Главные вкладки

    Открытое занятие по окружающиму миру " Семь цветов радуги"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Семерханова Елена Николаевна

    Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

     

    Познание

     
     

    Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

    Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умения делать выводы.

    Задачи: развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции; развивать любознательность, цветовосприятия, речевое развитие. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Дать элементарные сведения по цветоведению. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Самостоятельно описывать свои впечатления об изображении радуги, творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Знакомить детей со свойствами природных материалов, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

     

    Обогащение словаря: радуга, семицветная, дуга, исследователи, лаборатория.

    Материалы и оборудование: плакат «Радуга», набор цветных ленточек, картинки или слайды с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги; для экспериментирования: небольшая миска, зеркало, белый лист бумаги, банка, фартук.

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям поразмыслить и поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и эмоциональной беседы сообщить детям, что в давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Спросить детей, какие они могут вспомнить слова, похожие по звучанию на «радость», и зачитать произведение о радуге, а перед этим загадать загадку:

    Что за чудо – коромысло
    После дождика повисло?
    Очень яркое, цветное,
    А красивое какое!
    Разноцветная дуга
    Солнечная ……… (радуга)
    Воспитатель: правильно, дети, это загадка про радугу. С чем сравнивается радуга? (радугу сравнивают с чудо – коромыслом, с дугой). А что говорится о цвете радуги? (она разноцветная, солнечная).

    Физкультурная минутка.

    Ах ты, радуга – дуга,
    Ты высока и туга!
    Не дай дождичка,
    Дай мне вёдрышко.

    Чтобы детям погулять,
    Чтоб теляткам поскакать,
    Нужно солнышко,
    Колоколнышко! (Русская народная потешка)

    В сопровождении «Времена года» П.И. Чайковского продемонстрировать слайды или картинки с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги (красные ягоды, оранжевая лиса, жёлтые цветы, зелёная трава, голубое небо, синяя вода, фиолетовые горы и т. д.). Воспитатель просит детей назвать эти цвета и оттенки.

    Воспитатель: мы знаем, что в чудесном природном явлении можно увидеть семь цветов одновременно – это радуга. Радуга – это атмосферное явление. Её можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.

    Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
    Кто папа твой?
    Конечно! Солнца свет.
    А маму знаешь?

    Кто она такая?
    Вода небесная!
    Точнее, дождевая… (Е. Тарлапан)

    Воспитатель: сколько же цветов у радуги? (дети отвечают: семь). Знаете ли вы цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке)(Дети отвечают.) Показываю наглядное пособие «Радуга» и прошу назвать цвета, начиная с верхней дуги. Убираю (закрываю) пособие или модель и прошу вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»(правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

    Воспитатель: как можно «расшифровать» слово «радуга»(ответы детей: солнечная дуга или дуга и солнца, или дуга радости, радостная дуга).

    Воспитатель: кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у вас, которые её видели?) Рассказы детей.

    Проводится игра «Радуга»

    Воспитатель.

    Дети летом на лугу рисовали ра – ду – гу.
    Рисовали, рисовали, а потом вдруг спорить стали:
    Из каких цветов она
    Так красиво сложена? (Каждый из детей поднимает свою ленточку и называет её цвет.)

    Дети. Зелёный! Оранжевый! Фиолетовый! Голубой! Зелёный! Синий! Красный!

    Воспитатель. Да, задача непроста –
    Перепутали цвета!
    Дети радугу опять
    Дружно стали рисовать.

    И уже цвета не путать –
    По порядку называть!

    Дети. Красный! Оранжевый! Жёлтый! Зелёный! Голубой! Синий! Фиолетовый! (Дети выкладывают из ленточек радугу.)

    Воспитатель: Какая чудесная, красивая радуга у вас получилась!

    Воспитатель: почему появляется радуга? Хотите узнать?

    - Назовем вместе свойства воды. Вода преломляет свет и отражает лучи света.

    - Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)

    Когда солнечный луч попадает в воду, то он преломляется. И мы видим все цвета солнечного спектра. И это мы называем радугой.

    В воздухе много водных капелек. Какие ребята они по цвету? (белые) А по форме? (воспитатель показывает призму) Около 300 лет назад учёный Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов» (воспитатель показывает картинки с радугой).

    Сейчас пойдём в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с предметами. Дети, одевают фартуки, подходят к столу, на котором стоят небольшие миски с водой.

    Опыт № 1. Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга.

    Воспитатель: хотите попробовать сделать радугу, надо взять салфетку поставить большие точки фломастерами в одну линейку, потом поднести салфетку к воде и намочить только кончик, нарисованные точки поползут вверх получится радуга.

    1. Радуга

    В небе радуга висит (в воздухе "нарисовать" радугу)
    Детвору веселит. (потянуться вверх и помахать кистями рук)
    С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
    Едут Егорка, петух,
    Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)

    2. Разноцветье.

    Если б все на свете было
    Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)
    Вас бы это рассердило
    Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)

    Видеть мир привыкли люди
    Белым, желтым, синим, красным. (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
    Пусть же все вокруг нас будет
    Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

    Опыт№ 2. Воспитатель: чтобы увидеть радугу, наполните банку водой, поставьте на подоконник с внутренней стороны или на край стола рядом с окном. Положите белый лист бумаги на пол, на тень от банки и смотрите, как на нём появится радуга.

    - Спасибо вам ребята за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

    Теперь мы знаем, радуга получается, когда солнечный луч проходит через капли воды, свет делится на семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

    В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «радуга»?

    (ответы детей).

    - Что такое дуга? Какая она? (ответы детей).

    Итог занятия: Дети правильно различают, называют последовательно цвета радуги. Могут объяснить, что такое радуга и почему она появляется.

    Список использованной литературы:

    1.      «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозаика – синтез, 2011г.

    2.    «Цвет природы» Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова М., «Просвещение» 2005г.

    3.    Интернет ресурсы (загадка про радугу, опыты — экспериментирование).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Семь цветов радуги".

    Презентация содержит игровой тест, в котором ребенок должен выбрать  облачко с названием нужного цвета. На слайдах с  выбором ответа каждый вариант может проговариваться несколько раз: вперв...

    Интегрированное занятие в старшей группе ФЭМП, ознакомление с социальным и природным миром Тема: «Цвета радуги»

    Программное содержание: Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины; систематизировать предметы располагая их возрастающем порядке по величине, отражать в речи порядок р...

    Сценарий мероприятия, посвященного Дню защиты детей, открытию лагеря «Семь цветов радуги» для детей 6-7 лет

    Сценарий мероприятия, посвященного Дню защиты детей,открытию лагеря «Семь цветов радуги»для детей 6-7 лет...

    Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе "Радуга здоровья".

    Конспект открытого занятия в ДОУ (здоровьесберегающие технологии)....

    Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе по теме «Семь цветов радуги»

    Цель:Познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположенияРазвивать речь, использовать приобретенный словарный запас в связной и выразите...