У нашей страны очень красивое название – Россия. Россия - наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне, все говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину».

Пословицы.

«Русский человек без Родины не живёт»,

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

(Воспитатель объясняет детям смысл пословиц, предлагает повторить те, которые они запомнили).

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. Матусовского).

Рассказ Ю. Яковлева «Родина»: «В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и живёт. Это его маленькая Родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, большая, великая Родина».

Вопросы детям:

1. С чего начинается Родина?

2. Как вы понимаете этот вопрос?

Ответы детей. (Родина начинается с родного города, дома, где живёт моя семья. Любимые места отдыха на природе, где мы отдыхаем – это тоже можно назвать Родиной. Улица и двор, где мы играем с друзьями – всё это тоже Родина).

Стихотворение М. Лисянского «Моя Родина»

(читает заранее подготовленный ребёнок):

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём!

Воспитатель продолжает рассказ о России: «Родина – это леса, реки, горы, моря, степи, города».

(Рассматривает с детьми карту климатических зон нашей страны, иллюстрации животных, растений).

Предлагает детям отправиться в путешествие по нашей Родине:

Раз, два, три, поспеши, место ты своё займи.

Не зевай, не скучай, лучше всё запоминай.

Мы в автобусе сейчас по России едем,

Что увидим – всем расскажем, как домой приедем!

Викторина.

Станция «Знайкина».

1. Назовите столицу России, главный город страны. (Москва).

2. Назовите реки России. (Волга, Лена, Енисей, Ока, Обь, р. Москва, Яуза).

3. Какое самое глубокое озеро в мире и в России? (Байкал).

4. Назовите города России. (Москва, Мытищи, Санкт – Петербург, Псков, Новгород, Вологда, Омск).

5. Назовите соседей России. (Украина, Белоруссия).

Станция «Историческая».

1. Какие промыслы и ремёсла существуют в России? (Жостовские подносы, Федоскинская лаковая миниатюра, Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Богородская игрушка).

2. Какой сувенир считается символом России? (Матрёшка).

3. Какие праздники отмечаются на Руси с давних времён? (Рождество, Пасха, Масленица.)

4. Как называется крестьянский дом в деревне? (Изба).

5. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти).

Станция «Литературная».

1. Каких великих русских писателей и поэтов вы знаете? (Пушкин, Толстой, Есенин).

2. Назовите русские народные сказки. («Репка», «Теремок», «Волк и лиса», «Маша и медведь», «Колобок»).

Ответы детей сопровождаются показом мест, городов, рек, озёр на карте страны, рассматриванием изделий народных промыслов и т. д.

Станция «Лесная». Воспитатель предлагает детям выйти из автобуса и отдохнуть на лесной полянке.

Динамическая пауза «Лесная физкультминутка»:

- Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками);

- Птицы и бабочки всюду порхают (дети взмахивают руками, словно крыльями);

- Скачут по веткам белка с бельчонком (прыжки на месте, руки на поясе);

- Ходят в лесу медведь с медвежонком (дети ходят вперевалочку);

- Ест землянику в лесу детвора (наклоняясь, дети изображают, как срывают и едят ягоды);

- Вот и окончилась наша игра!

Аутотренинг. Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» под слова воспитателя:

Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, вы вдыхаете его чистый, свежий воздух.

Вокруг вас колышутся луговые травы и цветы, стрекочут насекомые,

Вы слышите пение птиц, журчание лесного ручья. Вам хорошо, легко и приятно!

Воспитатель предлагает детям ответить:

- какие органы чувств нам помогают воспринимать окружающую нас природу, общаться с ней?

Дети рассказывают, что это глаза, уши, нос, руки и пальцы.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, как приятно отдыхать на природе, любоваться её красотой.

Вопросы детям:

1. Какие деревья растут в лесах России? (Берёза, дуб, ель, сосна)

2. Какие животные живут в лесах России? (Медведь, лиса, волк, заяц, ёж, белка, бобр)

3. Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Малину, бруснику, чернику, клюкву, землянику, ежевику)

4. Какие птицы живут на территории России? (Снегирь, ворона, синица, журавль, ласточка, грач, клёст, воробей, кукушка)

5. Какие рыбы водятся в реках и озёрах? (Карась, лещ, окунь, щука)

Воспитатель обобщает ответы детей: «Леса нашей Родины – главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного мира животных, насекомых, птиц. Лес укрепляет берега рек. Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться».

Игровая ситуация «Звери нашего леса» - на фоне коллективной работы «Наш лес» ребята расселяют зверей, которых подбирают из детских игрушек. Дети, выбрав игрушку, составляют о ней краткий описательный рассказ или читают о ней стихотворение, загадывают загадку.

Рассказ С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно»:

«В детстве я дружил с зайцем, с собакой, с голубями, рыбами, канарейками. Только вы должны знать, что дружить – это значит жалеть, и поэтому нельзя поймать ёжика и принести его домой; нельзя поймать белку и посадить её в клетку. Какая же это дружба! Ведь каждому в неволе плохо.

Как бы хорошо не кормили ёжика, как бы мы не ухаживали за белкой, им будет плохо, и они, в конце концов, могут погибнуть, умереть! И вы будете в этом виноваты.

И навсегда запомните, что нельзя говорить: «Я люблю лес, природу», а самому ломать ветки деревьев, срывать цветы, «Я люблю животных», а самому стрелять из рогатки в птиц, да ещё хвалиться: «Я ловкий, меткий. Вот какой я храбрый». Знаете, что храбрый человек – это не тот, который бьёт слабого. Это не храбрость. Храбрый тот, кто защищает и спасает слабого. А любить и знать природу и животных очень нужно.

Только тогда интересно жить, когда ты знаешь всё, что тебя окружает. Каждый мальчик, каждая девочка должны знать, что кукует не самка кукушки, а самец. Это он так поёт. Что ворон – не муж вороны. Это разные птицы.

Нужно хорошо знать, что птицы и животные очень привыкают к человеку. Даже дикий медведь никогда первый на человека не бросится.

Если с животными, которые живут вокруг нас, хорошо обращаться, они становятся совсем ручными. В Москве, в парке Сокольники, в Останкинском парке, многие кормят белок прямо из рук. Даже маленькие дети. Очень важно, чтобы вы научились любить всё живое».

Пословица «Охранять природу – значит охранять Родину!» (дети объясняют смысл пословицы и запоминают её).

Заучивание стихотворения В. Орлова «Родное»:

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною – это всё моё, родное!

Рефлексия. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь, как для нас сохранили эту красоту, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки наши деды и прадеды! А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.

Дидактическая игра «Родину сбережём».

Цель: назвать действия всех россиян, необходимые для того, чтобы наша Родина стала ещё сильнее, богаче и краше. Это значит, что мы все должны любить нашу Родину, защищать её, сохранять её богатства, беречь природу: каждый кустик, дерево, травинку, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.

В заключении воспитатель предлагает детям нарисовать специальные знаки, предупреждающие людей о том, что нельзя делать в лесу. На знаках может быть:

- перечёркнутый костёр – в лесу нельзя разводить огонь;

- перечёркнутая куча мусора – в лесу нельзя мусорить;

- перечёркнутый микрофон - в лесу нельзя шуметь;

- перечёркнутые сорванные цветы, сломанные ветки – в лесу нельзя ломать деревья, рвать цветы и т. д.

Дети делятся на группы, и каждая группа придумывает свой знак и рисует его по способу «Продолжи рисунок»: один ребёнок начинает, остальные по очереди дополняют, последний – заканчивает. Детские работы выставляются на наборном полотне. Каждая группа детей по очереди рассказывают, что их знак запрещает делать в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

Главная цель-формировать ценностные представления детей о России как многонациональной, но единой и независимой стране; ...

Конспект НОД "Путешествие по России"

Вашему вниманию представлен конспект познавательного занятия по патриотическому воспитанию....

Конспект НОД "Путешествие по России"

Вашему вниманию представлен конспект НОД по патриотическому воспитанию....

Конспект НОД "Путешествие по России"

Вашему вниманию представлен конспект занятия по патриотическому воспитанию....

Конспект НОД "Путешествие по России"

Закрепление пройденного материала; использование ИКТ. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (в помощь педагогам)....

Конспект НОД "Путешествие по России"

Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД путешествие по России

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы...