Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ.
рабочая программа

Шиваракова Раиса Евгеньевна

 

Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с  учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области,  направленная на воспитание у детей  гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент

в  системе внедрения ФГОС в ДОУ.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Это и побудило нас к созданию  авторской программы «Оренбуржье – край родной».  

Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с  учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области,  направленная на воспитание у детей  гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

 Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного поселка - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности  в дальнейшем творческом созидании.

Целью программы является   осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это  предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

  1. Развитие    у    дошкольников    навыков    познавательной,    творческой деятельности;
  2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история   региона неразрывно связана с историей России.
  3.  Расширить представления детей о народных промыслах региона: Оренбургский пуховой платок, Уральская роспись,  изделия из яшмы.
  4. Формировать общие представления о своеобразии природы Оренбургского региона, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней; 
  5. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
  6. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном поселке, но и дает возможность  почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий,  заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство  ответственности и гордости за свой город и его жителей.  

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих   построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.  При этом «погружение» детей в краеведческий материал  происходит  постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к поселку и далее к региону, стране.  Одновременно идет «погружение» в историю  своего поселка, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение  всех компонентов образовательного пространства:  развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой  субкультуры,  задач   образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями  воспитанников;

Все содержание программы условно объединено в модули:

Содержание образовательной деятельности детей 5-6 лет:

Модуль I    «Моя семья» 

Модуль II  «Мой детский сад»

Модуль III «Край родной»

Модуль IV «Оренбуржье –край родной».

Модуль V «Растительный мир Оренбуржья».

Моду Содержание образовательной деятельности детей 6-7 лет:

Модуль I «Край родной»

Модуль II  «Богатство родного края»

Модуль III «Природа родного края»

Модуль IV «Растительный мир Оренбуржья».

Модуль V «Животный мир Оренбуржья».

Модуль VI  «Красная книга Оренбуржья».

Модуль VII «Заповедная природа».

Модуль VIII «Уральские промыслы»

Модуль IX «Культурное наследие Оренбуржья»

Модуль VI  «Население Оренбуржья».

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию  краеведческого содержания, реализуемого  в основных  компонентах образовательной деятельности.  Слайд №

Основной формой накопления  и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она  позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и  достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый  источник информации  - краеведческий музей.  Музей– это место, где дети  получают  возможность прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от  творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными  людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами  из ближайшей школы, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются  уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным поселком и родной страной. Но наибольшую ценность имеют  мобильные мини – музеи: «Мой Новоорск».   В их создании  принимает участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей  личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Для этого нами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом, оформлена картотека  сюжетно-ролевых игр.

Кроме того, программой предусмотрено  обязательное оформление продуктов  детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ,  деятельность по благоустройству поселка, охране природы.   Дети принимают участие  в различных мероприятиях, проводимых  администрацией Новоорского района праздничных концертах для ветеранов, праздниках  посвященных Дню поселка.  Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, проводим совместные литературные гостиные,  участвуем в выставках детских рисунков.

 Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании  того, что  родители -  это полноправные участники  образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план  выводится формирование  у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,  проектов, акций,  участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей,  выставок.  Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство  и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

 Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (изделий из пуха, растения родного края и т.д.), оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных), приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.

         

  Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории поселка, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.  Еще великий педагог – гуманист  В.А. Сухомлинский писал, что  «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников  стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают ...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....

Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...

Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...