Методическая разработка "Животные нашего леса"
методическая разработка по теме

Сурмина Евгения Сергеевна

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников экологической культуры, желания оберегать и сохранять родную природу и ее обитателей. В данной работе раскрыто содержание, формы и методы организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы. Работа может быть использована как начинающими педагогами, так и педагогами, имеющими опыт работы с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zhivotnye_nashego_lesa.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ  ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РОСИНКА»

(ЛГ МАДОУ  «ДСОВ № 6 «РОСИНКА»)

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НОМИНАЦИЯ « ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»

   

Методическая разработка  непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию, область «Познание»

                                                                                     

ТЕМА:      «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ЛЕСА»

для воспитанников среднего дошкольного возраста

                                                                                                

                                                       

Составитель:

Сурмина Евгения Сергеевна

воспитатель

                         

        город Лангепас, 2013 год        

Содержание.

  1. Аннотация……………………………………………………..2
  2. Введение……………………………………………………….3
  3. Основная часть………………………………………………...7
  4. Заключение………………………………………...…………16
  5. Список литературы…………………………………………..17
  6. Приложение…………………………………………………..18

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников экологической культуры, желания оберегать и сохранять родную природу и ее обитателей. В данной работе раскрыто содержание, формы и методы организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы. Работа может быть использована как начинающими педагогами, так и педагогами, имеющими опыт работы с детьми.

Введение.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  одно из приоритетных  направлений  дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания и  проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Цель методической разработки: раскрыть формы и методы формирования экологической культуры, бережного отношения и любви к природе в процессе реализации проектной деятельности, как одной из наиболее эффективной современной педагогической технологии, предназначенной для работы с воспитанниками дошкольного возраста.

 В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.), указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Данное занятие является частью проекта «Животные нашего леса», проект является краткосрочным и запланирован на январь месяц. На учебный год с детьми данного возраста запланировано четыре проекта по экологическому воспитанию. По продолжительности в средней группе используются краткосрочные проекты. Уровень проектной деятельности у дошкольников данного возраста - подражательно-исполнительский: данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, поэтому активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым: ребенка привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана, затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Содержание работы по проекту «Животные нашего леса»

    Социализация

Дидактические игры

«Назови одним словом»

«Назови ласково»

«Чей домик»

«Кто чем питается?»

"Составь животное"

"Выбери животное"

"Кто где живет?"

"Животное домашнее или дикое?

Подвижные игры

«Волк и зайцы»

«Зайка серенький»

       Познание

Беседа на тему «Дикие животные», Рассматривание изображения северного оленя, беседа на тему «Для чего оленю широкие копыта»

Коммуникация

Развитие речи

  1. Составление описательных рассказов по картинка «Животные леса»
  2. Заучивание стихотворений, пословиц, загадок о диких животных. Слайдовая презентация «Животные».

Чтение художественной лит-ры

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; Югорские сказки «В беличьих угодьях»; Чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос»; «Ягодка голубика»  (ненецкая сказка)

Проблемные ситуаций

Моделирование проблемных ситуаций.

«Поможем голодной лисичке»

«Опасные ситуаций в природе»

Продуктивная деятельность

Лепка

"Орешки для белочки"

Аппликация

«В лесу»

Рисование

«Зайка серенький»

Работа с родителями

Изготовление совместно с детьми альбома «Дикие животные» Выставка рисунков, поделок

Безопасность

Беседа на тему: «Правила поведения с животными», «Правило поведения в лесу»

Развивающая среда

Сюжетные картины на тему «Животные».

Альбомы для рассматривания: «Животные Югры».

Ожидаемый результат:

Для детей: Решение задач данной методической разработки способствует:

 - формированию у детей уважительного отношения к природе;

 - усвоению детьми конкретных сведений о животных, их образе жизни;

 - привитию экологических навыков и уважительного отношения к окружающей среде, миру природы.

Для педагога: поможет осуществлять педагогический процесс систематически и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Основная часть.

НОД является логически выстроенным, т.к. все компоненты занятия направлены на решение ведущей цели: Обобщение и систематизация представлений детей о диких животных, их образе жизни, а также воспитание желания заботиться о них и оберегать.

В НОД используются современные образовательные технологии:

-приёмы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, музыкальное сопровождение заданий.

-информационно-компьютерные технологии: использование слайдовой презентации.

Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач при осуществлении НОД соответствует задачам образовательной области «Познание» и построено с учётом принципа интеграции образовательных областей «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Тема занятия: «Животные нашего леса»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.

Задачи: 

Образовательные:

 1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные».

2. Формировать экологические представления: живая и неживая природа, роль человека в жизни животных.

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

2. Развивать коммуникативные навыки: уточнить предметный словарь -медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора, и словарь признаков - мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый; учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: ревет, фыркает, воет; притяжательных прилагательных: лисьи уши, лисий хвост и т.д.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Для проведения НОД и получения эффективного результата необходима предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий; чтение художественной и познавательной литературы по теме; рассматривание иллюстраций; просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов; беседы с детьми, игры и игровые упражнения о животных.

Оборудование и средства: ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, слайдовая презентация по теме.

Наглядный материал: письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк), макет леса.

Раздаточный материал: клей, картонные силуэты животных, крупа.

        Используемые методы и приемы: Сюрпризный момент «Посылка»; беседа, вопросы к детям; решение проблемной ситуации; дидактическая игра «Чей след», «Чей хвост»; просмотр слайдовой презентации; психогимнастика «Белочка»; музыкальная импровизация «Олень»; индивидуальные задания; рассматривание иллюстраций, картинок; объяснение, поощрение, похвала; оценка деятельности каждого ребёнка.

План – конспект учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Педагог показывает посылку и объясняет, что получила ее утром. В ней была книга (демонстрирует книгу о животных), но кто и для чего ее прислал непонятно, так как нет обратного адреса.

Педагог показывает рисунок, вложенный в книгу, и предлагает детям подумать, что бы это значило?

Дети рассматривают посылку и вложенную в нее книгу, решают проблему «От кого посылка?»

Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что это следы животных.

II. Основная часть.

III. Подведение итогов

1. Воспитатель предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто «написал» это странное письмо и для чего.

Проводиться д.и. «Чей след?»

По ходу игры воспитатель задает вопросы.

Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.

Отвечают на вопросы воспитателя

2. Введение в тему. Беседа по теме

В ходе беседы с детьми воспитатель задает наводящие вопросы по теме. Дает детям индивидуальные задания.

Психогимнастика «Белочка»

Используя мультимедийную презентацию воспитатель задает детям загадки от Незнайки, и рассказывает о жизни, повадках некоторых диких животных.

Проводится индивидуальная работа.

3.Музыкальная импровизация «Олень» под хантыйскую музыку.

1.Воспитатель обращает внимание детей на письмо от Незнайки. В письме находятся силуэты животных, Незнайка благодарит детей за помощь в отгадывании загадок, дарит каждому картинку-силуэт животного и просит детей подарить им теплые шубки и  «накормить» (нарисовать корм).

Дети активно включаются в беседу.

Дают предположительные ответы на вопросы воспитателя.

Дети имитируют движения и состояние белочки.

Дети отгадывают загадки,

Индивидуальное выполнение заданий

Вместе с воспитателем дети «превращаются» в оленей и имитируют движения оленя

Дети соглашаются помочь: выбирают силуэты животных и в процессе совместной деятельности с воспитателям после занятия выполняют данную работу.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон передал мне посылку, но здесь нет обратного адреса, поэтому непонятно: кто и для чего ее прислал.  Давайте посмотрим, что в ней и подумаем, кто мог ее прислать? (демонстрирует книгу о животных, в ней картинки с изображением следов).

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на рисунок и подумаем, что бы это значило? (предположительные ответы детей)

Воспитатель: Да, это следы животных на снегу.

Где и когда можно наблюдать следы животных? (предположительные ответы детей)

II. Основная часть

Воспитатель предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто написал это странное письмо и для чего.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем с вами в игру «Узнай, чей след»

В группе разложены дорожки из следов разных животных. Воспитатель предлагает детям пройти по дорожкам: по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

Воспитатель: Какое животное оставило следы?

- Расскажи о нем? (Ребенок дает короткое описание внешнего вида и рассказывает о повадках животных).

- Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так, чьи же это следы? (Ответы детей: волчьи, лисьи, заячьи, оленьи, беличьи).

2. Беседа по теме (Воспитатель предлагает детям присесть на коврик возле елочки, проводит беседу)

Воспитатель: О ком вы сейчас рассказывали?  Где живут эти животные?  Как вы думаете, там, где живут эти животные, холодно или тепло?

(Предположительные ответы детей)

Воспитатель: Животные, живущие в холодных климатических условиях, называются, северными животными. Как вы думаете, эти северные животные обитают в дикой природе или за ними ухаживает человек?  Какие это животные?

Воспитатель предлагает детям возле елочки разместить своих животных (картинки) и посмотреть фильм.

(Слайд 1) Воспитатель: Наш фильм называется «Лесные жители»,

Называйте, кто живет? (по щелчку появляются картинки; заяц, лиса, белка)

Воспитатель: Какое время года сейчас?

(Слайд 2) Воспитатель: Зима – это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. Посмотрите, как много снега в лесу. Давайте посмотрим, как разные животные готовятся к зиме. Для этого нам нужно отгадать загадки, которые нам приготовил Незнайка. (Слайд 3)

Маленький, беленький

по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык (Слайд 4)

Индивидуальные задания для детей: Арсен сейчас выберет и покажет нам из предложенных картинок уши зайчика.

Воспитатель: Еще одна загадка:

Зимой беленький, а летом серенький (щелчек на 4 слайде, появляется серый заяц).

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку? (ответы детей). Да, заяц, меняет серую шубку на белую, что бы зимой не быть заметным на снегу, ведь у зайчишки так много врагов. Это и лиса, и волк, и куница.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются зайцы? Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. (Слайд 5)

Почему зайцы питаются ночью? (Предположительные ответы детей)

Воспитатель: Слушаем, следующую загадку от Незнайки. (Слайд 6)

По веткам скачет, да не птица, Рыжая, да не лисица. (Слайд 7)

Воспитатель: Ребята, а чем питается белка? (Слайд 8)

 Она приготовила на зиму запасы: шишки, орешки, сушеные грибы. Белочка не боится зимы. (Слайд 9)

Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк белка, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток (Слайд 10)

Воспитатель: Ребята сейчас мы все с вами превратимся в белочку и поиграем.

Психогимнастика «Белочка», включается фонограмма тихого ветра. Педагог предлагает детям попрыгать и порезвиться как белочка. Звучит фонограмма вьюги. «Белочки» сворачиваются в клубок и замирают. Повторить 2 -3 раза.

Воспитатель: Вот еще одна загадка от Незнайки. (Слайд 11)

Кто зимой холодной 
        Бродит в лесу злой, голодный? (Слайд 12)

У волка за лето и осень отрастает шерсть, и становится густой и теплой. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Днем они спят, а охотятся по ночам. Почему?

Воспитатель: Смотрим дальше. (Слайд 13)

Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живёт, 
В деревне кур крадёт. (Слайд14) 

Индивидуальные задания для детей: Маша подойдет к столу и из предложенных картинок выберет ту картинку, на которой изображен хвост лисы.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Чей хвост»

(Предлагает картинки хвостов: лисий, волчий, заячий).

Воспитатель: Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, и они не мерзнут.

Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. Они запасов не делают, голодно бывает им порой. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей.

Воспитатель: Слушаем еще одну загадку (Слайд 15).

Он в берлоге спит зимой. 
Под большущею сосной, 
А когда придёт весна, 
Просыпается от сна (Слайд 16)
Воспитатель: Бурый медведь наедается за лето, копит побольше жира под шкурой, чтобы всю зиму спокойно спать в берлоге, где уютно и тепло.

Слайд 17. Воспитатель задает детям вопросы; где спит медведь? Чем питается?

Воспитатель: Ребята, какого цвета у медведя шуба? Сейчас Настя и Лера подойдут к столу и выберут карточку того цвета, какого цвета шуба у медведя.

Воспитатель: Незнайка приготовил нам еще одну загадку (Слайд 18)

Кто на голове лес носит?  (Слайд19)

Северные олени, лоси питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина. У северных оленей широкие копыта. Для чего оленю такие копыта? (Слайд 20).

Музыкальная импровизация «Олень» под хантыйскую музыку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам письмо пришло от Незнайки (Слайд 21, 22). Он благодарит вас за помощь в отгадывание загадок и каждому дарит картинку-силуэт животного (воспитатель оценивает работу каждого ребенка) и предлагает нам задание: смастерить каждому зверю теплую шубу и нарисовать для них корм, чтобы животные могли хорошо пережить суровую зиму.

(Каждый ребенок выбирает силуэт животного и в процессе совместной деятельности после занятия, дети изготавливают аппликацию из природного материала (крупы) теплые шубки для животных и рисуют для них корм).

Заключение.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе и ее обитателям.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к формированию экологического сознания детей является создание специальной образовательной среды, в которой взрослые личным примером, в процессе совместной деятельности демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Список литературы.

1.Николаевой С.Н. Программа  «Юный эколог».

2.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.пед.вузов / Николаева С. Н. - М. : Академия, 2002. - 336 с. 

3.Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект МАААМ.RU.

4.Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа" : блок занятий "Я и природа".

5.Социальная сеть работников образования nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проект "Звери наших лесов"

Формирование основ экологической культуры у детей средней группы....

Методическая разработка- "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

Закрепить знания детей о названиях диких животных и их детенышей, а так же учиться их различать...

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....

Методическая разработка на тему: « Дикие животные наших лесов»

Закрепление знаний по лексической теме. актулизация, активация и обогащение словарного запаса по теме....