Викторина Дети леса
материал по окружающему миру на тему

Закирова Ирина Олеговна

Викторина Дети леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_deti_lesa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

Тема: «Дети леса»

Задачи: Закрепить знания детей о разнообразии грибов и ягод, растущих в лесах нашего края. Упражнять, в умении различать грибы и ягоды нашего края, по их внешнему виду (изображению). Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал:

  1. Элементы «Рыжики», «Брусничка»
  2. Картинки съедобных и ядовитых грибов.
  3. 2 плана с правильным и неправильным поведением людей при сборе грибов.
  4. муляжи грибов, 2 корзинки, деревья.
  5. гербарии веток черники, шиповника, брусники, малины, рябины. Ягоды: брусника, шиповник.
  6. 2 картины «Ошибка художника».
  7. Маска малинки.
  8. Кроссворд «4-лишний».
  9. Пазлы 2 шт. «Тайга»

Ход викторины

Выход детей (2 команды) под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель читает стихотворение:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный …

Воспитатель: Много тайн и загадок хранит осенний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам осенний лес, ведь он так богат своими дарами.

Команда «Рыжики» (опята) и команда «Брусничка» выясняет, кто их них больше знает о детях леса – грибах и ягодах.

Заходит Хант и Хантыйка  

Хант: Смотри, жена еще охотники за дарами тайги.

Хантыйка: Эти люди большой вред приносят нашей тайге. Едут на машинах, под колесами ломаются молодые деревья, погибает трава.

Хант: А я вчера видел, сбиты мухоморы. Чем будут, лечится наши звери? Что станет с нашей тайгой, ведь это наш дом, здесь мы берем средства для проживания.

Воспитатель: Дорогие наши гости! Наши ребята сейчас продемонстрируют свои знания.

Начнем с приветствия команд.

  1. Задание: Разминка капитанов
  • Какой транспорт самый безопасный для природы в тайге
  • В лесу – грибы, в траве -   (ягода)

  1. Задание: Разминка команд:
  • Кто больше и правильно скажет название грибов? (картинки грибов).

Команды отвечают по очереди.

  1. Задание: Зачеркнуть те картинки, где изображено неправильное поведение при сборе грибов.

(2 одинаковых плаката на фланелеграфах).

Команды выполняют задание в форме эстафеты.

Картинки на плакатах:

  1. Ребенок срывает гриб – ребенок срезает гриб ножом.
  2. Ребенок топчет мухомор – обходит стороной.
  3. Собирает возле проезжей части – собирает в лесу, где нет дороги.
  4. Срывает старые и маленькие грибы – срезает грибы среднего размера.
  5. Раскапывает полную грибницу.

После проведения эстафеты команды по очереди объясняют, почему они зачеркнули ту или иную картинку.

  1. Задание: «Кто больше загадок о грибах.

Команды отвечают по очереди.

  1. Задание: «Собери грибы в корзинки»

В зале организуется поляна с грибами, съедобные и несъедобные (или грибы на фланелеграфе).

Перед командами 2 корзинки

Задание проводится в форме эстафеты

После эстафеты дети объясняют, какие грибы собрали в корзину, а какие не брали и почему.

  1. Задание: Вопрос капитанов: «Что можно приготовить из грибов?»

Игра «Грибники»

7. Задание: Вопрос командам

  1. Назовите ягодные кустарники и полукустарники наших лесов и болот (клюква, брусника, морошка, малина, голубика, черника, княженика, костяника).

Команды отвечают по очереди.

  1. Задание: «С какой ветки детки?»

Командам раздаются подносы с набором веток кустиков (гербарии) черники, брусники, малины, шиповника, рябины и ягоды.

(Например: брусника у одной команды и ягоды шиповника у другой команды)

Нужно найти веточку кустарника по его ягоде и сказать, как куст называется.

  1. Задание: Найти «Ошибку художника»

2 картинки для двух команд, с ошибками.

(Например: На кусте малины – изображена черника, на кусте шиповника – черника).

  1. Задание: Жалоба малинки

Инсценировка: Заходит ребенок с маской малинки.

  • Бедная я, бедная! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, соком наливалась, а оказалась никому не нужна, никто не пришел, не собрал моих ягод… Наверно забыли, что малина полезная ягода.

  1. Задание: Задание капитанам:
  • Чем полезна малина, клюква.

  1. Задание: Командам раздаются плакаты с кроссвордами «4-лишний» (картинки).

Зачеркнуть лишний предмет (грибы съедобные – несъедобные, ягоды дикорастущие – садовые, грибы – ягоды).

  1. Задание: Собери картинку «Тайга»

На кубиках (с начало принести кубики, затем сложить картинку) Задание проводится в форме эстафеты.

 Ханты:

- Какие вы ребята молодцы. Мы очень рады, что обе команды все знают

 о грибах и ягодах и о правилах их сбора. Желаем вам не забывать их никогда и беречь наш лес, охранять его.

Ханты раздают подарки?

Викторина

Викторина

Тема: «Зимний лес»

Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал. Наборное полотно «Лес – многоэтажный дом», фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусточков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению З. Александровой «Зимняя песенка»; эмблемы для участников команд; плакат «Зимнее дерево».

Ход занятия

Выход детей (2 команды) под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель: Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда «Зайчики» и команда «Белочки» выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка

Е. Тиличеевой из композиции «Встречи в лесу).

«Зайчики»

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка – прыг, зайка – скок,

Слышен зайкин голосок.

Холодно заиньке,

Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

«Белочка»

Ах, как нам наскучили

Вьюги, холода,

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

Вопросы капитанам команд:

  • Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды «Зайчики»).
  • Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды «Белочки»).

Разминка команд

Вопросы участникам команд (поочередно):

«Зайчики»

  1. Что такое кузница дятла?
  2. Почему говорят: волка ноги кормят?
  3. Какая птица зимой в прорубь ныряем?

«Белочка».

  1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?
  2. Чем заяц питается зимой?
  3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

Соревнования команд

Воспитатель. Без чего не бывает леса? (Без деревьев). А усеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Задание №1 «Узнай дерево по его коре.

Команды получают по кусочку коры: «Зайчики» - березы, «Белочки» - сосны.

Задание №2 «С какой ветки эти детки»

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.

Воспитатель. Кого можно встретить в зимнем лесу? (животных и птиц). Я нарисовала картинку, а Диана прочитает стихотворение к ней (стихотворение «Зимняя песенка» А. Александровой). Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам.

Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: «Зайчики» - зайца, «Белочки» - лисицы.

Задание №3 Как называются жилища лесных животных?

«Зайчики» отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово),

«Белочки» - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).

Задание №4 «Изобразить животных с помощью пантомимы.

«Зайчики» - волка; «Белочки» - лисицу.

Задание №5 «Назвать и показать на картинках животных.

«Зайчики» - хищников леса; «Белочки» - травоядных жителей леса.

Задание №6

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).

Задание №7 Кто прилетит на кормушку?

Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синиц («Зайчики»), рябины для снегирей («Белочки»).

         Задание №8 Разместить жителей по этажам лесного дома.

Воспитатель. Лес- это дом для зверей и птиц.

Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса: «Зайчики» - лису, белку, дятла, зайца, «Белочки» - волка, мышку, кабана, снегиря.

Задание №9 Отгадать загадки

«Зайчики»

  1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк).
  2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка).
  3. Боится, клюв – крючком, глаза – пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова).

«Белочки»

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь).
  2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось).
  3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица).

Задание №10 Как помочь обитателям леса зимой.

«Зайчики» - птицам, «Белочки» - животным.

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знатоки леса"

Материал для закрепления. Содержит загадки, правила поведения в лесу, различные ситуации для решения их детьми.В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.Закрой глаза и сделай шаг...

Сценарий экологической Викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.Задачи:  - Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях .- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.-...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии "Викторина о лесе"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии "Викторина о лесе"...

Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы

Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы в занимательной форме помогает закрепить знания детей о лесе, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях....

Презентация для детей подготовительной группы « Викторина знатоки леса»

Презентация для детей подготовительной группы   «Викторина знатоки леса»...

Викторина «Растения леса» для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом....