Главные вкладки

    Материал по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    Развитие поисково-исследовательской деятельности с детьми

     Одной из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром являются тактильные ощущения. Именно благодаря этим ощущениям малыш с первых дней жизни вне утробы матери начинает познавать мир.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие поисково-исследовательской деятельности с детьми:

     выступление педагога-психолога Д.Н. Борискина

    на семинаре-практикуме

    «Опытно-экспериментальная лаборатория в условиях детского сада»

    07.02.2017

     Ум ребёнка – на кончиках его пальцев

    (В.А. Сухомлинский).

            Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — самые важные черты детского поведения.

            Познавательно-исследовательская активность — естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его понять.

            Одной из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром являются тактильные ощущения.  Именно благодаря этим ощущениям малыш с первых дней жизни вне утробы матери начинает познавать мир, через первые прикосновения к материнской груди, через первые попытки удержать погремушку и так далее. 

            Маленькие ручки и ножки, крохотные ладошки и пальчики становятся главными органами, которые исполняют все команды сложного механизма мыслительной деятельности ребенка. Именно ладони рук помогают учиться сравнивать путем прикосновений к различным поверхностям, помогают познавать различные свойства и признаки предметов, что в свою очередь развивает у ребенка любознательность к изучению окружающего его мира, воображение, память, позволяет сформировать простые мыслительные операции.

            Кроме того, тактильная память -  способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам- играет большую роль в эмоционально-психологическом развитии ребенка . Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной комфортности. В свою очередь отрицательное   воздействие (болевое,грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

            Однако можно помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. В этом малышу помогут игры.

    1. Тактильные дощечки.

    Работа с дощечками:

    • Предложить ребёнку закрыть глаза и определить на ощупь поверхность
    • Спросить, что чувствуют пальчики, кого ребёнок представляет.
    • Предложить ребёнку с закрытыми глазами ощупать 3-4 дощечки,запомнить их порядок. Поменять дощечки,предложить ребёнку восстановить порядок.
    • Составить рассказ, ощупывая дощечки.

    1. Тактильное домино.

         16 деревянных пластин прямоугольной формы. покрытых различными материалами разных цветов. Игра рассчитана на 2-4 игроков в возрасте от 3-5 лет. Время игры 10 минут. Каждый игрок получает набор деталей. Игроки ходят поочередно. Начинает игрок у кого есть старший дубль (одинаковые поверхности и цвет). Особенность заключается в том, что ребенок должен находить половинки деталей схожими по цвету и с похожими на ощупь поверхностями.

    1. Тактильный мешочек.

    Правила игры

    • Найти пару. Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков. Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала - не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
    •  «Потрогай-погладь» Подберите разные домашние предметы с разными свойствами: гладкие, твердые, мягкие и т.д. Вместе с ребенком берите эти предметы в руки, проговаривая: подушка – мягкая , коробка – твердая, зеркало - гладкое. Через несколько таких занятий задавайте вопросы: "А что у нас мягкое?" "А что у нас твердое?". Игра развивает мелкую моторику, дает представление о различных свойствах материалов, а также развивает память. Предметы для игры нужно менять, используйте также специальные развивающие игрушки.

    1. Тактильные шарики.

            Шарики развивают сенсорные ощущения ребенка. Кроме того - они очень нравятся детям их хочется трогать снова и снова.
    шарики с рисом и крахмалом - скрипят как снег.
    шарики с водой - особенно приятно к нему прикоснуться после других шариков - он прохладный. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

    Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-6 лет посредством экспериментирования»

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-6 лет посредством экспериментирования»...

    Конспект интегрированного занятия по речевому развитию и театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР.

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе с ОНР  "Пожар на Дне рождения!"...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группы

    НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Тарелочка из глины».  Цель.  Расширять...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

    Данная презентация даёт возможность познакомить родителей с проектной деятельностью....