ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»
проект (подготовительная группа) по теме

Шейн Елена Вячеславовна

Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. Пожалуй, не найти на  Земле такого места, где бы  картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? В старину   всегда говорили: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присушка», «Картошка на Руси «второй» хлеб». Работая над проектом дети найдут ответы на вопросы:  Что такое картофель? Откуда картофель родом и как попал в Россию? Почему сваренный  картофель рассыпчатый? Почему у жаренной картошки хрустящая румяная корочка? Узнают о процессе  выращивания и составе картофеля, о важности картофеля в жизни человека, о природных факторах  влияющих на рост растения и многое другое.

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_barynya_kartoshka.docx77.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ – ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»I:\картошка\4214_1_big_bn.jpg

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду. Пожалуй, не найти на  Земле такого места, где бы  картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? В старину   всегда говорили: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присушка», «Картошка на Руси «второй» хлеб». - А почему? Мы задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:

  • Что такое картофель?
  • Откуда картофель родом и как попал в Россию?
  • Правда ли, что есть День картошки?
  • Почему сваренный картофель рассыпчатый?
  • Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка? И многое другое.

Нас заинтересовали эти вопросы и мы решили сами найти ответы на них.

Тип проекта: информационно - творческий, исследовательский. 

Сроки проведения: с 10. 10. – 25. 10. 16 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы МДОУ «Брусничка»

Цель: Узнать и доказать откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом».                  

Задачи:

  1. Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.)
  2. Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека,  в питании   и     в лечебных целях.
  3. Познакомить со строением картофеля и получением крахмала из него.
  4. Уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (семена, проращивание и  использование сельхозтехники).
  5. Развивать  у детей познавательный интерес к выращиванию  картофеля, желание наблюдать за изменением роста в зависимости от условий.
  6. Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности при получении крахмала.
  7. Воспитывать у детей любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.
  8. Продолжать прививать интерес  и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений.
  9. Формировать экологической культуры.

Проблема: У детей недостаточный запас знаний о росте и развитие картофеля, беден словарный запас. В ходе бесед отвечают на вопросы неуверенно, подолгу задумываются над ответом. Отвечают преимущественно с помощью подсказки или наводящих вопросов, дают неполный ответ, перечисляя отдельные признаки  или явления, не умеют выделять существенное, в речи мало используют распространенные предложения.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

- процесс выращивания и состав картофеля;

- о важности картофеля в жизни человека;

- природные факторы, влияющие на рост растения;

- какие инструменты, оборудование и машины помогут человеку вырастить картофель;

- о разнообразии художественных произведений о картофеле;

Дети должны уметь:

- строить предложения синтаксически и грамматически правильно;

-слушать взрослого и товарищей;

-отвечать грамматически правильно на поставленные вопросы;

-вести наблюдения, делать зарисовки;

-работать с книгой при рассматривании иллюстраций;

-работать с цветными карандашами;

-в общении быть свободными, раскрепощенными, проявлять самостоятельность, инициативу.

Дети должны иметь представление:

- о многообразии овощей, их пользе;

- о способах посадки картофеля, этапы его роста и  составе;

- о потребности растений - клубня картофеля в солнечном свете, о значении благоприятных условий для роста растения.

План мероприятий

Мероприятия

Цель

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Изучение проблем и постановка цели проекта.

Цель: Изучить проблему и цели проекта.

10.10.16 г.

Воспитатели.

Изучение материала по теме «Картофель» в разных источниках: интернет, библиотека.

Цель: Изучить материал по теме в разных источниках: интернет, библиотека.

В течение недели.

Воспитатели, родители.

Подбор литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки, притчи   о картофеле

Цель: Подобрать литературу по теме.

В течение недели.

Воспитатели, родители, работники библиотеки.

Составление плана проекта

Цель: Составить план проекта.

11.09.16 г.

Воспитатели.

Пополнение предметно познавательно-развивающей  среды: энциклопедии, дидактические  игры, раскраски,  

создание мини – музея «Барыня картофель»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

В течение всего периода реализации проекта.

Воспитатели, родители.

Подобрать и создать картотеку игр на тему «Картофель»

Цель: Пополнить картотеки игр.

В течение недели.

Воспитатели.

Основной этап

Работа с родителями

Рекомендации для родителей  (буклет) «Русские блюда из картофеля»

Цель: Расширять знания родителей о русских блюдах из картофеля.

В течение недели.

Родители – Зарубина Н. П, воспитатели.

Советы для родителей: «Повар и доктор в одной кожуре»

Цель: Привлечение родителей к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты)

В течение недели.

Родители - Тарбеева А. М.

Выпуск газеты «Путешествие картошки»  

Цель: Развивать познавательный интерес.

В течение недели.

Родители – Волынец С. В.

Создание «Книжка – малышка».  ( Подбор материала по устно-народному творчеству: стихов, загадок, пословиц, поговорок) на тему «Картофель»)

Цель: Привлечение родителей к сбору информации.

В течение недели.

Родители – Несветаева Т. А.

Совместное развлечение «Игры с картошкой» “Соберем урожай” “Гусеница” “Самый ловкий” 

Цель: Создать праздничное настроение у детей.

21. 10. 16 г.

Дети, родители, воспитатели.

Презентация

«Происхождение картофеля. Появление в России»

Цель: Расширять знания родителей и детей об истории картофеля.

В течение недели.

Родители – Болти нкова Т. В.

Стендовая консультация для родителей «Вам будет интересно -

Выращивание и хранение картофеля.

Полезные и вредные качества картофеля»

Цель: Расширять знания родителей о выращивание, хранение, полезных и вредных качествах картофеля.

В течение недели.

Воспитатели

Работа с детьми

 Беседа «Путешествие картофеля»

Цель: Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.)

17.10.16 г.

Дети, воспитатели.

Исследовательская деятельность                                        Опыты: «Йод и крахмал»

«Есть ли крахмал в картошке»

«Сырой и вареный картофель»

Цель: Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности при получении крахмала.

19.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

 Чтение стихов, пословиц, загадок на тему «Картофель»

 

Цель: Продолжать прививать интерес  и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений.

В течение недели.

Дети, воспитатели.

Рассматривание: энциклопедии «Обо всем на свете»

Цель: Познакомить со строением картофеля; расширить кругозор детей.

В течение недели.

Дети, воспитатели.

Физкультурная  минутка «Картошка в черной земле сидела»    

Логоритмическая разминка «Чтобы почистить картошку, нужно наточить  ножи»

Цель: Развивать двигательную деятельность, связную речь у детей.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

Социальный опрос  «Моё первое интервью – любимые блюда из картофеля»

Цель: Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека,  в питании.

12. 10. 16 г.

Дети, воспитатели.

Рассматривание альбома «Картошечка, картофелина, картофелинка, мистер Картошка!» (музеи)

Цель: Развивать  у детей познавательный интерес к  картофелю.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

Рассматривание картин в мини – картиной галереи на тему «Картофель в живописи»

Цель: Развивать  у детей познавательный интерес к живописи.

В течение всего периода реализации проекта

Дети, воспитатели.

 Рисование «Картофель на грядке», «Уборка картофеля»

Цель: Развивать умение у детей рисовать овоши.

17. 10. 16 г.

Дети, воспитатели.

Заключительный этап

НОД «Этот удивительный картофель!»

Цель: Расширять знания детей о строении картофеля. Формировать  у детей  познавательно - исследовательский интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

25.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Мини – музей «Барыня картошка»

Цель: Демонстрация результата проекта.

24.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Защита  проекта «Вечер у костра»

Цель: обобщить знания о картофеле.

Формировать у  детей осознанно относиться к своему здоровью, акцентировать внимание на необходимости употреблять в пищу овощи.

25.10.16 г.

Дети, воспитатели, родители.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.                                                                                                          3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.                                                                   4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.                                                                                                                                   5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004                                                                                                                                     6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2                                                                            7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.                                                                                                                                                          8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.- сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.                                                                                    9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004                                     10. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92                                                                                                                                                11. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002                                                        12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004 14.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...

Презентация работы по экологическому проекту "Ах картошка, картошка!" с детьми подготовительной группы.

В педагогичеком процессе с детьми подготовительной группы использовалась проектная деятельность, благодаря которой у ребят развивался познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир, нах...

Педагогический проект "Раз картошка, два картошка!"

Название проекта: «Раз картошка, два картошка!».Автор проекта: Постолова  Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с  «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год.Т...

МИНИ – ПРОЕКТ «БАРЫНЯ КАРТОШКА»

Узнать и доказать откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом».                 ...

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"

Краткосрочный проект " Ах, картошка, ты картошка!"...

Проект "Раз картошка, два картошка!"

Наша приирода,неиссякаемый источник духовного и эстетического обогащения. Этот проект помогает формировать у детей элементарные экологические знания и представления, а это так актуально в наше время....