Региональный компонент в системе деятельности ДОУ (Старшая,подготовительная группы..Республика Бурятия)
рабочая программа

Галина Николаевна Меньшенина

Региональный компонент в системе деятельности ДОУ (Старшая,подготовительная группы.Республика Бурятия.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Региональный компонент18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в системе деятельности ДОУ

(старшая, подготовительная группы). Республика Бурятия.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного края, так как сведения краеведческого характера им более близки и понятны и вызывают познавательный интерес.

Национально-региональный компонент, представленный историей и культурой республики Бурятия реализуется на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (включение пословиц, поговорок, литературы и других форм детского фольклора), ознакомлению с окружающим миром (мир природы, объекты и достопримечательности поселка), музыкальному воспитанию как совместные праздники и народные гуляния и физической культуре (казачьи подвижные игры).

    Образовательный процесс в ДОУ включает следующие компоненты:

  • познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры Семейских,бурят,; традиций республики Бурятия;
  • эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
  • эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы республики Бурятия;
  • поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении. Территориальное расположение и возможности нашего ДОУ.

Принципы реализации содержания регионального компонента

  • гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
  • -культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и разработке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;
  • -аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
  • -интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры, целостности произведений и его частей в продуктивной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
  • -диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".
  • Отличительными особенностями содержания является то, что оно раскрывает культурно-познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Содержание ориентировано на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению свои чувства, ценностей и мироощущений.  

 

Содержание программы включает четыре раздела: "Семейские", "Буряты» ,«Природа Бурятии", "Народные праздники и традиции Республики Буряти .

Цель программы: развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

Задачи программы:

1. Развитие у детей интереса к культуре и истории республики Бурятия

2.Создание условий, обеспечивающих познание ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.

2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.

З.Развитие творческого речевой, конструктивной, игрой деятельности.

 

 ".                                   План работы с детьми

                                                                  Раздел: "Семейские".

Тематический цикл занятий:

1."Кто такие семейские".

2."Культура семейских".

3." Быт семейских "

4." Труд людей родной земли "

5." Кухня семейских  "

6." Костюм семейских "

7."  Праздники и традиции "

Раздел 2. "Буряты"

Тематический цикл занятий:

1.« Буряты-коренные жители».

2. «Культура и традиции бурят!»

3. «Быт и кухня бурят».

4.Труд и промысел народа

 

Раздел 3."Природа Бурятии ".

Тематический цикл занятий

1.Природа   Бурятии

2.Озеро Байкал

3.Животные и птицы родного края

4.Культура и традиции республики

Раздел 4.  Родное "Село-Новая-Брянь"

Тематический цикл занятий:

1.Улицы моего села

2.Здания и архитектура села

3.Известные люди села  

  Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

 

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой

  • Знакомство с животным и растительным миром республики Бурятия  
  • Знакомство с флорой и фауной озера Байкал;
  • Продолжать знакомство с бытом и культурой Семейских

Ознакомление с окружающим миром

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями поселка, пешие   экскурсии.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город –самый лучший» и другие.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями, беседы с жителями, знакомыми с историческими моментами поселка, области
  • обсуждение   с детьми правил безопасного поведения в поселке, например «как правильно переходить улицу»;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;
  • знакомство с легендами
  • фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки Семейских
  • мифы, легенды, сказки о озере Байкал»;
  • оформление книжных уголков;
  • чтение произведений о культуре Семейских

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

  • репродукции, просмотр слайдов, открыток, фотографий
  • рисование, ручной труд, аппликация из бумаги.
  • музыкальный фольклор  
  • музыкальное сопровождение, участие в конкурсах и фестивалях

Физическое воспитание

  • национальные подвижные игры; спортивные праздники, развлечения; Дни и недели здоровья;
  • народные подвижные игры («Ручеек», «Займи мое место», «Удочка», «Завивайся плетень», «Казаки», «Крашенки», «Перетяжки», «Пятнашки», «Метелица»).
  • Участие в малых зимних и летних олимпийских играх для дошкольников
  • участие детей в целевых прогулках, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ.

Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с  учетом национально-культурных условий, многонац...

«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают ...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....

Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...

Региональный компонент в системе деятельности МАДОУ детский сад комбинированного вида «Малышка» п. Выдрино

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему отечественного дош...