МИНИ – ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лобарева Алёна Владимировна

Узнать и доказать откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом».                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИ – ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»I:\картошка\4214_1_big_bn.jpg

Авторы: воспитатели - Лобарева А.В. 1 квалификационной категории, Шейн Е. В. высшей квалификационной категории.                                                                                                                      МДОУ «Брусничка» п. Тубинский                                              

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. Пожалуй, не найти на  Земле такого места, где бы  картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? В старину   всегда говорили: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присошка», «Картошка на Руси «второй» хлеб». - А почему? Мы задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:

  • Что такое картофель?
  • Откуда картофель родом и как попал в Россию?
  • Правда ли, что есть День картошки?
  • Почему сваренный картофель рассыпчатый?
  • Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка? И многое другое.

Нас заинтересовали эти вопросы и мы решили сами найти ответы на них.

Тип проекта: информационно - творческий, исследовательский. 

Сроки проведения: с 10. 10. – 25. 10. 16 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы МДОУ «Брусничка»

Цель: Узнать и доказать откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом».                  

Задачи:

  1. Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.)
  2. Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека,  в питании   и     в лечебных целях.
  3. Познакомить со строением картофеля и получением крахмала из него.
  4. Уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (семена, проращивание и  использование сельхозтехники).
  5. Развивать  у детей познавательный интерес к выращиванию  картофеля, желание наблюдать за изменением роста в зависимости от условий.
  6. Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности при получении крахмала.
  7. Воспитывать у детей любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.
  8. Продолжать прививать интерес  и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений.
  9. Формировать экологической культуры.

Проблема: У детей недостаточный запас знаний о росте и развитие картофеля, беден словарный запас. В ходе бесед отвечают на вопросы неуверенно, подолгу задумываются над ответом. Отвечают преимущественно с помощью подсказки или наводящих вопросов, дают неполный ответ, перечисляя отдельные признаки  или явления, не умеют выделять существенное, в речи мало используют распространенные предложения.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

- процесс выращивания картофеля;

- о важности картофеля в жизни человека;

- природные факторы, влияющие на рост растения;

- какие инструменты, оборудование и машины помогут человеку вырастить картофель;

- о разнообразии художественных произведений о картофеле;

Дети должны уметь:

- строить предложения синтаксически и грамматически правильно;

-слушать взрослого и товарищей;

-отвечать грамматически правильно на поставленные вопросы;

-вести наблюдения, делать зарисовки;

-работать с книгой при рассматривании иллюстраций;

-работать с цветными карандашами;

-в общении быть свободными, раскрепощенными, проявлять самостоятельность, инициативу.

Дети должны иметь представление:

- о многообразии овощей, их пользе;

- о способах посадки картофеля, этапы его роста;

- о потребности растений - клубня картофеля в солнечном свете, о значении благоприятных условий для роста растения.

План мероприятий

Мероприятия

Цель

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Изучение проблем и постановка цели проекта.

Цель: Изучить проблему и цели проекта.

10.10.16 г.

Воспитатели.

Изучение материала по теме «Картофель» в разных источниках: интернет, библиотека.

Цель: Изучить материал по теме в разных источниках: интернет, библиотека.

В течение недели.

Воспитатели, родители.

Подбор литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки, притчи   о картофеле

Цель: Подобрать литературу по теме.

В течение недели.

Воспитатели, родители, работники библиотеки.

Составление плана проекта

Цель: Составить план проекта.

11.09.16 г.

Воспитатели.

Пополнение предметно познавательно-развивающей  среды: энциклопедии, дидактические  игры, раскраски,  

создание мини – музея «Барыня картофель»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

В течение всего периода реализации проекта.

Воспитатели, родители.

Подобрать и создать картотеку игр на тему «Картофель»

Цель: Пополнить картотеки игр.

В течение недели.

Воспитатели.

Основной этап

Работа с родителями

Рекомендации для родителей  (буклет) «Русские блюда из картофеля»

Цель: Расширять знания родителей о русских блюдах из картофеля.

В течение недели.

Родители – Зарубина Н. П, воспитатели.

Советы для родителей: «Повар и доктор в одной кожуре»

Цель: Привлечение родителей к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты)

В течение недели.

Родители - Тарбеева А. М.

Выпуск газеты «Путешествие картошки»  

Цель: Развивать познавательный интерес.

В течение недели.

Родители – Волынец С. В.

Создание «Книжка – малышка».  ( Подбор материала по устно-народному творчеству: стихов, загадок, пословиц, поговорок) на тему «Картофель»)

Цель: Привлечение родителей к сбору информации.

В течение недели.

Родители – Несветаева Т. А.

Совместное развлечение «Игры с картошкой» “Соберем урожай” “Гусеница” “Самый ловкий” 

Цель: Создать праздничное настроение у детей.

21. 10. 16 г.

Дети, родители, воспитатели.

Презентация

«Происхождение картофеля. Появление в России»

Цель: Расширять знания родителей и детей об истории картофеля.

В течение недели.

Родители – Болти нкова Т. В.

Стендовая консультация для родителей «Вам будет интересно -

Выращивание и хранение картофеля.

Полезные и вредные качества картофеля»

Цель: Расширять знания родителей о выращивание, хранение, полезных и вредных качествах картофеля.

В течение недели.

Воспитатели

Работа с детьми

 Беседа «Путешествие картофеля»

Цель: Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.)

17.10.16 г.

Дети, воспитатели.

Исследовательская деятельность                                        Опыты: «Йод и крахмал»

«Есть ли крахмал в картошке»

«Сырой и вареный картофель»

Цель: Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности при получении крахмала.

19.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

 Чтение стихов, пословиц, загадок на тему «Картофель»

 

Цель: Продолжать прививать интерес  и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений.

В течение недели.

Дети, воспитатели.

Рассматривание: энциклопедии «Обо всем на свете»

Цель: Познакомить со строением картофеля; расширить кругозор детей.

В течение недели.

Дети, воспитатели.

Физкультурная  минутка «Картошка в черной земле сидела»    

Логоритмическая разминка «Чтобы почистить картошку, нужно наточить  ножи»

Цель: Развивать двигательную деятельность, связную речь у детей.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

Социальный опрос  «Моё первое интервью – любимые блюда из картофеля»

Цель: Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека,  в питании.

12. 10. 16 г.

Дети, воспитатели.

Рассматривание альбома «Картошечка, картофелина, картофелинка, мистер Картошка!» (музеи)

Цель: Развивать  у детей познавательный интерес к  картофелю.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

Рассматривание картин в мини – картиной галереи на тему «Картофель в живописи»

Цель: Развивать  у детей познавательный интерес к живописи.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

 Рисование «Картофель на грядке», «Уборка картофеля»

Цель: Развивать умение у детей рисовать овоши.

17. 10. 16 г.

Дети, воспитатели.

Заключительный этап

НОД «Картофель»

Цель:

25.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Мини – музей «Барыня картошка»

Цель: Демонстрация результата проекта.

24.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Защита  проекта «Вечер у костра»

Цель: обобщить знания о картофеле.

Формировать у  детей осознанно относиться к своему здоровью, акцентировать внимание на необходимости употреблять в пищу овощи.

25.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Литература: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.                                                                                                          3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.                                                                   4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.                                                                                                                                   5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004                                                                                                                                     6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2                                                                            7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.                                                                                                                                                          8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.- сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.                                                                                    9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004                                     10. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92                                                                                                                                                11. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002                                                        12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004 14.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Приложение

Опыты для детей с йодом

Наверняка вы помните из курса школьной биологии о том, как картофель окрашивался в синий цвет, когда на него капали разведенным раствором йода. Нечто подобное, но в более занятной форме, мы проделаем и сегодня. Итак, в сегодняшней статье, опыты для детей:

— в поисках крахмала,

— интенсивное окрашивание,

— заметаем следы,

— рисование на молоке.

Опыт «В поисках крахмала»

Что нам понадобится для сегодняшних опытов:

  • 5% йод
  • Пипетка
  • Крахмал
  • Одноразовые стаканчики
  • 10% раствор аскорбиновой кислоты

Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.

Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и мелкую моторику.

Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.

Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а фрукты и овощи нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.

Картошка “надутая” и “съежившаяся” Нам понадобятся: Три кружки с водой. В первой пусть вода останется пресной. Во второй воду нужно немного подсолить. В третьей кружке положить соли побольше, сколько растворится. Из сырой картофелины вырезали три  кубика примерно одинаковой величины – с гранью 1-1,5 см. Положили кубики в каждую кружку. Для верности эксперимента мы оставили картошку в растворах на всю ночь. Утром обнаружили, что в первой кружке, где вода пресная, кубик набух. Во второй кружке кубик не изменился. В третьей он съежился. Почему же это произошло? Сок, который содержится в картошке, — это слабенький раствор соли. Значит кубик из первой кружки содержит больше соли, чем вокруг него. Вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь кубика. Он разбухает. Во второй кружке раствор слабосоленый, как в самой картофелине. Вода никуда не перетекает – кубик остается неизменным. В третьей кружке вода очень соленая. И вода, которая есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Простой опыт с солью, водой и картофелем продемонстрировал способность соли «вытягивать» воду из продуктов. Еще взаимодействие воды и соли (сахара) легко продемонстрировать на примере лимона. Отрежь дольку лимона. Сок при этом почти не выделится. Если посыпать лимон сахаром, из лимонных долек выделится сок. Этот опыт можно проводить с любыми овощами и фруктами, только овощи лучше посыпать солью.

Сказка, про картошку.

Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана
кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.
Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.
- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.
- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы.- Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит...
Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.
- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.
Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь...
Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.
К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров распустились небольшие желтые цветки.
Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.
Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.
- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.
- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.
- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.
- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.
- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек.
Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.
Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.
- Картошку?.. На шляпку?.. Принцессе?! - возмутилась
кудрявая фасоль.
- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни
умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.
- Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.
- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под- ; держало её лохматое огородное пугало.
- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.

Однажды Картошка отправилась в путешествие. Да забрела в незнакомую местность. Что дальше произошло с любопытной Картошкой? Расскажи нам об этом, сказка…

«Картошка – путешественница»
Автор сказки: 
Ирис Ревю

Однажды попала Картошка, куда бы вы думали? В дремучий лес.

— Картошка, Картошка, я тебя съем, — сказал Серый Волк Картошке.

— Ха-ха-ха, — ответила Картошка. – Ешь сколько хочешь, я для еды и предназначена. Хочешь — печёную, хочешь – варёную. А ещё есть поджарочка, пюре.

Почесал Волк за ухом. Он и названий таких не слышал. Не говоря уже о том, что блюда из картофеля никогда не пробовал. Помялся Волк, да и отошел за куст.

Бежит мимо Заяц-русак.

— Картошка, Картошка, я тебя съем, — сказал Заяц Картошке.

— Ешь на здоровье, да ещё и зайчат угости, — откликнулась Картошка.

Вдруг видит Заяц за кустом Волка. Да как чесанёт. А Волк — за ним. Осталась Картошка одна-одинёшенька.

— Пойду я к людям, — подумала она. — Люди картофель любят, вкусные кушанья из картофеля умеют готовить. Для них вкусная картошечка – праздник, да и для меня тоже. А в лесу – законы лесные, не место мне тут.

Вопросы к сказке «Картошка – путешественница»

Почему Волк и Заяц не съели Картошку?

Кого испугался Заяц?

Почему Картошка пошла к людям?

Любишь ли ты картофель?

«Картошка»

Ганс Христиан Андерсен, художник А. Кокорин

орошему когда-нибудь да быть в чести, — сказала бабушка.— Да вот взять хотя бы картошку; немало порассказала бы она, умей она говорить! И впрямь, долгие годы картошку ни во что не ставили. Даже пасторы в церковных проповедях говорили, что, мол, дана она нам на радость и на пользу, а всё зря: народ не верил этому. Сами короли раздавали людям картофельные клубни — пусть сажают в землю. А сажал ли их кто?Х

Да вот хоть в Пруссии, был там великий король, по прозвищу Старый Фриц; был он молодец, и он тоже взялся за картофель. Целый воз картофеля пожаловал одному из городов в своём королевстве и приказал бить в барабаны, чтобы созвать всех горожан на площадь. Не кто-нибудь, а отцы города показывали народу диковинные клубни и громко учили, как картофель сажать, как ходить за ним и как его готовить. Да что толку: в одно ухо вошло, в другое вышло. Люди так и не поняли, что им говорят, и стали пробовать на вкус сырую картошку.Целый воз картофеля пожаловал одному из городов

— Тьфу, до чего противная! — говорили они и швыряли картошку в сточную канаву, и видели собственными глазами, что даже собаки брезговали ею. Нашлись и такие, кто попытался посадить картошку: одни закопали картофелины подальше друг от друга и стали ждать, когда из них вырастут деревья, и можно будет снимать плоды. Другие побросали их в одну большую яму, где клубни слиплись в ком и дали ботву. На следующий год королю пришлось всё начать сначала, и не мало утекло воды, пока до людей дошло, что им надо делать.

— И так было повсюду! Картофель, этот лучший из плодов, дарованных нам, людям, нигде ни во что не ставили,— сказала бабушка. — Зато нынче цены ему нет! Нынче-то его признали. Всему хорошему когда-нибудь да быть в чести!

Частенько случалось видеть мне, как туго приходится людям на свете; и всякий раз вспоминал я картошку и бабушкины слова.

Все о картошке.

В 1771 году вследствие голода, опустошившего за год до того Западную Европу, Французская Безанская академия объявила конкурс на решение жизненно важного для населения вопроса “быть или не быть”, сформулированного, правда, более прозаично: “Указать растения, которые в период неурожая могли бы заменить обычно употребляемые людьми в пищу и способ их использования”. В ответ академия получила семь рукописей, в которых все авторы особое внимание обратили на южноафриканскую культуру - картофель. Премия была присуждена работе бывшего военного фармацевта Антуана Огюста Пармантье, изложившего способ приготовления из картофеля крахмала и использования клубней для приготовления хлеба без пшеничной муки.

Сам Пармантье познакомился с картофелем во время войны с Германией, где в плену ему пришлось питаться исключительно картофелем. Пармантье занялся изобретением различных блюд из картофеля, понимая, что бедняки не будут иметь картофель в изобилии, если богачи не убедятся в возможности приготовления из него вкусных блюд и для себя.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют “Первым” хлебом, а картофель “вторым”.

Со временем европейцы убедятся не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом. Скорее всего, именно из Польши картофель попал в имения польских магнатов в Белоруссии, Западной Украине и Литве.

К 1765 году картофель проник в Эстонию, Архангельск, Олонец, Каргополь, Новгород, Москву, Иркутск и даже Нерчинск.

Первым селекционером картофеля в России стал петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев (1826 - 1877 годы).

Стихи о картошке.

 

***

Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

***

Без картошки не прожить
Знают это даже дети,
Ведь она вкусней спагетти,
Долго в погребе лежит.

В первых блюдах ее варят,
На огонь, поставив в печь.
А к салатам тушат, жарят
К рыбным блюдам любят печь.

Хороша во всяких блюдах
С аппетитом все подряд
Уплетают это чудо
Ах, как вкусно,- говорят.

***

Ее любят даже кошки

Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.

Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!

***

На полях растет картофель
И на наших огородах.
Люди сеют его много
Этот чудный дар природы.
Он со всех сторон полезный,
Вкусный и питательный.
В рацион наш, как известно,
Входит обязательно.

***

Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много,
Я – немножко.
Я – всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты
Неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

Островская Э.

***

Самый главный овощ этот.
Расскажу вам по секрету,
С этим овощем рецептов,
Как загадок и ответов,
Больше тысячи, наверно,
И все необыкновенны!
И вареников начинка,
И гарнир к феле - грудинке,
Каждый любит есть толченку
И мальчишка и девчонка,
И, конечно, всем приманкой
Станет с нею запеканка.
В суп любой положим смело!
С ней, любимой, нет предела.
С нею есть рецепт котлеты,
Вот такой вот овощ этот!
Думать тут совсем немножко,
Все узнали вы картошку.

Осипова Е.

***

Я картошка круглая,
Красивая и смуглая!
Чтобы не состариться,
Пойду в кастрюле париться!
- Я картошка белая,
Сильная и смелая!
Закаляться стану я
В бассейне со сметаною!

Талеко

 

***

У этой картошки
Есть ушки и рожки,
На олененка похожа она.
А эта картошка
Немножко
Напоминает слона.
А эта малютка-картоха –
Забавный котеночек-кроха,
А та, что с ней рядом –
Баба-Яга,
Нос крючком и кривая нога.
А вот это картоша похожа...
- Не балуйся в кухне, Сережа!

Праздничнова В.

***

Без картошки не прожить
Знают это даже дети,
Ведь она вкусней спагетти,
Долго в погребе лежит.
В первых блюдах ее варят,
На огонь, поставив в печь.
А к салатам тушат, жарят
К рыбным блюдам любят печь.
Хороша во всяких блюдах
С аппетитом все подряд
Уплетают это чудо
Ах, как вкусно,- говорят.

***

Мама чистила картошку,
Сзади подошёл Тимошка.
Он картошку тихо взял
И сложил в свой самосвал.
Мама-глядь! А где картошка?
В доме только пёс и кошка...
Ах! Ещё же есть Тимошка.
Что-то он притих как мышь.
Где ты спрятался, малыш?
А Тимошка не скучает,
Он картошку сам считает.
Разве можно нам ругать
Тех, кто учится считать.

Разумова Л.

***

Я и в супе, и в салате,
В пирогах я и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка,
Я – всем нужная картошка!

***

Что рядками вдаль уходит
За бугор, за лес, за дом?
То - картофельное поле
Расстилается кругом.
Ах, картошка! Ах, картошка!
Ты для нас -  как свет в окошке!
Без тебя нам, может быть,
И недели не прожить!

Груданов Е. 

***

Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

***

Картофель в мундире
с Селедкой под шубой
порой обходился
нахально и грубо.
Селедка кричала вояке:
"Задира!
Попомни: однажды
лишишься мундира!"

Волкова Н.

***

Когда картошку уплетаю,
Всегда индейцев вспоминаю:
Вот не нашли б они картошку,
Что ел бы я большою ложкой?

***

Из ведерка – прыг! –  на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только  там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась  урожаем!

Гвоздев В.

***

На полях растет картофель
И на наших огородах.
Люди сеют его много
Этот чудный дар природы.
Он со всех сторон полезный,
Вкусный и питательный.
В рацион наш, как известно,
Входит обязательно.

***

Думаю, из овощей,
Лучше всех - картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки.

Громова Л.

***

Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!

***

Я на любом столе– любимый самый,
И в честь меня пора давать салют!
Ведь из картофеля  на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд!

Полак Ф.

***

Не оставлю я ни крошки
От рассыпчатой картошки
Я картошке очень рад,
у неё хороший взгляд.
А ещё, смотрите, вот,
у неё широкий рот.

П. Межиньш

Пословицы про картошку

Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.

На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.

Картофель – второй хлеб.

Без картошки, без моркошки – словно свадьба без гармошки.

На крестьянина дело найдётся, на голодного картошка сыщется.

Ешь картофель досыта, а сажай до пота.

Картошку копать, не руками махать.

Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.

Картошка да каша — еда наша.

Не велик сижок, да хорош пирожок.

Картофель хлебу подспорье.

Красна картошка едоками.

Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.

В день посадки картофеля мешки не штопают.

При посадке мешки не считают.

Начало формы

Конец формы

«Про картошку»
Калорийная картошка —
Хлебу русскому присошка.
Неказиста, мешковата,
Но вкусна она, ребята.

Пюре, драники, салат,
Угоститься каждый рад.
Для нормального развития,
Ешьте — Катя, Маня, Витя…

Как мы говорим?

Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко. (Не пустяк, не безделица)

Нос картошкой (широкий, толстый)

А мы на картошке! (так говорят, когда кто-либо находится на уборке картофеля)я
Заклички на картошку

 «Ешь картошку – и без бед проживёшь до сотни лет», — так говорили на Руси. Во Франции в XVIII веке дамы радовались изысканным украшениям из.. цветков картофеля. А у нас, на Руси, о картофеле можно сложить оду.

Расти, картошка,
Хлебу присошка,
Расти большая.
Чтоб червь не поел,
Лихой человек не задел,
Не украл, не оторвал,
Да не вытоптал.

Расти, картошка,
С бабкину головёшку,
По моему кулаку.
Расти без счета,
Не для отчета,
Чтоб копать да собирать
До хозяйского пота.

Как красно солнышко взойдёт,
Семенная картошечка
В сыру землю упадёт.
Матушка-земля,
Прими семена,
Сохрани их, расти,
Корми, пои,
Богатым картофелем верни.

Игры с картошкой:

  1. Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )
  2. “Гусеница” В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
  3. “Самый ловкий” Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
  4. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.

Памятка «Полезные советы»

Очищенный картофель, положенный в холодную воду, теряет до половины витаминов, а опущенный в кипяток — только около 20%. Варить картофель надо в плотно закрытой посуде. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, так как при этом теряется большое количество витамина С.  Чистить картофель нужно перед самым приготовлением. Нередко очищенные заранее клубни для предохранения от потемнения кладут в холодную воду. Нужно помнить, что держать их в воде долго нельзя. Даже за полчаса такого хранения в картофеле теряется почти половина витаминов.  Разрушает витамины не только длительное хранение в воде, а и повторное разогревание готовых блюд. Не следует переваривать картофель, оставлять его на горячей плите.  Как правильно хранить картофель?  Идеальные условия для сохранности картофеля — сухое, холодное, темное помещение, лучше всего погреб.  Важно правильно подготовить картофель к зимовке. Прежде чем убирать в погреб, картофель, особенно мокрый, надо хорошо просушить, подержав несколько часов на воздухе. Заодно отстанет налипшая на клубни земля.  Для экономии места картофель лучше заложить в закрома или ящики с небольшими отверстиями в стенках для доступа воздуха. Ящики ставят на подставки (15 - 20 см над полом) и не придвигают их вплотную к стенке.  Картофель не любит света: на свету клубни зеленеют, вырабатывается вредный для нашего здоровья соланин.  Очень чувствителен картофель и к пониженной температуре: при нуле градусов крахмал начинает перерабатываться в сахар, отчего клубни становятся приторно-сладкими, а, следовательно, невкусными. При температуре -1 °С и ниже картофель замерзает, но при +4 °С он дает ростки. Очень важно своевременно удалять появившиеся на картофеле ростки, так как с их ростом в клубнях накапливается соланин. Поэтому если картофель пророс сильно, лучше вообще его не есть, если немного — можно употреблять его в пищу, но только отварной и не «в мундире», а хорошо очищенный.                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...

Презентация работы по экологическому проекту "Ах картошка, картошка!" с детьми подготовительной группы.

В педагогичеком процессе с детьми подготовительной группы использовалась проектная деятельность, благодаря которой у ребят развивался познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир, нах...

Педагогический проект "Раз картошка, два картошка!"

Название проекта: «Раз картошка, два картошка!».Автор проекта: Постолова  Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с  «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год.Т...

ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»

Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. Пожалуй, не найти на  Земле такого места...

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"...

Проект "Раз картошка, два картошка!"

Наша приирода,неиссякаемый источник духовного и эстетического обогащения. Этот проект помогает формировать у детей элементарные экологические знания и представления, а это так актуально в наше время....