Конспект занятия по ознакомлению с миром природы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Катыхина Людмила Викторовна

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: Экологическая тропа.  «Насекомые».

 

 

 

                                      

 

                                               Подготовила: Катыхина Л. В.,

                                      воспитатель группы

                                      кратковременного  пребывания  

 

 

 

 

 

 

                                                    2017 год

 

 

Цели и задачи:

1.     Расширить представление детей о жизни насекомых;

2.     Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

3.     Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

4.     Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

5.     Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

         Оборудование: макет бабочки, иллюстрации насекомых, конверт с письмом, презентация.

Предварительная работа: Чтение произведений о насекомых, наблюдение в природе за насекомыми.  

Ход занятия

 

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!    ( Взяться за руки и посмотреть

друг на друга с улыбкой)

 

Молодцы! Садимся на стульчики.

- Ой, а что это такое лежит на столе?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давай       те его прочитаем.

 

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

 Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

Тогда слушайте внимательно загадки.

1. У нас четыре крыла.

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза,

    Называют её ……(Стрекоза)

 

(воспитатель выкладывает на стол картинки угаданных насекомых)

 

2.  Погляди на молодцов,

     Веселы и бойки.

     Волокут со всех сторон

     Материал для стройки,

     Вот один споткнулся вдруг

     Под тяжелой ношей,

     И спешит на помощь друг

     Тут народ хороший!

     Без работы, хоть убей,

     Жить не может….(муравей)

 

Ребята, муравьи обычно сроят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных. Дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй: там есть и спальня, и чуланчики, и коридорчики. А семья у муравьёв большая и у каждого своё дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают. Муравьи - санитары леса, но они охотно поедают семена некоторых растений. Муравьи приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей леса, особенно гусениц. На зиму муравьи в своём доме сбиваются в большой комок и спят. Муравейники, ребята, нельзя разорять.

 

3. Этот маленький скрипач,

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он  (кузнечик)

 

Зеленого кузнечика можно встретить с середины лета - июля до середины осени - с октября. Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается, как растительной пищей, так и насекомыми. Прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности перелетает с ветки на ветку. Поет, издавая звуки трением в области надкрыльев. 

Кузнечики питаются мелкими бабочками, гусеницами. Охотятся кузнечики ночью.

Кузнечими могут подскакивать на высоту до двух метров. На животе у кузнечика расположен круглый диск, это орган слуха. Кузнечики бывают зеленого и коричневого цвета.

 

 

 

4. Всех жуков она милей,

    Спинка алая у ней,

    На спине кружочки,

    Черненькие точки.  (божья коровка)

А с каким насекомым мы познакомились весной? У неё на красной спинки чёрные крапинки, а жучок этот хоть и маленький, но спасает многие растения от вредителей – тли.

 

5. Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собираю.
Всем полезна и мила
Хлопотливая    (пчела).

 

Давайте рассмотрим пчёлу (можно картинку). Что у неё есть? Видите, у насекомых одно и тоже строение, но у пчёлы есть различие: туловище у неё в полоску: жёлтое, чёрное, жёлтое, черное. Пчёлка кружит над цветком, собирает сладкий нектар с них и несёт в улей-дом для пчёл. Пчёлы любят трудиться: с утра до позднего вечера летают и мёд собирают, но не любят, когда в их дом лезут – укусят. А мёд у пчёл вкусный, сладкий, ароматный и полезный для здоровья. Если заболеете, обязательно выпейте чай с мёдом. 

 

- Вот, сколько маленьких жителей  вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

 

 Давайте поиграем в игру. Я буду говорить «один», а вы – «много».

Одна пчела  – пять пчел, одна стрекоза – пять стрекоз, один жук – пять жуков , один кузнечик – пять кузнечиков, один муравей – пять муравьёв, одна бабочка – пять бабочек.

- Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? Пищат? Стрекочут? (жук жужжит, комар пищит, кузнечик стрекочет).

- Молодцы!

 

Игра: "Кто лишний"

Дети должна определить, что лишнее и объяснить, почему они вычленяют из общего ряда это слово.

Кузнечик, муха, воробей, муравей.

Оса, шмель, конь, бабочка.

Стрекоза, собака, пчела, жук.

- Ребята, а для чего нужны насекомые? ( служат кормом для птиц, опыляют растения)

Ребята, мы с вами знаем, что насекомых много, они живут в лесу, в поле, в саду.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 

-Молодцы!

 Отдохнули? Продолжаем наше занятие.

  6.  Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла,

    Сама похожа на цветок,

    Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)  

 

Правильно, это бабочка. - Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. Пальчиковая игра «Бабочка» (соединяют и раскрывают ладони).

 

А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Давайте вспомним, где можно чаще всего встретить бабочку? Что есть у бабочки? Правильно, бабочку чаще всего можно увидеть на цветках, потому что они питаются нектаром цветов. А зимуют они где-нибудь в щелях, в куче сухих листьев, а вылетают с первым весенним теплом.

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? Давайте перечислим общие признаки насекомых?

(Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Находясь на природе - любуйтесь насекомыми, восхищайтесь и заботьтесь о них.

- Молодцы!

 

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

- Ребята, а кто мне скажет, с кем мы сегодня познакомились?                                      ( перечисляют)

- А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

 

Стихотворение:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа - мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

- Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой. 

Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? Что нового вы узнали? (Ответы детей). А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.  Молодцы ребята, спасибо вам большое! Мы с вами и дальше будем наблюдать за насекомыми, правда? Рисовать их.   До свидания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx152.11 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: Экологическая тропа.  «Насекомые».

                                       

                                               Подготовила: Катыхина Л. В.,

                                      воспитатель группы

                                      кратковременного  пребывания  

                                                    2017 год

Цели и задачи:

  1. Расширить представление детей о жизни насекомых;
  2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
  4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

            Оборудование: макет бабочки, иллюстрации насекомых, конверт с письмом, презентация.

Предварительная работа: Чтение произведений о насекомых, наблюдение в природе за насекомыми.  

Ход занятия

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!    ( Взяться за руки и посмотреть

друг на друга с улыбкой)

Молодцы! Садимся на стульчики.

- Ой, а что это такое лежит на столе?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давай        те его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

 Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

Тогда слушайте внимательно загадки.

1. У нас четыре крыла.

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза,

    Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол картинки угаданных насекомых)

2.  Погляди на молодцов,

     Веселы и бойки.

     Волокут со всех сторон

     Материал для стройки,

     Вот один споткнулся вдруг

     Под тяжелой ношей,

     И спешит на помощь друг

     Тут народ хороший!

     Без работы, хоть убей,

     Жить не может….(муравей)

Ребята, муравьи обычно сроят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных. Дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй: там есть и спальня, и чуланчики, и коридорчики. А семья у муравьёв большая и у каждого своё дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают. Муравьи - санитары леса, но они охотно поедают семена некоторых растений. Муравьи приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей леса, особенно гусениц. На зиму муравьи в своём доме сбиваются в большой комок и спят. Муравейники, ребята, нельзя разорять.

3. Этот маленький скрипач,

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он  (кузнечик)

Зеленого кузнечика можно встретить с середины лета - июля до середины осени - с октября. Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается, как растительной пищей, так и насекомыми. Прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности перелетает с ветки на ветку. Поет, издавая звуки трением в области надкрыльев. 

Кузнечики питаются мелкими бабочками, гусеницами. Охотятся кузнечики ночью.

Кузнечими могут подскакивать на высоту до двух метров. На животе у кузнечика расположен круглый диск, это орган слуха. Кузнечики бывают зеленого и коричневого цвета.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Downloads\img8.jpg

4. Всех жуков она милей,

    Спинка алая у ней,

    На спине кружочки,

    Черненькие точки.  (божья коровка)

А с каким насекомым мы познакомились весной? У неё на красной спинки чёрные крапинки, а жучок этот хоть и маленький, но спасает многие растения от вредителей – тли.

5. Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собираю.
Всем полезна и мила
Хлопотливая    
(пчела).

Давайте рассмотрим пчёлу (можно картинку). Что у неё есть? Видите, у насекомых одно и тоже строение, но у пчёлы есть различие: туловище у неё в полоску: жёлтое, чёрное, жёлтое, черное. Пчёлка кружит над цветком, собирает сладкий нектар с них и несёт в улей-дом для пчёл. Пчёлы любят трудиться: с утра до позднего вечера летают и мёд собирают, но не любят, когда в их дом лезут – укусят. А мёд у пчёл вкусный, сладкий, ароматный и полезный для здоровья. Если заболеете, обязательно выпейте чай с мёдом. 

- Вот, сколько маленьких жителей  вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

 Давайте поиграем в игру. Я буду говорить «один», а вы – «много».

Одна пчела  – пять пчел, одна стрекоза – пять стрекоз, один жук – пять жуков , один кузнечик – пять кузнечиков, один муравей – пять муравьёв, одна бабочка – пять бабочек.

- Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? Пищат? Стрекочут? (жук жужжит, комар пищит, кузнечик стрекочет).

- Молодцы!

Игра: "Кто лишний"

Дети должна определить, что лишнее и объяснить, почему они вычленяют из общего ряда это слово.

Кузнечик, муха, воробей, муравей.

Оса, шмель, конь, бабочка.

Стрекоза, собака, пчела, жук.

- Ребята, а для чего нужны насекомые? ( служат кормом для птиц, опыляют растения)

Ребята, мы с вами знаем, что насекомых много, они живут в лесу, в поле, в саду.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

-Молодцы!

 Отдохнули? Продолжаем наше занятие.

  6.  Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла,

    Сама похожа на цветок,

    Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)  

Правильно, это бабочка. - Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. Пальчиковая игра «Бабочка» (соединяют и раскрывают ладони).

А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Давайте вспомним, где можно чаще всего встретить бабочку? Что есть у бабочки? Правильно, бабочку чаще всего можно увидеть на цветках, потому что они питаются нектаром цветов. А зимуют они где-нибудь в щелях, в куче сухих листьев, а вылетают с первым весенним теплом.

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? Давайте перечислим общие признаки насекомых?

(Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Находясь на природе - любуйтесь насекомыми, восхищайтесь и заботьтесь о них.

- Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

- Ребята, а кто мне скажет, с кем мы сегодня познакомились?                                      ( перечисляют)

- А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Стихотворение:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа - мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

- Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой.        

Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? Что нового вы узнали? (Ответы детей). А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.  Молодцы ребята, спасибо вам большое! Мы с вами и дальше будем наблюдать за насекомыми, правда? Рисовать их.   До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Разноцветная осень"

Задачи:1.          Развивать умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи  зависимости в природе осенью (состояние погоды и оде...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Цель: Формировать представление детей об условиях жизни диких животных в природе.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с особенностями, умениями диких животных приспосабливаться к изменениям в ...