Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
консультация на тему

Мустафина Дамира Хашимовна

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы  призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций,  толерантности в условиях многонациональной среды.

Реализация регионального компонента  направлена на достижение основной цели: Воспитание любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов17.56 КБ

Предварительный просмотр:

КУ Урайский специализированный Дом ребенка

Консультация для воспитателей

«Реализация регионального компонента

в системе образовательной работы с дошкольниками»

Провела: воспитатель группы №1

Мустафина Д.Х.

2017

Консультация для воспитателей

«Реализация регионального компонента

в системе образовательной работы с дошкольниками»

Политические события в  современном мире  заставляют задуматься об особой значимости  роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою  Родину. Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых лет.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Содержание  педагогической работы  призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций,  толерантности в условиях многонациональной среды.

Реализация регионального компонента  направлена на достижение основной цели: Воспитание любви к Родине.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- воспитывать эмоционально положительное отношение к тому месту, где  родился и живет ребенок;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

- знакомить детей с особенностями и традициями родной страны, города и края;

-заложить основы  национальной гордости и национального самосознания.

Очень важно заложить нравственный фундамент в детях, который сделает их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Контингент детей  воспитывающихся в Доме ребенка  ограничивается  диапазоном от рождения до старшей  дошкольной  возрастной категории. Важными условиями в реализации регионального компонента являются  понятность и доступность образовательного материала, яркость и эмоциональность подачи.

Реализация задач регионального компонента гармонично вписывается в доминирующие цели базовой образовательной программы.

В младенческом и первом раннем возрасте (до 2-х лет) идет процесс  формирования   целостной картины мира. Понимание происходящего  у детей  ограничено. Происходит интенсивное ознакомление с окружающим  миром через восприятие .  Поэтому в соответствии с базовой образовательной программой в работе с детьми важно широко использовать  все виды фольклора (потешки, заклички, сказки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Воздействуя на подсознание ребенка через художественное слово,  формирует чувство любви и гражданской принадлежности к России.  Большое место в приобщении к народной культуре  занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, растений.

Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Во втором раннем возрастном диапазоне (2-3 –х лет) в соответствии с базовой программой, образовательная работа по региональному компоненту проводится с  опорой на лексические темы: “Мой город (знакомство с объектами города, городскими профессиями, городским транспортом”, “Животные  и растения края”,“Русское народное творчество (устное и прикладное)”.

В младшем возрасте (3-4 года)  углубляются  и обогащаются знания детей по вышеперечисленным темам. С малых лет целесообразно  прививать детям толерантность и уважение к людям других национальностей. Это крайне важно, так как духовно-нравственная идея российского общества заключается в дружбе и взаимоуважении  народов различных национальностей, что обеспечивает стабильность и сплоченность граждан нашей страны. В нашем регионе до освоения нефтяных недр проживали народы Ханты и Манси, которые были вытеснены по мере строительства городов в таежные леса. Важно знакомить детей с самобытным укладом их жизни, закладывая зерно любви и уважения к малочисленным народностям нашего края. В младшем возрасте детям недоступно освоение подробных глубоких  знаний об  укладе их быта, поэтому основной задачей является первоначальное знакомство с некоторыми наиболее яркими и значимыми особенностями  жизни.

Содержание регионального компонента реализуется  с учетом ФГОС ДО, требований образовательной программы, обеспечивает разностороннее развитие детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательные области «Познавательное и речевое развитие» (что включает в себя организованную образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры). Интегративная связь через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» ( это организация сюжетно-ролевых  игр, воспитание любви и уважения к окружающим людям в течение дня в различных режимных моментах), «Физическое развитие» (подвижные и хороводные игры с национальным колоритом), «Художественно-эстетическое развитие» (проведение  развлечений с русским национальным колоритом, театрализация русских народных сказок, продуктивные виды деятельности).

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

В феврале  мною было проведено открытое  занятие, в котором  принимали участие дети, соответствующие уровню развития второго раннего возраста (2-3 –х лет). Поэтому образовательный материал был представлен максимально просто и доступно для восприятия детей.

Педагогами группы  проведена предварительная работа с детьми, которая была отображена на занятии:

Была организована экскурсия, целью которой было знакомство с объектами города.

-Посещение музея. Знакомство с различными выставками (диких животных и птиц нашего края), предметов русской избы, хантыйских принадлежностей.

- Знакомство с объектами города: полицией, больницей, магазином; обогащение знаний детей о городских профессиях и городском транспорте.

Было организовано посещение храма.

В рамках базовой программы ранее проводились организованные занятия по ознакомлению с растениями и животными нашего края,  на открытом занятии было реализовано закрепление изученного материала.

На открытом мероприятии  были  даны упрощенные и доступные пониманию детей представления о жизни малочисленных народов Севера через организацию занятия  с использованием  национального  хантыйского колорита.

Обобщая сказанное, можно заключить, воспитательно-образовательная цель работы по региональному компоненту заключается в стратегии  развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.

Дети- будущее нашей страны. Если мы хотим воспитать  здоровое  в морально-нравственном направлении   поколение , нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям и  культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Политические события в  современном мире  заставляют задуматься об особой значимости  роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение ...

Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"

В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...