НОД "Что такое заповедник
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Серёдкина Надежда Николаевна

на занятии детям предлагется стать учёными – экологами, которых интересуют заповедные места нашей необъятной Родины. Что это за места, им и предстоит выяснить. Для этого нужно отправиться в научную экспедицию. И так, дети - учёные, а воспитатель - научный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poznavatelno-rechevogo_razvitiya.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-речевого занятия

Тема: Что такое заповедник.

Программное содержание: систематизировать знания о растительном мире тайги, закрепить знания о значении растения для всего живого на земле; познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги»; обогащать и активизировать словарь (солнечная система, планета Земля, заповедник, запрещающие знаки); развивать логическое мышление, внимание через работу с картой, познавательный интерес через дидактические игры, доказательную речь при решении проблемных ситуаций; развивать навыки работы с разными видами карт; воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.

Оборудование и материалы: аудиозапись «Голоса леса», карты: «Солнечная система», «Физическая карта мира», карта «Охраняемые территории, примыкающие к озеру Байкал», «Красная книга растений Иркутской области», гербарий «Деревья нашего края», иллюстрации растений занесённых в красную книгу,  запрещающие знаки, дидактические игры: «Деревья, кустарники нашего края», «Зелёное кафе», «Материки планеты Земля», Модель планеты Земля – глобус.

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня я вам предлагаю стать учёными – экологами, которых интересуют заповедные места нашей необъятной Родины. Что это за места, нам сегодня и предстоит выяснить. Для этого нам нужно отправиться в научную экспедицию. И так, вы - учёные, а я ваш научный руководитель.

Наша научная экспедиция начинается с исследований в космической лаборатории.

1.  В космической лаборатории

- Перед нами задача: исследовать солнечную систему. А, что такое солнечная система? (ответы детей)

- Как называется планета, на которой мы с вами живём? (планета Земля)

- Перед нами новая задача: выяснить существует ли жизнь на других планетах? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите лупы и исследуйте другие планеты солнечной системы (на других планетах жизни нет)

- Почему на других планетах нет жизни? (Меркурий – первая планета к солнцу, там очень жарко, всё сгорает; Сатурн – очень холодно, всё замерзает)

- Значит, единственная планета, на которой существует жизнь – это планета Земля.

- А сейчас, давайте обратимся к модели нашей земли «Глобусу», с помощью луп рассмотрим поверхность нашей планеты, в какие цвета окрашена наша планета? Что означает каждый из цветов? (коричневый - земля, суша; зелёный - растительность; синий - моря и океаны).

- Вот и закончились исследования в космической лаборатории. Мы с вами выяснили, что единственная планета, на которой есть жизнь – это планета Земля. Что на ней есть суша, вода и растения.

- Теперь мы отправляемся на исследование земной коры планеты Земля. Пройдём в наземную лабораторию.

2. Лаборатория земной коры

Дидактическая игра «Материки планеты Земля»

- Наша задача: изучить поверхность планеты Земля и выбрать те материки, которые существуют только на ней. Решить эту задачу нам поможет «Физическая карта мира».

(В то время, когда дети выкладывают материки, воспитатель задаёт вопросы)

- На каком материке находится наша страна? (Евразия).

- Как называется наша страна? (Россия)

- Как называется территория, на которой мы с вами проживаем? (Сибирь)

- Как называется область, в которой мы живём? (Иркутская область)

- Как называется город, в котором мы с вами проживаем? (Усолье-Сибирское)

- И так, давайте посмотрим наши исследования. Вы выяснили какие материки находятся на планете Земля. Назовите их. (Южная Америка, северная Америка, Австралия, Африка, Евразия)

- Замечательно, значит, на нашей планете есть 5 материков. Наша страна находится на материке Евразия.

- Поверхность планеты изучена. Теперь перед нами новая задача: изучить территории, примыкающие к озеру Байкал. Для этого нам предстоит поработать с новой картой. Давайте возьмём лупы и рассмитрим карту земель вокруг о. Байкал.

- Почему на этой карте много зелёного цвета и только  справа голубая изогнутая полоска? (Россия богата лесами, самое глубокое озеро России - Байкал)

- Как называется лес в нашем краю? (Тайга)

- Кто прочитает нам стихотворение об озере Байкал, таёжном крае?

Таёжная картинка.

Кедры, пихты, сосняки.

Лось рогатый у реки.

Куропатка бьет крылом,

По реке плывёт паром.

Байкал.

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это - озеро Байкал

В окруженье диких скал.

- Тайга - особый растительный мир, в котором живут особенные деревья, кустарники, травы. Предлагаю вам отправиться в лабораторию, где исследуют жизнь растений Тайги.

3. Лаборатория растительного мира тайги

Дидактическая игра «Деревья, кустарники нашего края»

- Разделимся на две группы и рассмотрим портреты растений тайги. Одна группа выберет деревья тайги, другая кустарники, которые растут на опушке таёжного леса.

- Исследования закончила первая группа. Назовите деревья, которые вы выбрали (пихта, сосна, лиственница, кедр)

- Как одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные)

- Посмотрим, что получилось у второй группы. Назовите свои растения (рябина, калина, шиповник, малина, смородина красная, чёрная)

- Как ваши растения можно назвать одним словом? (кустарники)

- Почему портреты этих растений вы не выбрали (лиственные, любят много света)

- Наши исследования оказались верными. Действительно в тайге могут жить только влаголюбивые растения, которым не требуется много света.

«Зелёное кафе»

- Зелёные листья – это настоящая фабрика жизни. Из неживых элементов (питательных веществ, воды, воздуха) на солнечном свету в них образуются органическое (живое) вещество. Такое не могут сделать ни животное, ни человек! Поэтому растения главные на Земле, они служат пищей для животных и человека.

- А сейчас я вам предлагаю посетить «Зелёное кафе» и продолжить свои исследования там. Сколько здесь посетителей! Посмотрим, какие блюда здесь предлагают, и предложим их посетителям (Дети читают меню, и предлагаю блюда посетителям)

- Что произойдёт, если растения исчезнут с планеты? (без растений нет жизни)

Физминутка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два-три, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот –

Назад помчался самолёт.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок,

Поактивнее, дружок.

Всё, закончилась зарядка.

Мы пройдёмся для порядка.

Остановимся и снова

Мы к исследования вновь готовы.

Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды растительного мира.

- Что означает исчезающие?

Исчезающие - значит такие, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

Предлагаю вам познакомиться с такими растениями в лаборатории заповедных мест.

4. Лаборатория заповедных мест

- Ребята, вы сейчас смотрите портреты растений, которые считаются редкими или исчезающими. Как вы думаете, как можно узнать, что то или иное растение относится к редким или исчезающим видам?

Дети рассматривают иллюстрации растений, занесённых в красную книгу.

- В России есть особая книга, в которую занесены все редкие и исчезающие виды растений - «Красная книга»

- Почему её обложка красного цвета? (предупреждает людей о том, что эти растения или животные могут исчезнуть)

- «Красная книга» является предупреждением для всех людей, что эти и растения могут исчезнуть.

Работаем с картой «Заповедники»

- Для того чтобы сохранить растения, созданы заповедники. Заповедник – это особое место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения. В России создано много заповедных зон. Чтобы люди знали о таких зонах, существует карта заповедных мест России. А эти места обозначены специальными значками.

- На территории Сибири тоже есть такие зоны. Они примыкают к озеру Байкал.

- Приступаем к новым исследованиям. Наша задача: найти и обозначить охраняемые территории на озере Байкал специальными значками.

- Сколько на Байкале получилось заповедников? (5)

Природу необходимо беречь и охранять, чтобы все люди могли ею любоваться. Лес – это сокровище планеты Земля. Представьте, как было бы хорошо, если в лесу висели специальные знаки, предупреждающие людей о том, как нужно вести себя по отношению к растениям.

- Давайте сегодня подберём такие знаки в лаборатории охраны природы.

5. Лаборатория охраны природы

Развивающая игра «Защитники природы»

Детям раздают схемы с разными вариантами поведения людей в лесу.

- Перед вами стоит новая задача: вы должны определить запрещающие знаки и помочь растениям планеты Земля сохранить их исчезающий вид.

- Замечательно мы с вами поработали в лаборатории охраны природы. Надеюсь, эти запрещающие знаки помогут людям сберечь растительный мир планеты.

6. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше исследование. Я как руководитель научной экспедиции хочу вас спросить:

- Что мы выяснили в наших исследованиях на планете Земля? (ответы детей)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое заповедник

Экологическое занятие....

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Занятие по экологии в старшей группе "Что такое заповедник?"

Знакомство детей с заповедниками Забайкальского края (Сохондинский заповедник )....

«Что такое заповедник?»

Тема: «Что такое заповедник?»Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей...

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Что такое заповедники?

Цель:познакомить детей подготовительной группы с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной ...