Конспект образовательной деятельности "Царство грибов"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Сафина Кристина Евгеньевна

Дети узнают о разнообразии грибов, научаться выделять группы съедобные, не съедобные грибы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_gribov.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта план-конспекта образовательной деятельности

конспект занятия

ТЕМА: «Царство растений-грибы»»

Цель: Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых
  2. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы

Развивающие:

  1. Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок – маслята
  2. Обучать детей разным приемам словообразования на примерах названий грибов
  3. Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибах

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе
  2. Формировать умение грамотно излагать свое мнение
  3. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе

Структура занятия

Методы и приёмы

Продолжительность части

Содержание занятия

Планируемые результаты

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Сюрпризный момент.

2 мин

Дети становятся в круг. Воспитатель знакомит с гостем – Мишкой – Топтыжкой. Мишка проводит зарядку:

Мишка:

- Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

- Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Мишка:

- Здравствуйте, гости!

Гости:

Здравствуйте!

Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)

Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)

Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)

Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз).Далее воспитатель приглашает детей в царство, но чтобы понять что это за царство нужно отгадать загадку. 

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Желает взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Проявляет познавательную, двигательную активность.

Основная часть

Создание условий для разнообразной познавательной и развивающей деятельности детей.

Наглядно-практический метод: упражнение

Активизация имеющихся знаний у детей

Активизация двигательной активности детей для снятия статистического напряжения, утомления

Словесный метод в форме дидактической игры

Создание проблемной ситуации, требующей поиска ответа на главный вопрос занятия.

Решение проблемной ситуации.

Получение результата.

Заключительная часть

Подведение итогов деятельности. Поощрение детей.

22 мин

2 мин

Воспитатель сообщает, что в царстве грибов растут грибы-это растения ни похожие ни на деревья, ни на кустарники. Вместо корней у грибов грибница, которая находится под землей и похожа на тонкие, белые волокна. Грибница развивается в земле не один год. Если срезать гриб аккуратно, не повреждая грибницу, то на этом месте на следующий год вырастет еще один грибок. Если же грибы не срезать ножом, а вырывать их из земли вместе с грибницей, то на этом месте грибы появятся не скоро. Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. Другие нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, ядовитыми. Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной. Опята растут на пне.

Название гриба нередко рассказывает как он выглядит: рыжеватый гриб - рыжик, гриб с черной шляпкой – чернушкой. Гриб с волнистой шляпкой – волнушка. В каждом названии есть какая - то тайна.

        Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, что бы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.

Далее воспитатель сообщает детям, что мы вместе с Топтыжкой отправимся в путешествие по царству грибов.

Задание №1 «Сосновый бор»

В сосновом бору встречается чаще всего гриб-боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще. 

Показываются слайды с изображением подосиновиков.

Задание №2 «Осиновая роща»

Воспитатель рассказывает детям, что в этой роще растут подосиновики.

Показываются слайды с изображением подосиновиков.

Задание №3 «Березовая роща»

Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (подберезовики).

Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам. А что это за дружная семейка в траве?

Желтые сестрички - их зовут лисички.

Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.

Динамическая пауза

Выполнение упражнений «Веселые грибочки» под музыку.

Задание №5

Идем дальше по дорожке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай –

Это… (сыроежки).

- Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах. Воспитатель показывает картинку и спрашивает детей- что это за чудо-пень?

Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.

Интересно, а какие грибы мы еще встретим здесь?

В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.

Задание №6 Беседа «Какие грибы вы встречали?»

Вы ели грибы дома?

Какие блюда вам готовила мама?

Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)

- Много грибов мы нашли. А давайте заглянем в корзину Топтыжки.

Задание №7 Игра «Съедобные- несъедобные»

Двое детей подходят к картинкам с съедобными и несъедобными грибами. Задача детей расположить грибы на 2 группы и сказать как они называются.

Задание №8 «Загадки о грибах»

Воспитатель предлагает ребятам присесть отдохнуть, да отгадать  загадки, которые приготовил Топтыжка.

Далее Мишка-Топтыжка говорит, что не только знает загадки, но еще и частушки и предлагает детям послушать и поучить вместе с ним.

Музыкальная пауза «Частушки о грибах»

  1. Я пойду поутру

В травяных низинах,

Сыроежек наберу

Полную корзину.

  1. Шоколадная папаха,

Белый шелковый мундир.

Посмотрев, опенок ахнул:

Настоящий командир

Воспитатель подводит итог: грибы, ребята, удивительные организмы. Но кроме тех грибов, о которых я вам рассказала, есть еще и другие. Я думаю, вы хорошо знаете дрожжи. Ваши мамы добавляют дрожжи в тесто для блинов и пирогов. Так вот, дрожжи, особый вид грибов. А еще есть плесневые грибы, которые дают нам очень ценные лекарства – антибиотики. А еще есть совершенно особые грибы, которые растут на деревьях – трутовики.

Задание №9 «Конкурс эрудитов»

  1. Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик)
  2. Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички)
  3. Как называются грибы, которые растут дружной семейкой? (опята)
  4. Как называются грибы с масляными шляпками? (маслята)
  5. Название каких грибов похоже на название лесного зверя (лисички)
  1. Какие ядовитые грибы вы знаете? Как объясните их название? (мухомор – морят мух, поганка – поганые, нехорошие грибы)

Воспитатель подводит итоги, говорит, вот и закончилось наше путешествие в Царство грибов. А теперь мы отправляемся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в Царстве грибов.

Проявляет инициативу, любознательность.

Учится слушать, анализировать

Обогатился словарь.

Проявляет интерес к смысловой стороне высказывания

Способен действовать в соответствии со своими имеющимися знаниями.

Умеет принимать решение, проявлять инициативу, прислушиваться к мнению сверстников.

Умеет высказываться на основе личного опыта

Умеет применять раннее полученные знания.

Умеет сотрудничать со сверстниками

Способен радоваться полученным результатам, видеть свою причастность к полученным результатам.

Рефлексия.

Загадки «Грибы»

  1. Многочисленное войско

Собирает старый пень:

Тонконогие ребята

Подрастают каждый день!

По траве войска идут, грибники их тут найдут.

Лишь наклонишься немножко,

  1. Поглядишь – полно лукошко! (Опята)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

  1. Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный.  (Мухомор)

  1. Нет грибов дружней чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Эти дружные ребята называются…(опята)

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые…(лисички)

  1. И изящна, и стройна,

Белокожа и модна,

Но ужасно ядовита.

Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию. "В лес за грибами"

Общеознакомительное занятие с детьми по темам "лес" и "знакомство с миром грибов"...

Конспект образовательной деятельности "Грибы - грибочки" с детьми средней группы

Цель: Сформировать представление у дошкольников о разнообразии грибов, их строении, месте их произрастания, отличительных особенностях....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением речи на тему «Деревья.Грибы»

Педагог активизирует словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам "деревья", "грибы", закреплет навык образования сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; навык образования формы И...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по аппликацииТема: «Белые грибы»...

Конспект образовательной деятельности "Грибы".

Конспект занятия в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Грибы. Ягоды"

Конспект может быть использован в работе с детьми старшей логопедической группе с ОНР....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ: «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»

Цель: создание условий для закрепления знаний о грибах.Задачи:- Уточнять и расширять представления детей о грибах, с особенностями внешнего вида и произрастания.- Продолжать знакомить детей с природны...