Проект "Птицы Калмыкии"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Слизская Надежда Максимовна

Обогащение и расширение знания и представления участников проекта о птицах, обитающих  в степях Калмыкии, особенностях образа их жизни, повадках, о роли человека в жизни  птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_kalmykii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птицы Калмыкии»

Тип проекта: информационно - творческий

Вид проекта:  групповой

Возраст детей-участников: 5-7 лет

Участники:  воспитатели, специалисты, дети, родители.

Продолжительность: долгосрочный, ноябрь-март

Цели проекта:

- Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, обитающих  в степях Калмыкии, особенностях образа их жизни, повадках, о роли человека в жизни  птиц.

- Составить систему работы по ознакомлению с жизнью птиц нашего края в организованной образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности воспитанников и родителей.

- Формировать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Задачи проекта. 

Образовательные:

- Систематизировать знания о представителях  природы: птицах родного края, их образе жизни: перелетных и зимующих, о  роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для  проживания и произрастания птиц;

-Формировать представление о значении  птиц  в природе и для человека;

-Накапливать знания и представления об окружающем, дать понимание того, как прекрасна и неповторима природа нашего края;

-  Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;

- Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

 Развивающие:

- Развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор, познавательные способности, активность, любознательность,

 -Развивать и обогащать речь.

- Развивать ценностное отношение к своему краю.

- Развивать творческие способности.

- Развивать умения совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

 Воспитательные:

- Воспитывать заботливое, бережливое отношение к природе родного края, желание заботиться и сохранять её.

- Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Задачи проекта по  образовательным  областям:

Познавательное развитие:

-Научить детей  группировать   птиц  по определенным признакам: насекомоядные, водоплавающие, перелетные, зимующие.

- Расширить представление о жизни  птиц  степи;

- Обобщить представления детей о Красной книге, охраняемых видах диких птиц  Калмыкии.

Учить составлять экологические знаки по данному проекту.

- Активизировать, развивать и поощрять познавательный интерес в познавательно-исследовательской деятельности.

Социально - коммуникативное  развитие:

-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц.

- Развитие у детей нравственных качеств: сострадания, ответственности,      познавательной активности, коммуникативных навыков.

-Продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

Речевое развитие:

- Познакомить ребят с художественной литературой по теме проекта: рассказами, стихами русских и калмыцких писателей и поэтов,  народным фольклором: пословицами, приметами, поговорками, загадками, считалками.

- Совершенствовать навыки ведения беседы и умения отвечать на вопросы;

- Использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие внешние признаки и образ жизни птиц;

- Развитие связной речи детей через составление загадок-описаний по предлагаемому плану, составление рассказов-сравнений о двух птицах (чем похожи, чем отличаются?)

- Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

- Учить умению использовать слова и образные выражения из стихов и рассказов о птицах;

- Формировать знания о Красной книге Калмыкии, редких птиц  через художественную литературу.

Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память;

 Художественно-эстетическое развитие:

- Познакомить детей и родителей  с творчеством калмыцких  художников о птицах степи;

- Развивать эстетическое восприятие образа птиц и умение передавать увиденное в рисунках, поделках, аппликации;

- Поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла;

- Учить эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи о птицах, сопереживать настроению художника.

Физическое развитие.

- Развитие общей моторики,  мимики: имитации повадок птиц, развитие физических качеств через  проведение подвижных игр,  физминуток.  

Актуальность проекта.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.  На территории Республики Калмыкия останавливается на пролете и гнездится множество степных птиц, в том числе редкие виды, занесенные в Красную книгу, численность которых резко сократилась за последнее время. Природа нашего края богата и уникальна. Данный проект призван развить интерес детей старшего дошкольного возраста  и их родителей  к жизни птиц и тем самым приблизиться к выполнению приоритетной задачи экологического воспитания, которая заключается в формировании гуманного отношения детей к живой природе через ознакомление с жизнью, повадками  диких птиц,  ролью  человека в их жизни.

Ребенок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому, во время занятий, бесед, просмотра цикла  презентаций о жизни, обитающих в Калмыкии птиц, чтения произведений,   разучивание пословиц, поговорок, загадок,  народных примет, наблюдений за птицами на прогулке,  рассматривание картин калмыцких художников о птицах Калмыкии, работы по сюжетным картинам, участие в акциях в зимний период  «Птичья столовая», «Кормушка для птиц»  дети могли больше узнать о  птицах  Калмыкии.  В результате проекта дети могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость: в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких  птиц.  Основа работы проекта  – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.

Участие старших  дошкольников в проекте «Птицы Калмыкии» позволит обогатить их знания о природе родного края, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу, покажет возможность каждого человека внести свой вклад в сохранение окружающей среды через участие в природоохранительных акциях.          

Участие  в  проекте будет способствовать созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, оформление альбомов «Дикие птицы Калмыкии»,  «Птицы   в «Красной книге», совместные поделки, участие в акциях) также способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Выводы:

У детей недостаточно знаний о жизни птиц Калмыкии, какие птицы улетают, какие  остаются зимовать, в чем проявляется забота человека о птицах. Информация, которой владеют старшие дошкольники, в основном ограничена.  Дети называют в основном птиц, которых они наблюдают на участке во время прогулки: воробьи, вороны,  голуби, сороки. Рассказать об особенностях гнездования, жизни птиц степи дети не могут, поскольку информацией педагоги владеют  частично.    Дети мало знакомы с народным фольклором о птицах, обитающих в  степях Калмыкии.

 Дети получают информацию от педагогов ДОО  недостаточную: называют частично перелетных и зимующих птиц, но информацией о  классификации диких  птиц  по определенным признакам: насекомоядные, водоплавающие, хищные не владеют.  В семье родители практически не знакомят детей с птицами калмыцкой степи. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и способах гнездования  птиц нашей степи, птицах, внесенных в Красную книгу Калмыкии.

Участие в проекте позволит повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат, определит степень участия родителей в педагогическом процессе.

Предположительные результаты:

Данный проект поможет нам глубже узнать  птиц, населяющих наш край, осознать уникальность природы родного края, усвоить правила и нормы поведения в природе. В ходе исследований будет выявлено, какие виды  птиц обитают на нашей территории, какие виды нуждаются в охране, сколько видов занесено в Красную книгу Калмыкии.

1.Дети  получат  представление о том, что в степи живут разные  птицы и они по разному приспосабливаются к жизни в степи в разное время года.

2.Научатся видеть взаимосвязь между сменой сезонов и образом жизни диких  птиц, делать логические выводы, умозаключения.

3.Возникнет у детей  желание проявлять интерес к жизни диких  птиц, желание оказывать им посильную помощь в зимнее время.

4.Создание необходимых условий  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни  диких  птиц Калмыкии.

5. У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.

6. Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

7. Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

8. Дети знают назначение и имеют общие представления о Красной книге Калмыкии и исчезающих видах птиц.

9. Вовлечение родителей в педагогический процесс: изготовление мини-книг о диких птицах, фотоколлажа, создание фотоальбома о птицах Калмыкии.

Продукт проектной деятельности:

Оформление фотоколлажа  по акции «Птичья столовая», изготовление работ по аппликации «Домик для птиц», презентация  проекта,  создание фотоальбома «Дикие птицы  Калмыкии», проведение итогового вечера развлечения.       

Оформление тематического материала:

- иллюстрации,

- загадки, пословицы, стихи, рассказы, поговорки, сказки

- физминутки,

- пальчиковые игры,

- подборка дидактических игр,

- артикуляционная гимнастика и психогимнастика,

- конспекты занятий,

- подбор произведений для чтения по теме о каждой птице,

- подвижные игры.

-подбор природоведческого материала для воспитателей о каждой птице.

Этапы реализации проекта:

 I этап – подготовительный

Определение уровня знаний детей о   птицах Калмыкии. Анкетирование родителей.

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка маршрута для участников проекта.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подходы к взаимодействию с сотрудниками национального музея, родителями.

 Подбор необходимой литературы по данной теме.

II этап – основной (практический)

- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников    о  птицах  Калмыкии.

- Продуктивная деятельность детей.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Реализация проекта:

 1. Занятие познавательного цикла « Птицы  Калмыкии»;

- Обучающие ООД с использованием презентаций «Зимующие птицы», «Птицы калмыцкой степи», презентации «Журавль-красавка», «Розовый фламинго», «Жаворонок», «Воробей», «Утка-кряква», «Голуби», «Ласточка»

Проведение акции «Птичья столовая»

- беседы ««Птичья столовая», «Почему улетают птицы?»

2.Развитие речи и художественная литература.

«Журавль – красавк»Г.Кукарека, «Ласточки- береговушки» Г.Кукарека, «Жаворонок» Михаил Хонинов, «В апреля ходят журавли» Михаил Хонинов, «Загадки степного края» Е.Емгушева, «Жаворонок»  Л. Модзалевский,  «Где обедал воробей?» С.Маршак, «Воробышки» О.А.Беляевская , «Ласточка» перевод В. Лиджиееой, В. Берестов «Жаворонок»  А. Барто «Скворцы прилетели», «Ласточка»  Б. Заходер,  «Природа и мы» Г. Кукарека, сказка «Дружбе журавля и лягушки»,  «Весёлый воробей» калмыцкая сказка,  Сказка  «Два друга»  Журнал «Байр»,  «Воробей» Николай Санджиев.

Беседы-диалоги по теме проекта.

Составление рассказов по мнемотаблицам «Дикие птицы».

Заучивание загадок, пословиц, поговорок, примет о птицах.

3.Психо – коррекционная работа:

 Пальчиковые игры

  Психогимнастика

  Физминутки.                     

4.Игровая деятельность:

Дидактические игры:  «Верю – не верю» ,  «Разрезная картинка», «Закончи предложение», «Прилетели птицы», «Чьи следы», «Летает — не летает», «Птицы», «Счет птиц», «Угадай птицу по описанию», «Один — много». «Чем их накормить?», «Кто мы, угадай?», «Четвертый лишний», «Домино», «Чьи детки?», С/ролевые игры «Зоопарк» -  «Кто, что любит?», «Исключение лишнего», «Чьи следы?»

 5.Конструктивно-изобразительная деятельность:

- рисование

- аппликация «Стайка воробьев».

-  Конструирование: «Голуби» (оригами)

-Аппликация «Домик для птиц»

6.Театрализованная

Игра - инсценировка «Узнай птицу!», «Зимние долги» Н. Сладков,

7.Музыкальная

Прослушивание голосов животных

Слушание и разучивание песен из репертуара.

8.Физкультурная

Подвижные игры: «Птицелов», «Филин и пташки», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы»,

3 этап – заключительный

- презентация проекта,

- отчёт о проведении акции «Птичья столовая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редкие птицы Калмыкии

Материал будет полезен для педагогов Калмыкии, этот плакат я сделала по материалам сайта калмприрода....

новогодний праздник калмыков ЗУЛ

Новый год, который праздновали калмыки 16 декабря 2014 года...

Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Моя Калмыкия»

Цель: формировать  знания дошкольников о родном крае. Задачи:  - продолжать знакомить детей с республикой Калмыкия, с ее столицей, с особенностями природы; познакомить с  символам( герб...

Региональный компонент Республики Калмыкия

Предназначена для воспитателей, родителей и педагогов дополнительного образования...

Региональный компонент ДОУ (КАЛМЫКИЯ)

           Из опыта работы «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в воспитательно-образовательном процесс ДОУ №1»...