Тема «Животные полярных районов Земли (Арктики)»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Силиванова Маргарита Ивановна

Закрепление представлений о диких животных крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2017_9.02.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной  деятельности по ознакомлению с окружающим миром

 на тему:  «Животные полярных районов Земли (Арктики)»

Дата провидения:__________

Реализация содержания программы в образовательных областях :Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная,познавательная.

Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера.

Задачи:

  1. Обучающие

формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

- формирование умения классифицировать животных Арктики;

- Расширение кругозора детей.

  1. Развивающие

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера":

  1. Воспитательные

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Активизация словаря: ( Арктика, айсберг, белый медведь, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, песец, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, тюлень и т.д. ).

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме.

I. Содержание организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя:

Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Но вот незадача! Для кого это письмо известно, для нас, а от кого – нет! Давайте прослушаем это письмо, может тогда это нам станет понятно. (Ответы детей)

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи -

Вертится Земля.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, из какого края Земли к нам прилетело это письмо? (Ответы детей)

II. Основная часть

Беседа:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на Северный полюс и сделаем фоторепортаж о животных Севера. Но прежде, чем пуститься в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место.

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Здесь находится Северный полюс – Арктика. Почему это место окрашено белым цветом? Арктика – центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Часть суши, которая прилегает Северному Ледовитому океану, называются тундрой. Здесь холодная и долгая зима  и холодное, короткое лето. Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения: мхи и лишайники. Правда, у них очень короткие корни, т.к. под верхним слоем оттаявшей почвы земля еще остаётся замороженной и называется вечной мерзлотой.  Всё белым-бело здесь до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить в снегах и во льдах. Это снежные водоросли. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. На чём мы можем отправиться на Северный полюс? На самолёте. А на поезде мы можем туда поехать?

Воспитатель: На чём мы можем передвигаться по Северному ледовитому океану? (На ледоколе) Ледокол – это огромный мощный корабль, который раскалывает льдины, прокладывает  путь себе и другим кораблям по океану.

Воспитатель: Вы готовы? Одеваемся очень тепло, не забудьте  взять фотоаппараты. Итак, надеваем на себя тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания).

Физкультминутка

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях?

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Воспитатель: Морж – крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. У них два клыка, которые используются в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. Морж может съесть 3000 моллюсков в день. Вес достигает 1000 кг, а длина 4м.

Включается запись звуков, которые издаёт тюлень.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, кто издаёт эти звуки?  (Тюлени)

Воспитатель:  Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктиде. Тюленям не даёт замерзнуть толстый слой подкожного жира. Они  приспособлены к жизни в воде, поэтому у них удлинённое обтекаемое тело, покрытое мехом, удобное для плавания, а все четыре конечности превращены в ласты. Эти животные быстро и проворно плавают в воде, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе. Как вы думаете, чем питаются тюлени? Кто охотится на тюленей?

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Воспитатель: Белый медведь дикое хищное животное. Он больше, крупнее бурого медведя. Питается рыбой, моржами, нерпами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Не смотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.

Воспитатель:  А вот, ещё  каких животных и птиц можно встретить на просторах Арктики (северный олень, полярный волк, песец, белые гуси, различные чайки).

Воспитатель предлагает отгадать последнюю загадку о северном сиянии. Показывает слайд с изображением северного пейзажа.

Воспитатель:  Отгадайте загадку и узнайте, какое явление природы можно наблюдать в Арктике?

Что за чудо, чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет. (Северное сияние)

Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда,  похоже на радугу?

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Педагог демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Затем составляют предложения с этими словами. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных (олень, тюлень, медведь, морж).

Воспитатель:  Ребята, нам пора возвращаться (физкультминутка):

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Воспитатель:  Вот мы и дома. Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились.

III. Итог занятия:

Воспитатель вместе с детьми приклеивает фотографии в альбом.

  • Где мы побывали? (На Северном полюсе)
  • Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе? (приклеивается фотография северного сияния)
  • Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
  • Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?

(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)

  • Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа)

(Приклеиваются фотографии животных)

  • Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
  • Чем питаются эти животные?

Дети вам понравилось делать фоторепортаж? Наш следующий репортаж будет о животных Антарктиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Животные полярных районов Земли (Арктики)»

Конспект образовательной  деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему:  «Животные полярных районов Земли (Арктики)»...

Рекомендации для родителей на тему: Животный мир полярных районов Земли.

Данный материал поможет родителям закрепить с детьми старшего дошкольного  возраста знания по теме: Животный мир полярных районов Земли....

Планирование тематической недели "Мир вокруг нас" («Животный мир жарких стран», «Животный мир полярных районов Земли») в подготовительной группе

В плане отражена совместная деятельность взрослого и детей,  организация РППС для самостоятельной  деятельности детей,  запланирована организация работы по взаимодействию...

Рекомендации для родителей по теме "Животный мир полярных районов Земли"

Данный материал поможет родителям закрепить знания детей по данной теме...

Тема:" Животный мир планеты Земля. Арктика."

Цель: Развитие познавательного интереса к фауне планеты Земля.Задачи: 1. Знакомить со смешанными  и нетрадиционными  материалами и техниками  аппликации.        ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Животные полярных районов Земли (Артики)"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружаюим миром на тему:" Животные полярных районов Земли (Артики)"...