Главные вкладки

    Региональный компонент Республики Калмыкия
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    Ким Кермен Константиновна

    Предназначена для воспитателей, родителей и педагогов дополнительного образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Недели Джангариады» в рамках Года литературы, посвящённый 575-летию эпосу «Джангар».

      «…Кен гидг дууч,

    Кезә альк цагла

    Кев-янзинь олҗ,

    Келнәннь зөөр олзлҗ,

    Кеермҗ –чимлһн хамгинь

    Кецү нәрәр сиилүлҗ,

    Кемтркә, хоньтг угаһар

    Келврлә ирлцүләд

    Алдг угаһар дуулҗ,

    Алдр «Җаңһр» үүдәсмб?»

    Көглтин Д.

    Цели и задачи:

    1.Патриотическое воспитание дошкольников через  знакомство с героическим эпосом «Джангар»

    2. Воспитание любви к малой и большой родине.

    3. Уважительное отношение к истории предков.

    4. Привлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс, гендерное воспитание детей.

    Участники проекта:

    • Воспитатели, дети, родители, специалисты.

    Продолжительность проекта:

    • Краткосрочный: неделя

    Пути реализации проекта:

    • Обозначение проблемы
    • Сбор информации
    • Привлечение родителей
    • Разработка плана мероприятий
    • Проведение бесед, занятий
    • Слушание сказителей Джангра
    • Игры в альчики
    • Проведение народных спортивных игр.

    Ожидаемые результаты:

    • Знание о стране Бумба и его богатырях.
    • Заинтересованность родителей в воспитании детей посредством традиции предков.
    • Тесное взаимодействие с родителями.

    План работы проекта «Недели Джангариады»:

    Тема

    Форма

    Ответственный

     «Героический эпос «Җаңһр»»

    Консультация в уголок для родителей

    Воспитатели всех групп

     «Путешествие в страну Бумба»

    Экскурсия в краеведческий  музей

    Педагог ДО Ким К.К., воспитатели старшей группы

    «Хәдрис!»

    Обучение элементам танцевальных движений калмыцкого танца

    Хореограф

     «Страна Бумба»,

    «Герои - богатыри»

    Беседа, рассматривание иллюстраций с детьми, театрализация

    Воспитатели всех групп

    «Кто быстр и ловок?»

    Обучение национальных спортивных игр среди дошкольников

    Воспитатель по ФИЗО Урхаева Г.К.

    «Кто он великий певец древнейшего нашего мира?»

    Знакомство с национальной инструментальной музыкой, пением джангарчи.

    Музыкальный руководитель Чубарь Г.А.

    «…И не могло не ожить дивное это творенье!...»

    Выставка рисунков детей

    Воспитатель по ИЗО

    Джагалинова Н.С.

    «Малая Джангариада»

    Спортивное состязание с участием джангарчи

    Педагог ДО Ким К.К., воспитатель ФИЗО Урхаева Г.К., воспитатели старшей группы

    «..Келнәннь зөөр олзлҗ,

    Кеермҗ –чимлһн хамгинь..»

    Презентац

    Педагог ДО по калмыцкому языку

    Сценарий спортивного праздника «Малая Джангариада», октябрь 2015г.

    Празднично украшенная спортивная площадка или зал

    Ведущий: Мендвт, эңкр гиичнр, эк-эцкнр, бичкдүд! Мендвт, күндтә жюри! Эндрк цогц батруллһна марһан «Җаңһр» баатрльг дуулврин 575-гч җилин өөнд нерәдгдҗәнә.

    «…Кен гидг дууч,

    Кезә альк цагла

    Кев-янзинь олҗ,

    Келнәннь зөөр олзлҗ,

    Кеермҗ –чимлһн хамгинь

    Кецү нәрәр сиилүлҗ,

    Кемтркә, хоньтг угаһар

    Келврлә ирлцүләд

    Алдг угаһар дуулҗ,

    Алдр «Җаңһр» үүдәсмб?»

    Мана марһанд төрскнч өдгә цагин баахн җаңһрч, Шаран Дмитрий гиичлҗ ирсн бәәнә: Күндтә җаңһрчд үг өгчәнәв.

    (апплодисменты)

    Җаңһрчин үг:

    Танец с хадаком

    (приподношение хадаков уважаемым гостям)

    -- Нань чигн мана марһанд тоомсрта Олна ниитин Советин ахлачин дарук кундтә Натра Александр Михайлович бас ирсн бәәнә.

    (апплодисменты)

    -- Мана бичкдүдин садт дорас өсч, җаңһр дасч йовх бичкн җаңһрч төрҗәнә: ах багин көвүн Пуган Санчир.

    «Бумбин орн» җаңһрин тасрха:

    Көвүн:                   «… Үкл уга мөңкин орта,

    Үрглжд 25 насни дүрәр бәәдг,

    Үвл уга хаврин кевәр,

    Зун уга намрар бәәдг,

    Даарх киитн угаһар,

    Халх халун угаһар,

    Сер-сер гисн салькта,

    Бүр-бүр гисн хурта

    Бумбин орн болна. ...»

    (апплодисменты)

    Танец «Зелёная тара»

    Танец богатырей.

    Дун  «Баатрмуд»

    Ведущий: Күндтә гиичнр, мендвт! Итак, мы начинаем традиционное ежегодное соревнование «Малая Джангариада».

     В этом году в рамках преемственности на соревнование мы пригласили команду из 1 класса начальной школы Троицкой прогимназии

     Друзья! Разрешите представить уважаемое жюри:

    Председателем членов жюри является заместитель председателя Общественного Совета Натыров Александр Михайлович. (апплодисменты)

    Члены жюри:  специалист по национальным вопросам и связью с общественностью Роксана Александровна Б., руководитель Детской спортивно-юношеской школы Ходжигоров Д.Ц., джангарчи Шараев Дмитрий, заведующий детского сада «Харада» Урубжурова С.Ф.

    Итак, приглашаются:

    --Команда сборной 1-х национальных классов Троицкой прогимназии начальной школы им. Б.Б. Городовикова, встречайте, тостн!

    (апплодисменты)

    --Представление команды:  Команда «Баатрмудын үйнр»

     «Җил насн хойран

    Җидин үзүрт өлгий

    Җилв бах хойран

    Һанцхн Җаңһртан өгий!»

    (эмблема для жюри)

    Ведущий: Команда старшей группы МДОКУ «Детский сад «Харада»», встречайте, тостн!

     (апплодисменты)

    --Представление команды: Команда «Байр»

    «Җил насн хойран

    Җидин үзүрт өлгий

    Җилв бах хойран

    Һанцхн Җаңһртан өгий!»

    (эмблема для жюри)

    Команды садятся на ширдыки напротив друг друга

    Ведущий: Прежде, чем начать соревнование, выберем  жеребьёвкой команду, которая начнёт 1-й конкурс.

    (для жеребьёвки шест или альчик)

    Итак, начинает команда «Байр» (или «Баатрмудын үйнр»)

    (музыка)

    1-й конкурс «Мергн харвач» (Меткий стрелок). Сначала подходят и стреляют дети обоих команд по очереди, затем родители. Жюри наблюдает меткое попадание в цель (в круг).

     (көгҗм)

    2-й конкурс «Хамгин шудрмг».  Наши участники, должны поймать себе коня, чтобы участвовать в следующем соревновании «Скачках».  Самый ловкий тот, кто накинет аркан на голову коня.

    (көгҗм)

    Ведущий:        «…Аранзал в глазах собрал

    Всю зоркую остроту свою

    Аранзал в ногах собрал

    Всю резвую быстроту свою…»

    3-й конкурс «Мөрнә урлдан» 1-2-3!

    Чья же команда придёт самой первой? Молодцы, хамгин түрүн «…» баг күрч ирвә, әвртә баатрмуд, шамдһа көвүд(эцкнр).

    (көгҗм)

    Ведущий:        …Стояли мальчики на лугу,

    Играли в альчики на лугу…

    Кезәңк  «Шаһа наадлһн» гидг  наадн, 4-й конкурс, очень сложно попасть в мелкую цель. В этом конкурсе выявятся самые меткие участники. Какая команда выбьет больше альчиков?

    (көгҗм)

     «…Кинулись в рукопашную здесь

    Бились четыре недели они

    Друг друга бросали через себя

    То над морями летали они

    Друг друга долго трясли они…»

    5-конкурс «Бөк бәрлдәнә» марһан.

    Не ошибусь, если скажу, самые сильные мальчишки с детского сада «Харада». (наши выпускники, молодцы, не подводите свой родной детский сад)

    Уважаемые родители в этой номинации, силу свою через армреслинг.  

    Родители- армреслинг.

    Вот какие силачи наши папы, должно быть тоже выпускники нашего детского сада!

    Ведущий: Нә, цогц батруллһна «Баһ Җаңһриадын» марһан төгсв. Ода мана күндтә жюрин гешүд марһа ашлна. Мадн болхла цааранднь нәәрән давулхмн. (привлечь детей болельщиков)

    Жюрин үг. Ачллһн.

    Кундтә, жюрин гешүд, би эврәннь нерәсн, цуг бичкдүдин садын нернәс әрүн седкләсн таднд ханлт өргҗәнәв. Иигҗ цаган әрүллго, маднла хамдан өвкнрин зөөр давулҗ,  байрарн хувалцснтн  байрлҗанавидн. 575-гч җилин өөнд нерәдгдсн марһанд орлцсн, эркн биш мана бичкдүдин садт ирсн баахн җаңһрчд ханлт өргҗәнәвидн. Манна бичкдүдин сад ханлтин цаасар ачлхар бәәнә.. (зачитать благодарность)

    Нә, цуг тана, сансн санантн күцҗ

                                   Сексн үүлтн бүтҗ,

                                   Сән-сәәхн, амулң эдлҗ йовтн

    И какой же праздник без зажигательного танца «Чичердык»

    танцевальная группа

                                          Менд байрта харһҗай!

     «Неделя Джангариады» с 19.10.—23.10.2016г. в ДОУ.

    23.10.2016г. спортивное соревнование «Малая Джангариада» с участием джангарчи

    Предварительная работа

    1. Подготовка детей спортивным видам игры: арканометанию, стрельбе из лука, скачки, калмыцкая борьба, игра в альчики (школа и сад).

    1. Учить с детьми участниками клятву богатырей

    (школа и сад).

    1. Участникам подготовить форму одежды удобную для спортивного соревнования с национальным компонентом (школа и сад).

    1. Подготовить грамоты для участников игры (школа и сад).

    1. Подготовить лист оценивания (ПДО в ДОУ).

    1. Пригласить участников жюри: из общественного совета, из ДЮСШ, из родительской общественности со стороны д/с и со стороны школы (ПДО в ДОУ).

    Оценочный лист

    «Малая Джангариада», посвящённая 575-летию эпосу «Джангар»

    Октябрь, 2015 г.

    Номинациии

    МДОКУ «Харада»

    Троицкая прогимназия-начальная школа

    Представление команд.

    Название команды, эмблема, чёткое знание клятвы богатырей

    «Мергн харвач»

    (стрельба из лука -меткость)

    «Хамгин бөк»

    (борьба-сила)

    «Хамгин шудрмг»

    (арканометание -ловкость, меткость)

    «Хамгин мергн»

    (шаһа наадлһн -меткость)

    «Хамгин шамдһа»

    (скачки- быстрота)

    *5-бальная система оценивания.

    Представление команд: чёткое выразительное произношение, эмблема должна  соответствовать названию команды

    Стрельба из лука: попадание в цель (круг) -5 баллов (баллы участников суммируются);

    Арканометание: ловкое попадание в цель –накинуть петлю на голову коня -5 баллов (баллы участников суммируются);

    Скачки: чья команда первой придёт на финиш –5 баллов

    Борьба (дети): положить соперника на лопатки -5 баллов (баллы участников суммируются);

     армреслинг (родители) – (также)

    Альчики: чья команда собьёт большее количество альчиков -5 баллов, меньше 4 балла.

    Выявляются сильные из сильных;

    меткие из метких;

    ловкие из ловких;

     быстрые из быстрых.

    Грамота за 1 место,

    5 грамот по 5 номинациям,

    5 грамот за активное участие.

    Самоанализ

    проведения проектной деятельности «Недели Джангариады» и традиционного спортивного соревнования «Малая Джангариада»,

    педагога дополнительного образования по калмыцкому языку Ким К.К.

    В рамках Года литературы с 19.10. по 23.10. 2015 г. была проведена  проектная деятельность «Неделя Джангариады».

    Для реализации проекта были разработаны цели и задачи, составлен план работы и выявлены ожидаемые результаты. В рамках преемственности со школой, на спортивное соревнование вызвали 1 классы (национальные).

    В начале была проведена предварительная работа, по подготовке к спортивному соревнованию, с детьми и родителями участниками конкурса, т.е. обучению стрельбе из лука, арканометанию, игре в альчики, калмыцкой борьбе. Было дано домашнее задание по номинации «представление команды» (заготовка эмблемы, название команды, разучивание клятвы богатырей).

    В течение недели проектной деятельности воспитатели на группах проводили с детьми тематические беседы, рассматривали иллюстрации эпоса «Джангар», играли в народные игры. В родительские уголки были выложены консультации, информация об эпосе «Джангар» и сказителях, оформлены стенды.

    Специалисты хореограф, музыкальный руководитель на занятиях использовали региональный компонент на тему «Джангара». Воспитатель ИЗО провёл выставку рисунков  «…И не могло не ожить дивное это творенье!...», где силами детей и родителей была проведена большая творческая работа.

    Была организована экскурсия в национальный музей имени Пальмова, где дети посмотрели и поучаствовали в театрализованном представлении калмыцкой сказки. Побывали в этнографическом зале, где посмотрели выставку старинных предметов: калмыцкой одежды, одежды знати, одежда богатырей, снаряжение, оружие богатырей.

    Продуктом проекта является спортивный конкурс «Малая Джангариада». К этому конкурсу в качестве жюри были приглашены члены районного Общественного Совета, руководитель ДЮСШ и главный почётный гость джангарчи Дмитрий Шараев. Джангарчи прекрасно спел нам отрывки из Джангара, как традиционным, так и горловым пением. Дети заинтересованно, с любопытством наблюдали и слушали пение под домбру.

    К встрече джангарчи силами детей старшей группы «Байр», хореографа Санджиевой В.Н., музыкального руководителя Чубарь Г.А. был подготовлен концерт. Уважаемый гость, жюри и родители получили эмоциональный настрой, заряд бодрости от творческой деятельности детей. Более того, Пугаев Санчир этой же группы выучил отрывок из «Джангара» о Стране Бумба и спел его на калмыцком языке, за что получил в подарок от уважаемого гостя джангарчи Дмитрия Шараева, белый хадак. Джангарчи сказал тёплые слова о том, что его ждёт хорошее будущее, если он будет продолжать начатое дело.

    Мы в свою очередь, поблагодарили нашего гостя, что почтил нас честью быть у нас в детском саду «Харада», участвовать в нашем мероприятии. И преподнесли в качестве подарка «Благодарность» в рамке, и небольшой подарок.

    Далее, мероприятие перешло в спортивный конкурс, где дети и их родители соревновались между собой в стрельбе из лука, арканометании, скачках, игре в альчики, калмыцкой борьбе и армреслингу.

    К этим спортивным народным состязаниям готовила детей инструктор по ФИЗО Урхаева Г.К.

    Конкурс оценивал жюри в составе: Председатель жюри—заместитель председателя ОС Натыров А.М., специалист по связям с общественностью и национальным вопросам Бурвяшова Р.А., руководитель ДЮСШ Ходжигоров Д.Ц., заведующий МДОКУ «Харада» Урубжурова С.Ф.

    Состязание прошло на отличном эмоциональном настрое, духе соперничества, доброжелательности весело и жизнерадостно. Родители выразили благодарность, о том, что в стенах ДОУ проходят такие мероприятия, сплачивающие и детей и родителей.

    В конце наградили активных участников и по номинациям: самых сильных, ловких, быстрых, метких участников соревнования. От ОС были награждены семьи от ДОУ и начальной школы.

    При награждении Заместитель ОС Натыров А.М. поблагодарил ДОУ за работу в деле возрождения традиций, обычаев и культуры калмыцкого народа, за взаимодействие с родителями и интересное мероприятие.

    Так на позитивной ноте была завершена проектная деятельность «Неделя Джангариады» в рамках Года литературы.



    Предварительный просмотр:

    НОД  «Таньлдлһн»

    Күцл: дассан давтлһн, келлһ өргҗүллһн.

    Көтлврин эсв:

    Сурһулин эсв: әс чикәр келлһн, сурврт чикәр хәрү өглһн, хальмг үгин толь байҗулһн.

    Өргҗүллһнә эсв: диалогическ күүндвр өргҗулһн.

    Сурһмҗин эсв: төрскн келндән соньмслт болн оньгин эв өглһн. Нег-негндән өр-өвч болх, өөрхн улсин дур үнлхин сурһмҗ өгх.

    Давтх үгмүд: чи, би, көвүн, күүкн, багш, сян бәәнав, мини, чини, нерн.

    Олзлсн эв-аврһс: күүндвр, наадн, зургар көдлһн.

    Дөңцл: наадһас-- һууҗмл, шаһас, эр такан зург, мнемосхем, ширдгмүд, аудиозапись.

    Кичәлин йовуд:

    Оргмомент:

    Бичкдүдиг дуңһра кеһәд зогсуллһад:

    Менд, шар нарн!

    Менд көк теңгр!

    Менд, төрскн һазр!

    Менд, мини нәәҗ!

    Мендевте, мана гиичнр!

    (Сандл деер суулһх)

    Багш: Чиктән суутн, нурһан һоодан, «Дүүрән» гидг наад наадхмн. Би ә һарһнав, тадн дүүрән кевтә дуратн.

    Фонетическ гимнастик:

    А-О-У; Ә-Ө-Ү-Җ-Һ-Ң

    Җа-җо-җу; җә-җө-җү

    Һа-һо-һу; һә-һө-һү

                    Аң-оң-уң; әң-өң-үң. (хамдан)

    Диалогическ күүндвр: (цуг бичкдүдт сурвр өгх)

    --Чини нерн кемб? –Мини нерн Санһҗ.

    --Саңһҗ, чи кембч көвүн аль күүкн? –Би …

    --Саңһҗ, чи яһҗ бәәнәч? – Би сән бәәнәв.

    --Күүкд, би кемб? – Кермен Кануровна –багш.

    --Йир сән!

    (генткн һууҗмлын ә һарна)

    --Пи-пи-пи

    Багш: Эн юмби? Юуна ә һарчана? --(бичкдүдин хәрү)

    (Хааһулын ардас наадһа һууҗмул авч ирнә).

    --Ямаран көркхн һууҗмл! Наверное он заблудился. Ребята, а давайте с ним познакомимся. Таньлдхмн. Вы будете задавать цыплёнку вопросы на калмыцком языке.

    Бичкдүд сурвр тәвнә, багш һууҗмлын нернәс хәрү өгнә:

    --Чини нерн кемб? –Мини нерн һууҗа Шарда.

    --Чи кембч? –Би эр така.

    --Чи яһҗ бәәнәч? --Би сән бәәнәв.

    Багш: Йир сән, ямаран өкәр һууҗмл! Эн һууҗа ямаран?

     –Һууҗмл бичкн.

    --Һууҗмл ямаран өңгтә? –Һууҗмл шар өңгтә.

    –Э-э, тиим. Нә, ода тадн һууҗмлта таньлдвт. Эн һууҗмл көркхн, бичкн, шар- зуг энтн өсәд босад (зург үзүлх) иим ик сәәхн шовунд хүврх. Оньган өгтн!

    Зургар көдлһн:

    --Эн юмб? –Эн эр така.

    --Эр така ямаран? –Эр така ик, сәәхн.

     –Ямаран өңгтә эр така? –Эр така цаһан өңгтә.

     –Эр такан цогцин мөчмүд келтн! Эн юмб? –Эн толһа. (Эн нүдн. Эн көл. Эн сүл).

    --«Эр така» гидг дассн шүлг келтн?

                                                             Эр така

    Эрт босна,

    Эрт босна

                        Эзән серүлнә. (хамдан)

    --Йир сән. Дети, а как вы думаете, что нужно, чтобы цыплёнок вырос таким большим и красивым как этот петух?

    --(бичкдүдин хәрү) Нужно кушать, клевать зерно, щипать траву, пить воду, греться на солнышке, под крылышком матери курочки, чтобы её любили. Чик, бичкдүд, чтобы вырасти большим и красивым цыплёнку нужно:

    Тепло, вода, еда, солнышко, воздух и любовь близких.

    --А теперь посмотрите на мнемосхему и всё это скажем на родном языке,

    давтхмн, әмтә юмна  өслһнд юн кергтә?

    ДУЛАН, УСН, ХОТ, НАРН, АҺАР, ДУРН. (мнемосхема)

    (хамдан, неҗәдәр давтх)

    --Бичкдүд, тадн наадхдан дуртавт? –Э-э, дуртавидн.

    --Нә, тиклә шаһаһар наадхмн. Һууҗад наад үзүлхмн. Чи, һууҗа, сууҗа, мана наад хәләҗә. Ширдг деер дуңһра кеһәд суутн!

    Наадн «Шаһа хавлһн». 

    Күцл: Баһарн наач чадлһна эв даслһн. Бичкдүдин оньг, шамдһа болхиг өргҗүлһн, то батлһн.

    Наадна йовуд: Дуңһра кеһәд суулдна. Шаһа хавлжах күн, альхасн шаһас өсрүләд альхиннь ар талаһарн хавлх зөвтә. Хавлсн шаһасин тооһинь келнә. Чеерүдәр хавлна. Цуг шаһа хавлснь, шамдһа болна

    .

    Багш: Йир сән наадн болв. Цуһар тадн шамдһа бичкдүд бәәҗит. Хәләтн, һууҗад мана наадн таасгдҗана. Босад сандл деер суухмн, күүндврән  цааранднь давулхмн.

    –Ребята, а вы были ма-аленькими детьми, такими, что не могли ходить, говорить или вы сразу стали такими большими? –Да, мы были маленькими.

    --А как вы стали такие большие? –Мы кушали кашу, учились ходить, играли, пили молоко.

    --Верно, ребята, а ещё нужно дышать чистым воздухом, греться на солнце, мыться, заниматься физкультурой.

     --А кто вам в этом помогал? –Мама и папа.

    --Верно,, ребята, потому что мама и папа любят вас.  Таким образом, чтобы вырасти крепкими и здоровыми, детям также как и цыплёнку и всем живым существам, нужно, юн кергтә? (мнемосхем)

    ДУЛАН, УСН, ХОТ, НАРН, АҺАР, ДУРН.

    --Нә, ода бостн, мини бичкн нәәҗнр, нег-негндән дулан килмҗән өгхмн, мана бичкн һууҗмлд «Би чамд дуртав!» гихмн. А теперь, обнимемся и подарим друг другу тепло любви. А чтобы иметь много друзей будем всегда знакомиться. Мана кичәл төгсв. Ханҗанав, менд байрта харһҗай!



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Почему называется «Цаһан Сар»?»

    «Цаһан Сар»--«белый месяц» - заключена цваетовая символика, общая для монголоязычных народов, согласн которой белый цвет—символ святости и чистоты—ассоциируется со счастье и благополучием.

    Праздник Цаһан Сар отмечают все монголоязычные народы: монголы, калмыки, буряты. Он празднуется первого числа Лу сар (месяца дракона) по лунному календарю, который приходится на февраль месяц по европейскому календарю. 1 число Цаһан Сара (Лу сара) приходится на разные числа февраля, в начале или в середине месяца, в зависимости от движения Луны вокруг Земли.

    Древний народный праздник Цаһан Сар, возникший как календарный праздник, с распрастранением буддизма получил оттенокрелигиозного содержания

    Цаһан Сар (Светлый месяц) празднуется в честь нескольких событий:

    1. Наступление 1-го числа первого весеннего месяца;
    2. В этот день вступил в диспут с шестью неверными учителями веры, который длился с 1-го по 15-е число Лу сара и одержал над ним победу;
    3. В этот день грозная богиня войны Окон –теңгри возвратилась из страны мангусов, куда она добровольно отправлялась для усмирения чудовища, грозившего уничтожением человечество.

    К празднику Цаһан Сар все готовились заранее. Предшествующий празднику месяц назывался Тоолдг сар (месяц счёта). Зима шла к концу.

    Скот, основное богатство кочевника, выходил из долгой зимовки, давал приплод. Коровы после осени и зимы начинали доиться, люди получали возможность употреблять молоко, молочный калмыцкий чай, т.е. белую пищу (цаһан идән). Первым молоком, после отёла, как молозивом, отпаивали телят, люди делились молоком с родными, с соседями.

    Подготовка. Накануне Цаһан Сар в доме всё чистилось, убиралось, обновлялась одежда. К празднику старались сшить новую одежду, в особенности для детей, готовили припасы для угощения, белг (подарки) для родственников (Цаһана белг).

    30-го числа перед Цаһаном жарили борцыки (Цаһана боорцг). Они были разных форм, со смысловым значением: «хуц» (изображение головы барана), «цацгта боорцг» (в виде цветка, напоминающий женский головной убор «хаҗлһ»), «җола» (виток повода), «тоһш» (как баранки), «хавтха (целвг)» (круглые лепёшки с защипами вокруг и без них), «хорха» (в виде круглых шариков) и др.

    Для раздачи Цаһана белг к борцыкам добавляли конфеты, яңһг (грецкие орехи), фундук, для пожилых женщин запасали мускатный орех (зать).

    Из ритуальной пищи для «дээҗ» кроме борцыков, чая, готовили мясо (шаһа чимгн), смолённую баранью голову (хуухлсн толһа) и пополняли из всех видов приготовленного праздничного угощения.

    Как?



    Предварительный просмотр:

    НОД  «Өрхн улсин дурн»

    (Ах баг)

    Күцл: шин үгмүдтә таньлдулһн «гирлг», «нилх». Хальмг әс чикәр келлһн. Сурврт чик бүкл зәңгәр хәрү өглһн. Әмтә юмна җирһлд әдл хамг-юмн кергәһнь зааҗ тодлһн. Әмтә хамг-юмн ни-негнтәһән дурта, ни-негн бәәдг сурһмҗ өглһн.

    Дөңцл: ИКТ, Ким Ольдан зург «Теегин эзн» , мнемосхемс, өндгтә үр.

    Кичәлин йовуд:

    Оргмомент: Менд, халун нарн!

    Менд көк теңгр!

    Мендвт, эңкр үүрмүд!

    Сандл деер суулдна.

    Фонетическ разминк: А-О-У; Ә-Ө-Ү-Җ-Һ-Ң

                                          Җа-җо-җу; җә-җө-җү

                                          Һа-һо-һу; һә-һө-һү

                                          Аң-оң-уң; әң-өң-үң.

    Хурһдын наадн: Эн эркә--хотд дурта

                                 Эн хумха-уха заана,

                                 Эн дундк-орчлн цатхна,

                                 Нерн уга нөөрт дурта,

                                 Чигчә дуулна, чигчә биилнә,

                                 Чигчә мадниг байрлулна.

    Күүндвр:

    -Ода ямаран җилин цаг?  -Ода хавр.

    --Хаврин сармуд ямаран? –моһа, мөрн, хөн.

    --Хаврин темдгүд келтн. -- Ноһан урһна, бамб цецг цецгәлнә, харада нисч ирнә, зурмн ичәнәс һарна.

    --Хаврин хөөн ямаран цаг болна? –Зун цаг.

    --Зунын сармуд ямаран? –мөчн, така, ноха.

    --Зунын темдгүд келтн?- нарн икәр халулна, халун салькн үләнә, цецгәс цецгәлнә, эрвәкәс нислднә.

    --Йир сән.

    --Эн зургт оньган өгтн: Эн «Теегин эзн» гидг зург мана хальмг зурач Ольдан Ким бичлә. Теегин эзн гисн—хозяин степи.

    Зургар  көдллhн. (о картине на русском языке)

    Посмотрите внимательно,  на картине художник изобразил широкую просторную весеннюю степь. Посередине, на переднем плане картины

    на густой траве среди тюльпанов, сидит седой дедушка--аав. На коленях у него герлыга. Он пасёт овец. Дедушка сидит как настоящий хозяин степи.

    (Күүкд болhнас сурна)

    --Эн кемб? –Эн аав.

    –Чик. Аавд юн бәәнә?

    -Аавд гирлг бәәнә.

    –Аав ю хәрүлҗәнә?

    –Аав хө хәрүлҗәнә.

    –Теегт юн урhна?- Теегт бамб цецг урһна. Ноhан ноhална.

    --Зург ямаран нертә?

    --«Теегин эзн»

     -Нег күн hарад зургар келвр тогтатн.  (Келвр тогталлhн)

    Амрлһн (бичкн давулна)

    (амрлhна хөөн, альчур дор өндгн олад авад бичкдүдт үзүлнә)

    --Хәләтн, ямаран соньн юмн, эн юмб? –Эн өндгн.

     --Өндгн ямаран өңгтә, ямаран кевтә? -Өндгн цаһан өңгтә, утулң кевтә.

     –Чик. Өндгн моһлцг. (давтх)

    --Тадн яһҗ санҗанат? Дотрнь юн бәәхмб? Что может быть внутри? –Цыплёнок, желток, белок.

    —Э-э, тиим, правильно, если яйцо сварить, то внутри будет вкусный желток и белок. Но если, мы его поставим в гнездо курочке под крылышко? Кто появится? – Цыплёнок.

    --Чик. Как называется по калмыцки цыплёнок? – Һууҗмул.

    --Һууҗмул ямаран өңгтә(яйцо—жёлтый цыплёнок), һууҗмул, ямаран өңгтә? –шар өңгтә. Һууҗмул өснә, ямаран болна? (подрос каким он стал?) – һууҗмул эләд болна. (давтх) Ямаран өңгтә? –Цаһан өңгтә һууҗа.—Хәләтн, эн юмб? –Эн эр така. –Чик, өсә-өсә йовҗ, бөдүн, сәәхн эр такад хүврҗ. (пока он рос , превратился в большого красивого петуха). Чтобы стать таким большим, что ему для этого было нужно? –Клевать зерно, траву, пить воду, греться на солнышке, тепло под крылышком матери курочки. Таким образом: смотрим на схему, что нужно было эр такад, для того, чтобы вырасти большим.

    ДУЛАН (тепло), ЭДЛВР(продукты), УСН(вода), НАРН(солнце), АҺАР(воздух), ДУРН(любовь). (мнемосхема)

    ИКТ

    Посмотрите на экран! Эн кемб?-Это малыш, ребёнок.-Чик. Эн нилх, бичкн.(давтх) Вы были такими? –Да, были.- А что сделали мама и папа, чтобы вы стали такими большими? –Они нас кормят, купают, помогают, учили стать на ноги. А чем они вас кормили?- Кашей (хаш), фруктами (зер-земш), мясом(махар), молоком (үсәр).

    --А что ещё нужно было, чтобы вырасти, такими здоровыми? –Дышать чистым воздухом, греться на солнце, мыться, заниматься физкультурой.

    Таким образом, чтобы вырасти крепкими и здоровыми, людям также нужно :

    ДУЛАН, ЭДЛВР, УСН, НАРН, АҺАР, ДУРН.

    --Босад, нег-негндән дулан килмҗән өгхмн. Обнимемся и подарим друг другу тепло любви. Ханҗанав, менд байрта харһцхай!

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

    региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

    Региональный компонент Чеченская республика

    Перспективный план по использованию национально – регионального компонента в старшей группе.МесяцФормы работы с детьмиСентябрьБеседы «Грозный  - мой родной город» ,« Где т...

    Региональный компонент ДОУ (КАЛМЫКИЯ)

               Из опыта работы «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в воспитательно-образовательном процесс ДОУ №1»...

    презентация " Город Элиста - Республика Калмыкия"

    презентация город Элиста, Республика Калмыкия...

    Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

    Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ (ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

    Современная система образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должна реализовываться через организацию  всевозможных видов детской деятельности и их интеграцию с исп...

    Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

    Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...