Конспект НОД по речевому и познавательному развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота). Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов. Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ovoshchi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное  бюджетное

                              дошкольное  образовательное учреждение        

    «Детский  сад комбинированного  вида  № 73 «Веснянка»

                             муниципального образования

           городской  округ Симферополь Республики Крым

                                                  Конспект

               НОД по речевому и познавательному развитию

               с использованием ТРИЗ в старшей группе

Подготовила: Хамидуллина И. Н.

                                  Симферополь 2015


Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.

Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Целевые ориентиры дошкольного образования: ребёнок имеет представление об овощах,  фруктах и ягодах; о том, что урожай созревает и его собирают осенью; дошкольник умеет сравнивать и систематизировать объекты по основным признакам; умеет работать коллективно, активно и доброжелательно; взаимодействует с педагогом и сверстниками во время занятия.

Предварительная работа: проведение дидактических игр по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут;

Материал: муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; аудиозапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Использование СОТ: элементы ТРИЗ.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. 

Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

  Воспитатель: для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения). А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы  каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. 

Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе. Например: «Это овощ — помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный».

         Что вы разложили на столе?

 Где они растут?

         Сколько всего предметов здесь лежит?

         Сколько овощей?

 Сколько фруктов?

         Сколько ягод?

 Что лежит посередине?

 Что лежит первым?

         Что лежит между капустой и грушей?

Игра «Да – нет»

 Воспитатель: ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: «да», «нет». Например: «Это круглое?» «Оно сладкое?» «Это лежит в центре?»

 Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра «Четвёртый лишний»

 Воспитатель: я буду называть ряд слов, а вы  выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания

 Воспитатель: давайте узнаем, насколько вы внимательны:

если я назову фрукты  поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи  приседаете, руками упираетесь об пол;

 ягоды  наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Решение проблемы

 Воспитатель: ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя  около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

 дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

         бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

 отодвинуть будку вместе с собакой;

сбить яблоко длинной палкой;

подружиться с собакой.

подружиться с хозяином;

отвлечь собаку косточкой.

 Какое решение вам понравилось больше? Почему?

 Молодцы, решили проблему!

Игра «Что потом?»

 Воспитатель: я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко  испекут пирог с яблоками;

клубника  сварят варенье;

огурец  сделают салат;

помидор  закатают в банку;

капуста  засолят;

виноград  высушат для изюма;

апельсин  отожмут сок;

арбуз  съедят;

смородина  сделают желе и т.д.

Психогимнастика «Превращения»

 Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

 Представьте, что вы - семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.

 Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра «Скажи наоборот»

Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные)

Вы грустные, ребята? (Веселые)

Вы ленивые? (Трудолюбивые)

Вы трусливые? (Смелые)

Вы злые? (Добрые)

Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы «Дом Дружбы». Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей

Воспитатель: выберите геометрические фигуры любого размера, цвета, формы. С помощью фломастеров превратите их в веселых фруктовых, овощных и ягодных человечков. Давайте поселим их в нашем «Доме Дружбы». На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зеленые, а на третьем – разноцветные.

Вот какой замечательный дом и необычные жители в нем!

ММЧ (моделирование маленькими человечками)

«Сварим вкусный компот»

Воспитатель: дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут.

Воспитатель делит детей на 3 группы: «твердые человечки», «жидкие», «газообразные», а на головы детей одевает шапочки-различия.

Воспитатель: сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твердые человечки, сделайте кастрюлю.

Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.

Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они?

Выходят дети в шапочках фруктов и ягод.

Сейчас зальем фрукты кипящей водой и добавим сахар. Вода какая? А сахар?

Как ведут себя человечки в кипящей воде? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка.

         Выходят дети, изображающие «жидких человечков» воды, берут за руки «твердых человечков» сахара и слегка покачиваются.

Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

Воспитатель: да, дети, это – пар. Компот варится, и из него выскакивают «газообразные человечки». Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, «газообразные человечки».

Выходят «газообразные человечки», разбегаются во все стороны.

Воспитатель: а почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным? Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твёрдых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети – фрукты, ведите себя как «твёрдые и жидкие человечки».

Дети вертятся вокруг себя.

Воспитатель: вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий). Угощайтесь на здоровье!

Воспитатель предлагает детям чашки с фруктово-ягодным сиропом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе детского сада "Беседа о осени"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Беседа о осени" расчитан на детей старшего дошкольного возраста и относится к разделу "Ознакомление с природой". Для лучшего усвоения понятий и с...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, актив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА с использованием ТРИЗ в старшей группеТема: "Путешествие по сказкам»...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в старшей группе «Спасем сказочную принцессу».

. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; развивать умение находить не...