Защита проекта «Барыня Картошка» «Вечер у костра»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лобарева Алёна Владимировна

Обобщить знания о картофеле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая защита проекта90.24 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта «Барыня Картошка»

«Вечер у костра»

Автор: воспитатель Лобарева А. В. 1 квалификационной категории.

Цель: обобщить знания о картофеле.

Материал и оборудование: Макеты деревьев, импровизированный костёр, печёная картошка., музыка из к/ф «Завтрак на траве»  «Ах, картошка, картошка…», музыка из серии «Звуки природы – треск костра».

Дети и воспитатель сидят в позе лотоса, покачиваясь поют песню «Ах, картошка…» (1 куплет) вокруг костра.

Воспитатель:  - Ребята, мы много узнали о картофеле, вы с родителями сделали мнрого интересных…

Дети: - Книжек – малышек с рецептами, историей о картофели, плакаты, презентации

Воспитатель:  - Можно и отдохнуть и вспомнить обо всём.  Как хорошо сидится у костра в лесу, что можно делать в лесу?

Дети: - Наблюдать за природой, слушать пение птиц, петь, играть, а самое главное – испечь картошку.

Воспитатель:  - Пока печётся картошка, весело трещит костёр, можно всё вспомнить.

  Вспомните загадки о картошке.
Дети: 
- Закопали в землю в мае,  И сто дней не вынимали, А копать под осень стали, Не одну нашли, а десять 
(картошка)

- Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчатая, вкусна!” (картошка)
- Бурая - не мишка, В норке - но не мышка 
(картошка)
- И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … 
(картошка).
- Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? 
(картошку). - Неказиста, мелковата, Только любят все ребята Запеченную в костре, В ароматной кожуре. “Русский хлеб”, зовём мы крошку – Нашу добрую… (картошку)
Воспитатель: - Любит народ картошку, даже сочинил много пословиц и поговорок.

Недаром на Руси народе говорят: “Если есть картошка в доме, будешь  сытым целый год». Ещё какие вы помните пословицы и поговороки?

Дети: - «Картошку сажать – не руками махать»
- «Проголодаешься – картофель посадить догадаешься»
- «На Руси без картошки – что гулянка без гармошки».
- «Картофель – второй хлеб»
- «Ешь картофель досыта, а сажай до пота».
- «Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась».
- «Картошка да каша — еда наша».
- «Не велик сижок, да хорош пирожок».
- «Картофель хлебу подспорье».
- «Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит».

Воспитатель: - Ребята, вы так много знаете загадок о картошке, а откуда взялась картошка?

Ребёнок: - Картошку привёз давно в Россию царь Пётр 1, сначала люди попробовали её плоды и отравились. Крестьяне рассердились на картошку, вырвали её с корнеплодами и бросили её в костёр. А когда костёр прогорел, они увидели запечёные корнеплоды, попробовали их и им понравились. С тех пор люди стали готовить из неё много и блюд.

Воспитатель: - Какие?

Дети: (перечисляют блюда) Витя З.: - Мы с бабушкой делали вареники с картошкой, сфотографировали и сделали книжку с рецептом вареников.

Ребёнок: - Мы спрашивали у детей, родителей, сотрудников: любят ли они блюда из картофеля и какие.

Воспитатель: - И что же вам ответили?

Ребёнок: - Только один человек не любит картошку, а остальные и печёную, и варёную, и тушёную, и пюре.

Ребёнок: - Её прозвали вторым хлебом в России.

Воспитатель: - Почему?

Ребёнок: - Потому что он выручал людей в тяжелые времена, например, когда были засухи и не было урожая пшеницы, во время Великой Отечественной Войны, рассказывают, был самый большой урожай картошки и спаслось много людей и солдат от голода.

Матвей: Выручает нас всегда,
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной, 
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

Воспитатель: - Вы наверно уже давно сидите, можно и размяться, давайте вспомним как копали картошку.
Физкультурная  пауза.

Картошка в черной земле сидела.    

Ни на кого не глядела.

(Руки на поясе, повороты головы в стороны).

Дождем ее поливало,

Солнышком пригревало, Картошка подрастала.

(Ладони рук вверх,  сжать в кулаки, опустить к плечам. Из положения сидя, встать на носочки, потянуться вверх). Осенью время настало-

Картошка созрела,

Большая и вкусная стала.

(Пальцы рук сцеплены, руки в форме круга).

Мы лопату возьмем

И копать ее пойдем.

(Наклоны вниз).

Много накопали – угощать всех стали.

(Движения рук от груди вперед).

Воспитатель: - Очень любят картошку люди, придумали много блюд, загадок. А что ещё посвящают картофелю?

Ребёнок: - В Бельгии есть целый музей картофеля, там собраны экспонаты - первые приспособления для уборки клубней, машины для сбора урожая картофеля, конфеты с изображением картофеля, украшения с изображением цветов картофеля, игры, литература, рецепты блюд из картофеля.  И в нашей стране установлены памятники картофелю: в городе Мариинске, в деревне Ильмень.

Ребёнок: - Художники в своих картинах рисовали картофель: зарубежные - Винсент Ван Гог «Корзина картошки» и наши российские - Шатковский О. Я. «Выкапывают картофель», Кувин  А.  И. «Уборка картофеля», Ткачевы Алексей и Сергей  «Картошка», Куликова А.  А. «Уборка картофеля»

Воспитатель:  - Вы говорили возле костра можно песни петь. Что споём?

Дети: - Частушки.

(Дети поют частушки о картошке)

Воспитатель: - Где ещё применяют люди картофель?
Ребёнок: - Сок свежей картошки, выжимают и пьют от боли в желудке, полощут рот и горло при ангине. Натирают картофель и прикладывают к ожогам и  ранам. Когда сильно кашляют, варят картофель "в мундире" и дышат его парами.

Воспитатель:  - Ну вот и закончился наш вечер у костра, картошка ещё не испеклась, посмотрим интересную историю про картошку.

(Мини – сценка «Упрямая картошка)

1)КАК – ТО КРУГЛАЯ КАРТОШКА,
ОТРЯХНУВ ОТ ПЫЛИ НОЖКИ,
УЛИЗНУЛА НА СВОБОДУ
ИЗ РОДНОГО ОГОРОДА
«ПОИЩУ ПРИЮТ И КРОВ
НА ЛУГУ, СРЕДИ ЦВЕТОВ!
БУДУ ВВОЛЮ ОТДЫХАТЬ,
ДА НА СОЛНЫШКЕ ДРЕМАТЬ!»

2)ВСЛЕД БЕГЛЯНКЕ ЗА ЗАБОРОМ,
ЗАКРИЧАЛИ ПОМИДОРЫ:
ЭХ ТЫ, ГЛУПАЯ КАРТОШКА!
ХОТЬ ПОДУМАЛА Б НЕМНОЖКО!
ТЫ Ж НЕ ГРИБ И НЕ РОМАШКА,
БЕЗ ПРИСМОТРА БУДЕТ ТЯЖКО!
ВСЯКИЙ, КТО ТЕБЯ УВИДИТ
БЕЗЗАЩИТНУЮ, ОБИДИТ!
И ПОТОМ, КТО В ЧИСТОМ ПОЛЕ,
ТЕБЯ ВОВРЕМЯ ПРОПОЛЕТ?!
А ЗИМОЮ СНЕГ ПОЙДЁТ?!
ВОЗВРАЩАЙСЯ В ОГОРОД!»

3)НО КАРТОШКА ИМ В ОТВЕТ:
«АХ! ОТ ВАС ПОКОЯ НЕТ!
ВАС ПОСЛУШАТЬ, ТАК ТОГДА,
НУ КРУГОМ ОДНА БЕДА!
ЛУЧШЕ СПРЯЧТЕСЬ ЗА ОГРАДОЙ!
МНЕ СОВЕТЧИКОВ НЕ НАДО!»,-
ПОКАЗАЛА ВСЕМ ЯЗЫК,
И ЗАЛЕЗЛА В ГРУЗОВИК.

4)БЕДОЛАГЕ, КАК НАЗЛО,
В ТОТ ЖЕ МИГ НЕ ПОВЕЗЛО.
ГРУЗОВИК С ТОРГОВ В СОВХОЗ
ПОРОСЯТ ГОЛОДНЫХ ВЁЗ,                                                                     ОТ КАРТОШКИ, ЭКА ЖАЛОСТЬ,
И КОЖУРКИ НЕ ОСТАЛОСЬ!

5)ТУТ МОРАЛЬ – СОВЕТ ХОРОШИЙ
МУДРЫЙ К РАЗУМУ ПРИЛОЖИТ!
А УПРЯМЕЦ СВОЕВОЛЬНЫЙ
САМ СЕБЯ ПОРАНИТ БОЛЬНО

Воспитатель:  - Какой же здесь совет?

Дети: - Нельзя быть упрямым.

Воспитатель:  - Вот и испеклась картошка.

1)КАК – ТО КРУГЛАЯ КАРТОШКА,
ОТРЯХНУВ ОТ ПЫЛИ НОЖКИ,
УЛИЗНУЛА НА СВОБОДУ
ИЗ РОДНОГО ОГОРОДА
«ПОИЩУ ПРИЮТ И КРОВ
НА ЛУГУ, СРЕДИ ЦВЕТОВ!
БУДУ ВВОЛЮ ОТДЫХАТЬ,
ДА НА СОЛНЫШКЕ ДРЕМАТЬ!»

2)ВСЛЕД БЕГЛЯНКЕ ЗА ЗАБОРОМ,
ЗАКРИЧАЛИ ПОМИДОРЫ:
ЭХ ТЫ, ГЛУПАЯ КАРТОШКА!
ХОТЬ ПОДУМАЛА Б НЕМНОЖКО!
ТЫ Ж НЕ ГРИБ И НЕ РОМАШКА,
БЕЗ ПРИСМОТРА БУДЕТ ТЯЖКО!
ВСЯКИЙ, КТО ТЕБЯ УВИДИТ
БЕЗЗАЩИТНУЮ, ОБИДИТ!
И ПОТОМ, КТО В ЧИСТОМ ПОЛЕ,
ТЕБЯ ВОВРЕМЯ ПРОПОЛЕТ?!
А ЗИМОЮ СНЕГ ПОЙДЁТ?!
ВОЗВРАЩАЙСЯ В ОГОРОД!»

3)НО КАРТОШКА ИМ В ОТВЕТ:
«АХ! ОТ ВАС ПОКОЯ НЕТ!
ВАС ПОСЛУШАТЬ, ТАК ТОГДА,
НУ КРУГОМ ОДНА БЕДА!
ЛУЧШЕ СПРЯЧТЕСЬ ЗА ОГРАДОЙ!
МНЕ СОВЕТЧИКОВ НЕ НАДО!»,-
ПОКАЗАЛА ВСЕМ ЯЗЫК,
И ЗАЛЕЗЛА В ГРУЗОВИК.

4)БЕДОЛАГЕ, КАК НАЗЛО,
В ТОТ ЖЕ МИГ НЕ ПОВЕЗЛО.
ГРУЗОВИК С ТОРГОВ В СОВХОЗ
ПОРОСЯТ ГОЛОДНЫХ ВЁЗ.
ОТ КАРТОШКИ, ЭКА ЖАЛОСТЬ,
И КОЖУРКИ НЕ ОСТАЛОСЬ!

5)ТУТ МОРАЛЬ – СОВЕТ ХОРОШИЙ
МУДРЫЙ К РАЗУМУ ПРИЛОЖИТ!
А УПРЯМЕЦ СВОЕВОЛЬНЫЙ
САМ СЕБЯ ПОРАНИТ БОЛЬНО

1)КАК – ТО КРУГЛАЯ КАРТОШКА,
ОТРЯХНУВ ОТ ПЫЛИ НОЖКИ,
УЛИЗНУЛА НА СВОБОДУ
ИЗ РОДНОГО ОГОРОДА
«ПОИЩУ ПРИЮТ И КРОВ
НА ЛУГУ, СРЕДИ ЦВЕТОВ!
БУДУ ВВОЛЮ ОТДЫХАТЬ,
ДА НА СОЛНЫШКЕ ДРЕМАТЬ!»

2)ВСЛЕД БЕГЛЯНКЕ ЗА ЗАБОРОМ,
ЗАКРИЧАЛИ ПОМИДОРЫ:
ЭХ ТЫ, ГЛУПАЯ КАРТОШКА!
ХОТЬ ПОДУМАЛА Б НЕМНОЖКО!
ТЫ Ж НЕ ГРИБ И НЕ РОМАШКА,
БЕЗ ПРИСМОТРА БУДЕТ ТЯЖКО!
ВСЯКИЙ, КТО ТЕБЯ УВИДИТ
БЕЗЗАЩИТНУЮ, ОБИДИТ!
И ПОТОМ, КТО В ЧИСТОМ ПОЛЕ,
ТЕБЯ ВОВРЕМЯ ПРОПОЛЕТ?!
А ЗИМОЮ СНЕГ ПОЙДЁТ?!
ВОЗВРАЩАЙСЯ В ОГОРОД!»

3)НО КАРТОШКА ИМ В ОТВЕТ:
«АХ! ОТ ВАС ПОКОЯ НЕТ!
ВАС ПОСЛУШАТЬ, ТАК ТОГДА,
НУ КРУГОМ ОДНА БЕДА!
ЛУЧШЕ СПРЯЧТЕСЬ ЗА ОГРАДОЙ!
МНЕ СОВЕТЧИКОВ НЕ НАДО!»,-
ПОКАЗАЛА ВСЕМ ЯЗЫК,
И ЗАЛЕЗЛА В ГРУЗОВИК.

4)БЕДОЛАГЕ, КАК НАЗЛО,
В ТОТ ЖЕ МИГ НЕ ПОВЕЗЛО.
ГРУЗОВИК С ТОРГОВ В СОВХОЗ
ПОРОСЯТ ГОЛОДНЫХ ВЁЗ.
ОТ КАРТОШКИ, ЭКА ЖАЛОСТЬ,
И КОЖУРКИ НЕ ОСТАЛОСЬ!

5)ТУТ МОРАЛЬ – СОВЕТ ХОРОШИЙ
МУДРЫЙ К РАЗУМУ ПРИЛОЖИТ!
А УПРЯМЕЦ СВОЕВОЛЬНЫЙ
САМ СЕБЯ ПОРАНИТ БОЛЬНО

Притча «Мешок картошки» (совместно с ребёнком - Инесса) 

Ученик спросил учителя: 
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 
- И это всё? - недоумённо спросил ученик. 
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился... 
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. 
К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. 
Ученик пришёл к учителю и сказал: 
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. 
Но учитель ответил: 
- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. 
Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.
Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. 
Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?

Инесса: - А вы не носите такой мешок?

Воспитатель: - Может вы знаете таких людей? Расскажите им эту притчу, может они задумаются над своими поступками.

Ученик спросил учителя: 
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 
- И это всё? - недоумённо спросил ученик. 
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился... 
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. 
К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. 
Ученик пришёл к учителю и сказал: 
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, мешок слишком тя
жёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. 
Но учитель ответил: 
- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. 
Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.
Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. 
Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?

Какие загадки про картошку вы знаете?(Каждый участник говорит свою загадку).
Ответы
- Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. 
(картошка)
- Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчатая, вкусна!” 
(картошка)
- Бурая - не мишка, В норке - но не мышка 
(картошка)
- И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … 
(картошка).
- Неказиста, мелковата, Только любят все ребята Запеченную в костре, В ароматной кожуре. “Русский хлеб”, зовём мы крошку – Нашу добрую… 
(картошку)
- Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? 
(картошку). Какие вы знаете пословицы про картофель?(Каждый участник говорит свою пословицу).
Ответы
- «Картошку сажать – не руками махать»
- «Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.»
- «На Руси без картошки – что гулянка без гармошки».
- «Картофель – второй хлеб»
- «Ешь картофель досыта, а сажай до пота».
- «Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась».
- «Картошка да каша — еда наша».
- «Не велик сижок, да хорош пирожок».
- «Картофель хлебу подспорье».
- «Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит».

Ведущий:
Ведущий:
-Пролетело время незаметно,
О картошке много мы узнали,
И ещё о ней поговорим мы непременно,
Когда встретимся все снова в этом зале.
А на память вам, друзья, об этой встрече

 Инесса:

Друзья, мы собрались,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище, совсем простой,
Которая , так вкусно кормит нас!

2 Ребёнок:

О той, у кого много-много глаз,
На этот раз пойдет рассказ,
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);

3Ребёнок:

О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки,
Росли день ото дня;

4 Ребёнок:

О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…

(Картошка).

5 Ребёнок:

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
6  Ребёнок:

Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.

3 ребёнок
-Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной, 
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!
4 ребёнок:
-Без картошки не прожить
Знают это даже дети,
Ведь она вкусней спагетти,
Долго в погребе лежит.
В первых блюдах ее варят,
На огонь, поставив в печь.
А к салатам тушат, жарят
К рыбным блюдам любят печь.
Хороша во всяких блюдах
С аппетитом все подряд
Уплетают это чудо
Ах, как вкусно,- говорят.
5 ребёнок:
-Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!
6 ребёнок:.
7 ребёнок:
-О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Воспитатель: - Ранней весной, когда природа еще не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росточек уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые человеческие руки все лето будут ухаживать за ним, рыхлить землю вокруг кустика, пропалывать от сорной травы. Дождик тоже будет помогать картофелю расти.
«Дождик, лей, лей, лей,
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!»

Воспитатель - А теперь, ребята, давайте проверим, ваши знания о картофеле.
В ходе игры, при затруднениях, приветствуется помощь «знатокам» их родителями.

1.Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию?
Ответ: Пётр 1 Больше истории.
2.Родина картофеля — это…?
Ответ: Южная Америка.
3.Какие полезные вещества содержатся в картофеле?
Ответ: витамины С, В1, РР, Е, каротин, калий, кальций, фосфор, железо, йод, сера, медь, цинк, марганец, фолиевая кислота и другие.
4.Как в старину называли картошку?
Ответ: «земляные яблоки».
5.Почему мы называем картофель «вторым хлебом»?
Ответ:потому что картофель – высококалорийный продукт.
6.Что такое «картошка в мундире»?
Ответ:картошка, запечённая или сваренная в кожуре.
7.Назовите как можно больше блюд из картофеля .
Ответ: Пюре, запеканка, суп-пюре, салат, драники, котлеты, зразы, пироги с картофелем, оладьи, кнели, галушки, рулет. Картошку едят в запеченном, жареном, варёном виде.

МЕДИЦИНА

Дети говорят пословицы и поговорки:

Картошка да каша – еда наша. 
Картошку копать, не руками махать. 
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. 
Без труда картошка не родится никогда. 
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге. 

Дети встают полукругом с воспитателем

Воспитатель рассказывает (звучит спокойная музыка)

 Притча «Мешок картошки»

Ученик спросил учителя: 

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 

- И это всё? - недоумённо спросил ученик. 

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился... 

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. 

К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. 

Ученик пришёл к учителю и сказал: 

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. 

Но учитель ответил: 

- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. 

Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.

Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. 

Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?

Понравилось? Расскажи друзьям: Поговорить , обсудить.

Цель: Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у детей через организацию совместной познавательной и продуктивной учебной деятельности.

Задачи:
• Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы.
• Развитие конструктивных способностей у детей, умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Воспитание у учащихся ответственного отношения
к порученному делу за совместно выполненную работу.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:
• изучение литературы по теме;
• планирование, составление мини – проектов.

Основной:
• реализация мини – проектов;
• действие детских инициатив.

Заключительный:
• защита проекта;
• создание презентаций.

Сроки реализации: октябрь – ноябрь 2011г.

Участники проекта: ученики 3 – а класса, учитель.

Основные направления проекта:
• экологическое направление;
• патриотическое направление;
• трудовое направление.

"Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!"(В.Астафьев)

Репортаж о «Картошкиных именинах»
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…

Все: Праздник «Картошкины именины».

Учитель: Дорогие друзья, сегодня необычный день. Мы будем защищать проект «Картошкины именины», чествовать необычную гостью – картошку, самый замечательный и самый простой заморский овощ. Кто не любит картошку с запахом дымка, печёную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре?
Дети проделали большую исследовательскую работу и узнали много интересного об этом овоще. Класс поделился на группы и каждая группа искала материал по своей теме. Итак первая группа археологов расскажет о том где и когда родилась картошка.

Группа археологов (презентация)

Учитель: в ходе работы над проектом ребята нашли очень много стихов про картошку.

Глупая картошка

Группа историков расскажет о том как картошка попала в Россию. ( Плакат)

Учитель: вот какие задорные частушки нашли ребята про этот овощ.

ЧАСТУШКИ
1. Гармонист, гармонист
Разверни гармошку.
Мы сегодня пропоём
Частушки про картошку.

2. Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришёл
Вышел дед копать картошку,
А картошки не нашёл.

3. Папе с мамой помогала
Собирать картошку.
Он – ведро, она – ведро,
Ну и я – немножко.

4. Мы всё лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печёную картошку.

5. Без прикуски и вприкуску
Вся картошка хороша,
Съел сегодня полведра
Отогрелася душа.

6. Ой, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки
Так чего бы стали есть?

Группа полиглотов поведает о том как называют картофель в разных странах. (презентация)

Стихотворение «Ода об овощах из огорода» Д. Халилуллиной.

Учитель: также ребята нашли пословицы и загадки про картофель.

Картошка поспела- берись за дело.
Картофель- хлебу подспорье.
Картошка созреет- человека согреет.

Загадки о картофеле.
1. У лысой головки
Есть глазки и бровки.
Глаза чуть-чуть раскосы,
А брови – безволосы.

2. Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

3. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… картошка.

4. Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед.

5. Её единственную в мире
Не просто варят, а в мундире.
Честь мундира бережёт –
Служит людям каждый год.

6. Курочка – пустодом,
Свила гнездо за двором,
Яйцо несёт,
В землю кладёт.

7. Белые кисти – напрасный наряд,
Зелёные кисти – опасный яд,
Но под ногой – клад дорогой.

8. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная … картошка.

Группа агрономов расскажет как нужно выращивать и хранить картофель.

(презентация)

Учитель музыки: Вы хорошо поработали узнавали историю картошки, узнали как её надо сажать и выращивать, а сейчас отдохнём.

Физкультминутка.

Группа экспертов расскажет о пользе и составе картофеля. (плакат)

Танец «Антошка»

Группа исследователей познакомит нас с интересными фактами из истории картофеля(доклад)

Песня про картошку

Выставка поделок из картофеля и приготовленные блюда.

Картошкины именины Луканкина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Инжавинская средняя общеобразовательная школа. Тамбовская область, р.п. Инжавино Картошкины именины Луканкина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Инжавинская средняя общеобразовательная школа. Тамбовская область, р.п. Инжавино Картошкины именины Луканкина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Инжавинская средняя общеобразовательная школа. Тамбовская область, р.п. Инжавино Картошкины именины Луканкина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Инжавинская средняя общеобразовательная школа. Тамбовская область, р.п. Инжавино

Подведём итоги что же мы узнали о картошке?

Про ту самую, из которой, как говорят кулинары, могут приготовить сотни различных блюд. Трудно поверить, что этот удивительный овощ, когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которымимодно было украшать женские причёски! Слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки! Пожалуй, вполне закономерно, что картофель часто называют «вторым хлебом». Много раз, внеурожайные для хлебных культур годы, картофель спасал миллионылюдей от голодной смерти!

Ведущий:
-А ведь, выращивали картофель для еды не всегда. Давным-давно, во времена царствования Петра I , его цветки использовали для украшения благородные дамы и кавалеры. Вы знаете, как выглядит цветок картофеля?

?????Исполняется песня

Песня о картошке.

  1. Как любим мы картошку, 2 раза
    Не можем без картошки
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, 2 раза
    Не можем без картошки
    Представьте себе, 2 раза
    Мы даже дня прожить.
  2. Мы жарим ее,  варим
    И в супик ее добавляем
    И можем мы в “мундире”
    Картошку отварить.
    Представьте себе, 2 раза
    И можем мы в “мундире”
    Представьте себе, 2 раза
    Картошку отварить.
  3. Любите  вы картошку, 2 раза
    И всякие секреты
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, 2 раза
    И всякие секреты
    Представьте себе, 2 раза
    Узнаете о ней.

Появляется Картошка

Картошка:

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Вед: Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Вставай с нами в наш веселый хоровод.

Хоровод «Ручеек»

Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

Появляется Гусеница.

Гусеница: Наконец-то я у цели.

               Доползла я еле-еле.

               Утомилась, похудела        

               Ведь давно уже не ела.

               Ну и что я вижу там?

 Хочет съесть Картошку.

Выскакивает Чипс, пытается Картошку защитить.

Гусеница: А ты кто такой будешь?

Чипс:

Я картошкин верный друг,

Чипсом все меня зовут.

Любят чипсы ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

Там меня едят и тут,

На футбол с собой берут.

И с беконом, и с укропом,

С крабом, с сыром, с огурцом.

Съешь и будешь молодцом!

Гусеница: Не отдам я вам картошку. Я сама ее люблю. Моя это картошка.

Вот если выполните мои задания и поиграете со мной, тогда я может и поделюсь с вами…

А для начала спойте -ка мне песню…

Дети поют песню на сл. и муз. В.Попова

«А споёмте-ка, ребята»

1.

А споёмте ка, ребята
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.

2.

Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.

3.

Ах, картошка – объеденье,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

4.

Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём  тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!

Гусеница: Да, песенка мне понравилась. А теперь посмотрим, как вы справитесь с моими заданиями.

Ребёнок:

О картошке мы не только
Песен много  знаем.  
Любим мы играть с картошкой – 
Давайте поиграем!

Игры с картошкой:

  1. “Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )
  2. “Гусеница” В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
  3. “Самый ловкий” Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
  4. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.

Гусеница: Да, весело тут вас. Дружные вы ребята… Только зачем вам картошка? Она сырая, невкусная.. Что из нее сделаешь то?

Картошка:

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично, ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зелёный лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед: Наши родители постарались и сделали из картошки много разных замечательных блюд.

Презентация блюд из картофеля. Дефиле.

Гусеница собирается попробовать блюда.

Картошка её останавливает.   Кто не работает, тот не ест.

Гусеница: Что я не работала?

Мы работали все лето

От заката до рассвета

Ели клубни и кусты-

Набивали животы.

Ведущая:  Да разве это работа? Вот ребята потрудились на славу. Весной посадили картошку, летом окучивали, пропалывали, а осенью выкопали.

Наелись, да и поделок наделали.

Вы налево посмотрите,

Чудо-выставку найдите.

А на ней-то, а на ней

Много всяческих идей.

Есть и ёжик, и матрешка,

Мишка, лошадь, кактус, кошка.

Есть Копатыч-удалец,

Кто работал-молодец!

Гусеница: 

Ай, да чудо-детвора,

потрудилась на ура!

Долго с вами веселилась

И признаться, утомилась.

Осень гонит со двора,

На зимовку мне пора.

             Гусеница уходит.

Картошка:

Праздник наш уже кончаем

Что же вам ещё сказать?

Вам картошечку по праву

«Вторым хлебом» называть

Песня “Бульба”.

  1. Из мешка бери картошку
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной
    Иль в мундире запеченой

Припев:

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам.    2 раза

  1. Из картошки сварим кашу,
    Всю родню накормим нашу.
    Кому каша надоест,
    Пусть картошку в супе ест.

Припев.

  1. Ай, туры да растуры,
    Не дворянской мы натуры.
    Коль у нас картошки нет,
    И обед нам не в обед.

Припев.

Вариант 2

Праздник картошки,

(тематические развлечение с детьми старшей группы)

Образовательная область: Музыка

Цели: Создание атмосферы доверия и активного взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. Поддержание положительной эмоциональной обстановки на празднике. Дополнить восприятие праздника применением современных технических средств.

Оборудование: Аудио и видео материалы, музыкальные шумовые инструменты, шапочки овощей, костюмы Картошки и Осени, инвентарь для аттракционов.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под музыку и встают полукругом у центральной стены.

Осень:

Здравствуйте, дорогие дети! Добрый вечер, уважаемые гости!

Дети (стихи)

1.   Здравствуй, осень золотая,

 Голубая неба высь,

Листья желтые, слетая,

На дорожку улеглись.

2.   Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок,

Там под елкою в тенечке,

Вырос маленький грибок

3.    Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин.

Песня: «Постучалась осень» муз. Еремеевой

4.   Что теперь грустить о лете,

Осень в гости к нам пришла,

В позолоченной карете,

Всем подарки принесла

Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»

Осень раздает инструменты детям      

Тихо бродит по дорожке осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит ( маракас)

Где дождинкой зазвенит ( колокольчик)

Раздается громкий стук - это дятел тук да тук (дерев. ложки)

Дятел делает дупло, белке будет там тепло ( ксилофон)

Ветер вдруг налетел, по деревьям пошумел ( шуршалки)

Громко завывает, тучки собирает (тремоло бубнов)

Дождик Динь, дождик дон,

Капель бойкий перезвон ( колокольчики, металофоны)

Все звенит, стучит , поет, осень яркая идет ( все инструменты) 

Осень собирает инструменты в корзину.      

Ходят часики природы:

День, неделя, месяц, год,

Если осень у народа,

Каждый день полно забот.

Встали в круг.

Игра: Что нам осень принесет.

Осень:

Вот спасибо вам, ребята!

Но сейчас пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять.

Что, впрочем, можно сосчитать.

О той, кто зиму сладко спал.

Забравшись осенью в подвал.

Ее так любит детвора,

Ее почистили с утра,

Пюре сварили и кисель,

И накормили на весь день.

Подумайте немножко

-А что это?      (картошка)

Муз. рук.:

 Как пришел картофель в дом?

 Будет наша речь о том.

 О поделках, вкусной пище,

 Вам узнать не будет лишним.

Картофель попал в Россию много лет назад. Привез ее царь Петр I. Не сразу ее приняли и стали выращивать. Но со временем картофель стал одним из главных блюд русского стола.

Слайдшоу («Ах, картошка объеденье»)    

                                                               

Осень:

 А теперь я приглашаю прогуляться в огород,

Вместе с вами мы посмотрим, что же там сейчас растет?        

М.р. одевает детям шапки овощей.

Осень: я осень разноцветная все разрисовала,

В огороде овощи ярко расписала

Помидоры - красные, кабачок пузатый,

И бочок у тыковки рыже-полосатый.

Инсценировка «Спор овощей»

 Осень:

Ой, а в огороде пусто!

Нет ни лука . ни капусты.

Ни гороха, огурцов.

 Помидоров, кабачков.

Свеклы, редьки не видеть,

Что ж на зиму запасать?

И корзинку не найду,

Похожу-ка, поищу.

Слышу, кто-то тараторит:

Овощи в корзине спорят.

А картошка тихо плачет,

 Места нет ей - вот задача.

Овощи:

Нам картошка не сестрица,

Не хотим с тобой водиться!

Ты же закопченная, грязная и черная.

Картошка:

Я должна в земле сидеть, не дают картошке,

Даже осенью одеть яркие одежки!

 Я прошу, не выгоняйте,

Вы меня не обижайте,

Я не закопченная,

И совсем не черная.

Овощи:

Грязной некрасиво быть,

Не хотим с тобой дружить!

Помидор:

То ли дело помидор,

 Оторвать не можем взор.

 Я красивый, ярко-красный.

 У меня кафтан атласный.

Огурец:

Я зеленый огурец, сочный яркий молодец

Цветом я своим горжусь, показаться не стыжусь!

Морковь:

Не хвалитесь вы , друзья,

Всех красивей - это я.

Я, морковка, ярче всех,

У меня везде успех.

Горох:

Я зелененький горох, цветом тоже я неплох.

Я в земле не сижу, с высоты на всех гляжу.

Свекла:

У меня кафтан бордовый, очень тонкий, нежный, новый

Заглядишься на меня, всех красивей - это я!

Капуста:

Чтобы всем вам было пусто - я красавица капуста.

Середина бела, потому что спелая,

А края зеленые, сочные, ядреные.

Лук:

Ох как ты разлопушилась, больно сильно загордилась,

Мой цвет самый дорогой, потому что золотой.

Баклажан:

Я красавец, баклажан, фиолетовый кафтан.

Благородный, редкий цвет, словом, я - интеллигент

Репка:

Хоть сижу в земле я крепко.

Платье желтое у репки,

Самый радостный мой цвет,

Среди вас такого нет.

Видео заканчивается. Из  домика выходит Картошка.

Картошка:

Яркий цвет хорош, друзья,

Понимаю это я,

В Вас так много красоты,

И так мало доброты!

Осень:

Всех я помирить хочу,

Спор ненужный прекращу,

Важна польза, а не цвет,

Вот вам осени ответ.

Все вкусны вы, все полезны,

Прогоняете болезни!

Всем вам надо помириться, и. конечно, подружиться.

Танец «Подружились» («Топ-хлоп»)

Овощи:

Помирила всех нас осень!

Мы у вас прощенья просим!

Пусть картошка будет с нами, будем мы ее друзьями,

Щетки дружно мы возьмем и картошку ототрем,

И в воде мы сполоснем и на стол мы принесем.

Осень раздает детям щетки, дети бегут вокруг Картошки и «моют» ее, Осень одевает белый  воротник Картошке.

Осень:

Вот теперь ты чистая, спелая, душистая.

Ты к ребятам выходи, хоровод свой заводи!

Хоровод: «Веселый огород». Дети сели на места. Осень снимает шапки с детей.

Осень:

А не хочешь ли, Картошка.

Познакомиться с Антошкой,

 Наш Антошка хоть куда!

Эй, Антошка, к нам, сюда!

Танец - инсценировка: "Антошка"

Картошка: Вам друзья я благодарна!

Я красива, я шикарна!

Чтоб ребятам не скучать,

Приглашаю всех играть!

И осенние картины

Попрошу я вас создать.

Осень:

Да картины не простые, из картошки составные!

"Картофельный дизайнер"        

(Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картошки, из ягод, листьев и прочих материалов картину. Участвуют дети с родителями)

Приготовить: Листья подсушенные, картофель, ягоды, цветы, травы сушеные 

Осень:

Какие все молодцы! Какие красивые картины вы создали!

Муз. рук. :

А теперь мы предлагаем
Попытать всем счастья
Вас на конкурс приглашаем
"Картофельных дел мастер".

        

Представление блюд из картофеля "Ах, картошка, объеденье!", поделок.

Осень:

Потрудились мы на славу и собрали урожай,

Я теперь вас приглашаю в гости к нам на вкусный чай.

Картошка:

Вас за все благодарю,

За картины вас хвалю!

И пирожными «Картошка»

Вас сегодня угощу!

После представления блюд, Осень угощает детей пирожными «Картошка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...

Презентация работы по экологическому проекту "Ах картошка, картошка!" с детьми подготовительной группы.

В педагогичеком процессе с детьми подготовительной группы использовалась проектная деятельность, благодаря которой у ребят развивался познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир, нах...

Педагогический проект "Раз картошка, два картошка!"

Название проекта: «Раз картошка, два картошка!».Автор проекта: Постолова  Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с  «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год.Т...

МИНИ – ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»

Узнать и доказать откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом».                 ...

ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»

Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. Пожалуй, не найти на  Земле такого места...

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"...

Проект "Раз картошка, два картошка!"

Наша приирода,неиссякаемый источник духовного и эстетического обогащения. Этот проект помогает формировать у детей элементарные экологические знания и представления, а это так актуально в наше время....